Смекни!
smekni.com

Джеймс Холлис "Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление" (стр. 1 из 33)

М., "Когито-Центр", 2005
пер. В.К.Мершавки

Доктор Джеймс Холлис - известный юнгианский аналитик, директор Центра К. Г. Юнга в Хьюстоне. Им написано девять книг. В их числе - переведенная на русский язык книга "Перевал в середине пути" (М., Инфра-М, 2002).

В книге "Под тенью Сатурна" Джеймс Холлис размышляет о причинах психологической уязвимости мужчин. Большинство современных мужчин выросли под тенью Сатурна - бога, который поедал собственных детей, несших угрозу его власти. В нашей культуре мальчики растут под гнетом образа Мужчины - человека, который должен исполнять различные социальные роли, отвечать определенным ожиданиям, участвовать в конкурентной борьбе и враждовать со своими соперниками. Никто не учит их заниматься внутренним поиском и прислушиваться к зову собственной души. Только разрешив свои проблемы, в частности связанные с воздействием негативного материнского комплекса, отсутствием необходимого образца маскулинности и ритуалов инициации, современный мужчина сможет почувствовать себя зрелым человеком, способным доверять себе и строить доверительные отношения с окружающими.

Содержание

(часть сносок опущена)

· Предисловие к русскому изданию

· Введение

· Восемь сокровенных мужских тайн

· Глава 1. Наследие Сатурна: заповеди, роли, ожидания

· Глава 2. Дракон ужасен: внутренняя феминность и реальная женщина

· Глава 3. Необходимая травма: ритуалы перехода

· Глава 4. Жажда отца

· Глава 5. Исцеление мужской души: семь шагов к исцелению

Предисловие автора к русскому изданию

Я обращаюськ российскому читателю с надеждой на то, что, несмотря на имеющиеся культурныеразличия и периоды трагических взаимных подозрений, мы с вами сможемразговаривать на языке общечеловеческих проблем. Как однажды заметил АльберКамю, можно отвергать коммунизм и вместе с тем преклоняться перед народом,давшим миру Толстого и Достоевского. Эта книга - попытка указать на то, чтожизнь мужчины куда больше определяется его ролевыми ожиданиями, чемгосударством, в котором он живет. Мужчины не очень протестовали против своейякобы независимой социальной позиции. Возможно, эта псевдонезависимость потомутак широко распространена и исторически прочна, что лишь очень немногие могутосознать ее ограничения. Вряд ли рыба осознает, что она плавает в воде. Вряд лимужчины знают о том, что на протяжении целых веков они плыли по течению иподвергали себя опасности.

Выступаяперед женской аудиторией, которая часто задает мне вопросы, связанные с мужскойпсихологией, я говорю: представьте себе, что вы утратили контакт с тойвнутренней, инстинктивной силой, которую всегда считали и своим истиннымспутником, и проводником к вашей сущности. Еще представьте, что вы потеряливсех близких Друзей и подруг, с которыми могли поделиться своими тревогами ипроблемами. Отказавшись от этих двух постоянных источников поддержки ивнутреннего целеполагания, вы превратитесь в обычного человека, состоятельностькоторого зависит только от его внешних успехов, живущего в крайнейэмоциональной изоляции и, по существу, чужого и самому себе, и окружающим еголюдям. Более того, если бы мужчина попытался понять свое внутреннее состояние,он ощутил бы, как его переполняют стыд, слабость и неуверенность в себе. Еслираньше женщины считали, что социальное положение мужчин являетсяпривилегированным, ибо в большинстве своем именно они стоят во главе разныхсоциальных институтов, то теперь женщины видят, в каком ужасном смятенииоказались мужчины в силу своей же социальной тирании, и начинают смотреть намужчин с возрастающей симпатией и пониманием.

Изредкаменя просит обратиться к этой теме и мужская аудитория. Недавно мне пришлосьговорить об этом в одной мужской группе, так как мужчины заранее не сказалимне, что они хотели бы услышать. Они слушали меня внимательно и серьезно,иногда снимая напряжение коротким нервным смехом. Вопросов было очень мало.После нашей встречи один мужчина вышел вместе со мной на улицу и сказал: "Осознаетели вы, что всколыхнули все то, что накопилось у них внутри?" - "Ялишь сказал ту правду, которую они и так знают",- ответил я. "Да ведьименно ее они и боялись",- заметил он.

Эта книгабыла написана мною более десяти лет тому назад. В те времена кое-где в США ещесуществовали очаги мужского движения, но уже тогда можно было наблюдать, какослабевает его влияние. Хотя я и тогда, и сейчас поддерживаю формированиемужских групп, однако вижу, что большинство этих групп просто распадаются,перерождаясь в типичные для социальных институтов властные структуры. Внастоящее время вряд ли можно вообще говорить о существовании мужскогодвижения, несмотря на то что и здесь, и там есть небольшие группы мужчин,которые, встречаясь друг с другом, обсуждают свою жизнь, убеждаясь в том, чтоони не так одиноки, как им могло показаться.

А потому впоследней главе книги сделан акцент на том, что исцеление души современногомужчины - это прежде всего результат индивидуальных усилий. Все мы знаем, чтонастоящие социальные изменения начинаются с самоосознания и мужества отдельногочеловека, то есть со способности думать о том, о чем остальные боятся думать. Янадеюсь, что эта книга поможет моим русским читателям почувствовать себя менееодинокими и начать процесс своего индивидуального освобождения, который можетсделать всех нас более социально свободными и духовно раскрепощенными.

Введение

Запомните,вы пришли в этот мир, уже осознав необходимость бороться с собой - и только ссобой. А значит, благодарите любого, кто предоставит вам эту возможность.

Гурджиев. Встречи с замечательными людьми

Мысльнаписать эту книгу возникла у меня в апреле 1992 года после моего выступления вЦентре К. Г. Юнга в Филадельфии. Это выступление сильно запоздало. Я лично летдесять избегал говорить на тему мужского страдания, вдохновения и исцеления,хотя она все больше и больше интересовала меня как юнгианского аналитика.Двенадцать лет назад отношение анализируемых женщин и мужчин в моей практикесоставляло 9:1. Теперь среди моих пациентов больше мужчин, чем женщин (всоотношении 6:4). Уверен, что подобное изменение в соотношении пациентовмужского и женского пола наблюдается и у других терапевтов; те же причиныповлияли и на подъем мужского движения. Я избегал этой темы, так как оченьмногое казалось мне обыденным. Я считал, что в лучшем случае здесь очень многоработы, связанной с исследованиями и с эмоциональным очищением, а в худшем -это представляет собой широко распространенное явление, которое мне было неочень приятно.

Я посвящаюочень много времени индивидуальной терапии и изучению личностных измененийлюдей. Как правило, это настолько напряженная и глубоко индивидуальная работа,что можно забыть о существовании огромного внешнего мира и самых разныхсоциальных проблем, часть которых непосредственно связана с нами исоприкосновение с которыми становится для нас травматическим. Но со временеммне стало ясно, что истории отдельных мужчинпереплелись между собой и превратились в устойчивые лейтмотивы. Постепенно ястал понимать ту истину, которую женщины узнали о себе раньше нас: коллективныйопыт мужчин (так же как и женщин) является неотъемлемой частью любойиндивидуальной судьбы. На формирование каждой отдельной личности влияют как всеперипетии и хитросплетения ее индивидуального развития, так и социальнаямифология.

Конечно,сегодня существует много книг, посвященных разным аспектам внутреннихпротиворечий современного мужчины. В своей работе я иногда буду прямо ссылатьсяна них, делая это обдуманно и с большим удовольствием. Все мы участвуем вборьбе за создание мужского сообщества, и голос каждого из нас звучитпо-разному. Я не ставлю цели внести свой вклад в изучение мужской психологии, алишь хочу остановиться на сложных вопросах, обобщить их и представить в такомвиде, чтобы они стали понятны многим. Для этого я использую материалы изсобственной клинической практики, связанные с мужской психологией. Своимклиентам мужчинам я очень благодарен за разрешение опубликовать эти материалы.

Цель книги "Подтенью Сатурна" заключается в том, чтобы предложить читателю краткий обзорэмоциональных травм мужчин и возможностей их исцеления, а также исследоватьситуацию в этой области психологии, сложившуюся в последнем десятилетии XXвека.

Более того,могу сказать откровенно: много лет я избегал говорить на эту тему не толькопотому, что мне казалось, будто эти проблемы еще четко не обозначились, но ипотому, что я сам испытывал мучительные страдания, живя под тенью Сатурна. И досих пор мне не всегда ясно мое отношение к собственной маскулинности. По волесудьбы я родился мужчиной. В течение многих лет я просто считал этослучайностью, принимал как должное все последствия и был уверен, что выходиз-под покрова тени скорее вызовет у меня страх, чем даст ощущение свободы. Вкниге я буду использовать цитаты из некоторых автобиографий, так как считаю,что они точно и полно отражают суть проблемы. Как заметил художник ТониБерлант, "чем больше личного и интроспективного содержания включает в себяхудожественное творчество, тем более универсальным оно становится"1.

1ClothierP. Hammering Out Magic //Art News. P. 113.

Концентрируявнимание на проблемах мужчин, я нисколько не собираюсь преуменьшать травмы,переживаемые женщинами. Мы, мужчины, находимся в огромном долгу передженщинами, которые не только говорили во всеуслышание о собственной боли врамках нашей культурной женофобии, но и стремились к тому, чтобы мужчины,насколько это возможно, могли стать самими собой. За это мы, мужчины, им оченьпризнательны. Их cri decoeur* помогмужчинам более осознанно отнестись к собственным травмам, и в итоге все мыдобились лучшего результата. Пример женщин, борющихся за свое освобождение отколлективной тени, придает мужчинам мужества и побуждает их поступать так же.Пока мужчины не смогут выйти из тьмы, мы будем продолжать наносить травмыженщинам и самим себе, а мир не станет безопасным и свободным. А значит, мы должнысделать это не только для себя, но и для тех, кто нас окружает.