Смекни!
smekni.com

План. Почему была выбрана именно эта тема. Введение (стр. 1 из 5)

Реферат по экологии

Ученицы 11 «г» класса (экстернат)

Средней школы № 199 МКО

Гаткиной Яны

Руководитель : Кидямкина Елена Сергеевна.

По теме:Экоэтика и экотеология.

Москва 2003

План.

1. Почему была выбрана именно эта тема.

2. Введение.

3. Главные вопросы темы:

· Что такое экофилософия и экоэтика.

· Экотеология.

· Христианство и экология.

· Язычество и экология.

· Религия природоохраны.

4. Заключение.

5. Список литературы.

Почему была выбрана именно эта тема.

Экология – древняя наука. Ещё античные мыслители заявляли о необходимости выявления связей всего, находящегося на нашей Земле. И многие люди понимали уже тогда, когда и речи не было о банальном получении электрического заряда или простейшем паровом двигателе, что если одна экоединица исчезает, то сразу или постепенно происходят изменения, которые уже затрагивают всю экосистему в целом. Так как человек – единственный разумный вид на нашей планете, то естественно, на одной теории взаимосвязей вся экология не базируется. Человек – существо, обладающее абстрактным мышлением, высшими именно ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ чувствами. Поэтому человек никогда не одинок полностью. С ним всегда его мысли и чувства. Вот насчёт чувств и эмоций, связанных с экологией, мне бы и хотелось поговорить. Так как именно с чувств начинается для любого человека эта тема. Тема экологии. Тема охраны природы. Тема спасения своей собственной жизни.

Когда я вступала в экологическую организацию : «Green peace», я не имела никаких конкретных знаний ни о конкретных собитиях экологоии, ни о моей конкретной цели в системе организации, ни об акциях, которые будут проводится. Я была движима только одним чувством: «Это что-то не то. Так нельзя. Плохо природе, экосистеме моего хоть и любимого, но грязного города.» Любой человек входит в проблемы экологии именно с душевными сомнениями.

Любая наука не имеет возможности к существованию без осознания своей цели. Тем более экология – наука, созданная во благо человека. Аналогично: занятие научными исследованиями не есть лишь чёткое действие, соответствуюее некоему алгоритму. Любой исследователь должен осознать причины, по которым проводятся опыты или исследования.

Ещё один факт, доказывающий мою осознанность и необходимость выбора этой темы. В течение всей истории человечества, в любой стране, при любом режиме и лидере тема экологии была актуальна – это само собой, это естественно. Также, у всех народов и просто отдельно взятых людей всегда было искусство и творчество. Если совместить две этих «константы», то получим, что всегда были песни, рисунки, танцы, и.т.д., посвящённые природе (а значит и экологии) родного края, страны. Именно эти вопросы и изучает экоэтика, на определённом этапе переходящая уже в экотеософию.

В Америке 60х годов тема была очень актуальна, она соответсвовала тогдашнему настрою всей молодёжи. Пацифизм и общественный протест, охвативший тогда всю молодёжь, породил такие ассоциации, как «Гринпис». Проводилось оченьмного культурных мероприятий, посвящённых экологическим проблемам, как локальным, американским, так и мировым. Апогеем движения стала песня Джоан Баез (Joan Baez) «A calm song of protest» («Тихая песня протеста»).

В России, к сожалению, и к очень большому сожалению, нет ничего подобного. Экологическая борьба с помощью гуманитарных сил – звучит смешно для русского человека. Ведь пока «гром не грянет…».Только это уже проблема не экологии, а социологии и обществознания. Но всё равно очень обидно ощущать, что важное дело, дело спасения и улучшения жизни интересно и нужно большинству так же, как собаке пятая нога…

Именно поэтому я и пишу эту работу. Хочется доказатьлюдям, что надо срочно что-то менять, что так больше не может продолжаться… Если я хоть на йоту приближусь к конечной своей цели, меня это будет очень радовать.

Пришло время задуматься…

Введение.

К сожалению, этическая основа природоохраны, не говоря уже об ее
религиозной составляющей, очень часто игнорируется теорией и
практикой современного природоохранного движения. На беду, абсолютное большинство современных природоохранников не вняло этической заповеди «охранять» первобытную дикую природу ради нее самой». Из-за прагматических
ценностей и утилитарных резонов - экономических, хозяйственных, научных, образовательных, рекреационных и т.п. современное природоохранное движение больше смахивает на движение «рационального использования природных ресурсов». Но как метко подметил один из лидеров Международного Социально-
Экологического Союза Святослав Забелин, охранять дикую природу по причине того, что она научно или хозяйственно полезна – нонсенс.
Люди - единственные на Земле существа, имеющие моральные обязательства. В том числе и перед дикой природой. У нас нет достаточной причины верить в то, что
человеческое существование является единственным благом и наивысшим благом. Напротив, определенное благо имеется в существовании любой формы жизни или участка дикой природы.
Представим, что на Земле появились внеземные существа с разумом настолько превосходящим наш, насколько наш превосходит разум белки. Представим, что из-за их разума и технологий, у них есть все возможности завладеть и управлять Землей, подчинить все ее виды, в том числе и человека своим интересам. Будем ли мы считать наше собственное лишение свободы, порабощение или истребление этими существами морально оправданным? Навряд ли мы согласимся только с прагматической оценкой ценности человека как вида, а станем
требовать защиты своих прав и свобод, защиты себя с моральной точки зрения. Почему же тогда другие существа, дикую природу в целом мы рассматриваем только как ресурс для человека? И даже охраняем только ради человеческой выгоды? А не потому, что они ценны, хороши сами по себе, сами для себя?
Я полагаю, что в природоохране мы должны исходить прежде всего из морально-религиозных мотиваций, защищая права и свободы видов, дикой природы в целом, само священное значение жизни, а также применяя этические и нравственные понятия добра, долга, стыда, жалости, сострадания, любви, справедливости, счастья. Использование целого калейдоскопа резонов: либерально-демократических, религиозных, этических в охране природы не только значительно усилит нашу природоохранную аргументацию, но и позволит расширить
социальную базу защитников природы, ориентированных пока на экономических и эколого-научных аргументах.

Экофилософия и экоэтика.

Дикая природа - попираемое меньшинство и обладает моральными правами на свободу и существование. Имея ценность, дикая природа может считаться морально значимой, что в свою очередь предполагает наличие у неё моральных
прав.
Идея моральных прав принадлежит известному английскому философу
XVII века Джону Локку (1632-1704). Согласно его теории, каждый человек с момента рождения (независимо от расы или пола) имеет врожденные(природные, моральные) права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Эти права неотъемлемы. Естественно, они отличаются от юридических прав, имеющих не этическую, а сугубо юридическую базу. Согласно Локку, природа не попадала под категорию объектов, имеющих моральные права. И лишь спустя три века западные экофилософы расширили теорию Локка, предложив наделять моральными правами животных, растения и неживые природные объекты.

Теория прав животных довольно новое направление в современной
экологической этике, неплохо развитое на Западе, однако практически неизвестное в странах СНГ. Первые отечественные работы на эту тему были изданы совсем недавно Киевским эколого-культурным центром. Теория прав животных заявляет о моральном праве существа на жизнь и свободу вне зависимости от его пользы для человека. Моральные права человека на жизнь и свободу защищены и декларированы Европейской конвенцией по правам человека, другими международными документами. Что касается животных -
нечего подобного пока нету.
Единственным исключением является принятая в 1982 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всемирная Хартия Природы, подчеркивающая, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования. Следует также добавить, что многие природоохранные организации празднуют 24 апреля День прав
животных.
К сожалению, на постсоветском пространстве принципы демократического либерализма практически не учитываются в природоохранной аргументации, философии и идеологии.
Вместе с тем наличие моральных прав дикой природы – сильный довод в ее защиту - вспомним хотя бы права человека и мощное влияние связанных с ними освободительных и реформаторских движений.
Уважая права дикой природы, человек не получает от этого для себя пользы, а только соблюдает демократические принципы. Другими словами, речь идет о включении всей дикой природы в структуру современного демократического общества, о защите жизненно важных интересов дикой природы, которые постоянно игнорируются человеком. С позиции демократического либерализма несколько по иному будет выглядеть и заповедное дело. Создание охраняемых природных территорий станет трактоваться не для научных или рекреационных
потребностей человека, а ради реализации морального права дикой природы на существование и свободу.

А что же такое экоэтика? Это сугубо гуманитарная наука, изучающая связи человеческих чувств и природы.

Защита дикой природы есть выражение любви к ней. Любовь - это твердая воля делать для кого-либо подлинное благо. Любовь к природе вызывает такие способствующие природоохране чувства как забота, ответственность, интерес, жалость, сострадание, сопереживание, восхищение.
Любовь к природе - любовь альтруистическая. Трудно себе представить, чтобы она могла определяться «рыночными» отношениями типа: «природа, я люблю тебя, но вот если бы я стал получать от тебя больше выгоды, это позволило бы мне любить тебя еще больше». А вот например святой Франциск Ассизский в свое время предложил несколько иную мотивацию любви к природе: все природные объекты
он призывал любить как своих братьев и сестер.
Любовь к природе имеет несколько видов. Интеллектуальная любовь к природе основана на том, что чем больше человек познает природу и понимает ее, тем он больше ее любит. Получая личное удовлетворение от познания. В отличии от этого сердечная любовь к природе основана не на познании, а на сердечном влечении. С другой стороны, любовь к природе предстает как твердая воля делать для дикой природы, для отдельных ее представителей подлинное благо.