Смекни!
smekni.com

Незаконная торговля природными ресурсами как разновидность организованной преступной деятельности (стр. 1 из 4)

Содержание

1. Восприятие незаконной торговли природными ресурсами

2. Определение понятия незаконной природной деятельности как разновидности организованной преступной деятельности

3. Анализ особенностей и криминологическая характеристика личности коррупционера

Заключение

Список используемой литературы

Введение

“Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением", - гласит ст.42 Конституции РФ.

В настоящее время специалисты уголовного права, экологического права, криминологии стали в большей степени интересоваться проблемами экологических преступлений. Наше внимание будет направлено на изучение незаконной торговли природными ресурсами как разновидности организованной преступной деятельности.

Из данных органов прокуратуры, видна устойчивая тенденция роста числа правонарушений в сфере незаконной торговли природными ресурсами. В Государственном докладе "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году"отмечалось, что в результате вовлечения в криминальную деятельность все новых слоев населения растет экологическая преступность не только количественно, но и качественно; развиваются ее наиболее опасные организованные формы, особенно в сфере землепользования, в лесной и рыбохозяйственной отраслях[1].

Выбор темы исследования произошел неслучайно. Изучение незаконной торговли природными ресурсами как разновидности организованной преступной деятельности весьма актуально, поскольку данная проблема обозначена как находящаяся на стыке экологических, эколого-правовых исследований и изучения феномена коррупции. Вместе с тем можно утверждать, что в криминологической, уголовно-правовой литературе коррупционная экологическая преступность, и в особенности торговля окружающей средой, весьма неполно исследована, а имеющиеся данные, оценки и выводы нуждаются как в проверке, так и в адаптации к данной проблеме. Здесь существует реальная необходимость и возможность получения дополнительной информации по данной проблеме, особенно такой, которая имела бы сугубо практическое и теоретическое значение. Такая информация могла бы быть использована как в сфере определения некоторых направлений уголовной политики и принятия решений профилактического характера, так и для развертывания нового, на наш взгляд перспективного направления научных исследований на стыке правовой экологии, криминологии, социологии, экономики, уголовного и административного права.

Имеются свидетельства того, что торговля природными ресурсами в настоящее время становится более интенсивной в тех местах, где организованные преступные группы используют недостатки институционального развития и слабость механизмов государственного контроля при развертывании широкомасштабной незаконной торговли.

Преступные организации действуют нелегально и нередко в одном и том же географическом районе - зачастую это зона или регион, где государственные институты ослаблены или отсутствуют вовсе и процветает беззаконие.

Должностные лица государственных органов стремятся извлечь прибыль посредством противозаконной деятельности и ради этого готовы прибегнуть к любым действиям, а именно к злоупотреблению своим должностным полномочием ради получение имущественной выгоды от заинтересованного лица.

Объем и содержание незаконной торговли окружающей средой определяются состоянием природоресурсной части российской экономики, природными богатствами России, используемые в значительной степени нерационально и даже хищнически, а коррумпирование этой торговли представляет собой способ перераспределения незаконно присвоенной природной ренты; при этом экологическая коррупция крайне опасна, нанося ущерб и природе, и в целом системе государственного управления. Она не встречает сейчас серьезного сопротивления, но может быть ограничена путем развития легальной экономики и совершенствования природоохранной деятельности[2].

На мой взгляд, результаты данного исследования должны послужить импульсом для привлечения внимания общества, деятелей науки, представителей правоохранительных органов и других сфер общественной жизни к проблеме незаконной торговли природным ресурсами как разновидность организованной преступной деятельности.

Борьба с незаконной торговлей природными ресурсами приведет не только к снижению уровня преступности, но и в конечном итоге поможет сохранить благоприятные условия существования для следующих поколений.

1. Восприятие незаконной торговли природными ресурсами

В уголовно-правовой доктрине организованная преступность определяется как "деятельность устойчивых преступных сообществ (организаций), отличающихся иерархическим организационным построением, сплоченностью на конкретной преступной платформе (бандитской, антиконституционной, контрабандно-валютной, националистической и т.д.), отработанной системой конспираций и защиты от правоохранительных органов, коррумпированностью, масштабностью преступной деятельности, включая выход за рубеж и связь с международной мафией". [3]

В современных условиях организованная преступность сливается с легальным бизнесом, использует связи с органами власти на самом высоком уровне, овладевает финансовыми и промышленными структурам и все больше проникает в большую политику. [4]

Сегодня взгляды государства и общества на организованную преступность в целом остаются весьма разнообразными. Существуют разные мнения о причинах возникновения, значении и степени влияния данного явления на государственные и общественные институты, что во многом объясняется тем, кем исследуются данные вопросы - экономистами, социологами, политологами или правоведами.

Объем и содержание незаконной торговли окружающей средой определяются состоянием природоресурсного сектора российской экономики, природными богатствами России, которые используются в значительной степени нерационально и даже хищнически, а коррумпирование такой торговли представляет собой способ перераспределения незаконно присвоенной природной ренты; при этом экологическая коррупция крайне опасна, нанося ущерб и природе, и в целом системе государственного управления. Она не встречает сейчас серьезного сопротивления, но может быть ограничена путем развития легальной экономики и совершенствования природоохранной деятельности[5].

На сегодняшний день 70% заготовляемой древесины имеют незаконное происхождение. Такие масштабы развития "теневого" оборота в лесопромышленном секторе оборачиваются сейчас большими проблемами для бюджетов всех уровней. Рост объема незаконных рубок, обусловленный активизацией торговли древесиной и неэффективным государственным контролем, четко прослеживается на протяжении ряда последних лет. Сложность борьбы с незаконным оборотом древесины заключается в том, что его основной объем приходится не на незаконную вырубку небольшими бригадами, когда лес воруется прямо на месте, а на несанкционированные действия крупных компаний, которые путем всевозможных ухищрений заготавливают и продают лес в обход существующего законодательства[6].

Незаконный доход эти компании получают несколькими путями. Во-первых, это вырубка сверх расчетной лесосеки. Местная администрация имеет квоты на вырубку леса, которые продаются компаниям с аукциона. Однако компании, заплатив за одну квоту, вырубают в некоторых районах гораздо больше рациональной нормы, тогда как в труднодоступных районах лес может не вырубаться вообще. Этот метод является самым простым и распространенным, так как проверить превышение вырубки по квотам очень сложно, т.к освидетельствование лесосеки - процедура длительная и трудоемкая. В последнее время все более распространенным становится также такой метод, как вырубка "паленого" леса, который преднамеренно поджигается, а потом тушится и вырубается. Стоит такая вырубка в буквальном смысле слова "копейки", а лес заготавливается хороший.

Обращаясь к современному состоянию земельных отношений в России, мы заметим, что в складывающейся в настоящее время в России ситуации становления рынка земли, повсеместного вовлечения земли в рыночный оборот, формирования института частной собственности на землю на фоне несовершенства нормативно-правовой базы, значительного роста земельных правонарушений экономической направленности изучение преступности в сфере земельных отношений с учетом экономического, коррупционного характера приобретает наибольшую актуальность и криминологическую значимость.

Посягательства в сфере земельных отношений или земельные преступления подразделяются на: преступления в сфере оборота земли - это преступления, посягающие на землю как объект недвижимости; преступления в сфере землепользования - это преступления, посягающие на землю как объект экологии, среду обитания и природный ресурс. Нередко преступления первой группы просто облегчают совершение второй группы. Например, субъект преступного посягательства может иметь умысел на получение доходов путем того или иного нецелевого использования земли. При этом он, не имея возможности получить землю на законных основаниях, приобретает ее преступными методами[7].

В своем исследовании мы рассматриваем землю как природный ресурс. Противоправные посягательства в данном случае непосредственно связаны с пользованием земельным участком в той или иной мере, так как для рационального или нерационального использования земельного участка необходимо как минимум им пользоваться (при этом владеть и распоряжаться не обязательно, по нашему мнению, без пользования в той или иной степени земельным участком причинение ему негативных последствий было бы затруднительно).