Смекни!
smekni.com

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (стр. 13 из 21)

Размещение почв находится в зависимости от характера материнских пород. В целом характерны слабоподзолистые серые почвы на делювиальных и элювиальных суглинках. Этот тип почв развивается преимущественно под лиственными лесами (дубравами) в результате меньшего проявления подзолистого процесса. Они меньше содержат гумуса, при распашке становятся почти бесструктурными. Меньшее распространение имеют серые и темно-серые подзолистые почвы, близкие к выщелоченным черноземам. При распашке структура их пахотного слоя долго не переходит в бесструктурное состояние. На территории района распространены в основном широколиственные (липа, вяз, отчасти дуб) и широколиственно-хвойные леса. Площадь их распространения незначительна. Травяная растительность сохраняется от распашки только на склонах оврагов и балок. Участки, сохранившиеся от распашки, представляют собой естественные сенокосы и пастбища.[1]

В геоморфологическом, почвенном, климатическом отношениях рассматриваемая территория является благоприятной для жизнедеятельности человека. Для жизни первобытных коллективов (скотоводов, охотников, рыболовов, собирателей) особенно благоприятными были широкие поймы, богатые кормами для скота, охотничьими угодьями, рыбой, дичью. Еще в неолитических памятниках Восточного Закамья найдены кости северного оленя (лося?), волка, медведя, сурка. Бесконечные пойменные кустарниковые заросли (так называемые «уремы») служили постоянным источником для собирательства. Этим объясняется значительная насыщенность региона археологическими памятниками. Практически на всех выдвинутых к руслам рек незатопляемых песчаных дюнах сохранились памятники археологии.

Благоприятными для жизнедеятельности человека условиями объясняется значительная насыщенность рассматриваемой территории археологическими памятниками (ныне зафиксировано около 100). Среди них выделяют стоянки (недолговременные поселения ранних периодов истории), селища (поселения раннего железного века и средневековья), городища (укрепленные поселения), кладбища-могильники и отдельные надгробные камни, а также местонахождения древних предметов и клады.

Появление людей здесь относится к среднему палеолиту (100-35 тысяч лет назад). В эпоху палеолита первобытные люди (сначала неандертальцы, а потом Homo Sapiens - Человек Разумный) в борьбе с условиями климата оледенений научились добывать огонь, изготавливать орудия труда из камня, кости, дерева. С помощью остроконечников, скребел и других орудий они охотились на животных, обрабатывали их шкуры, строили примитивные жилища. Первобытные охотники и собиратели обычно селились поблизости от воды. Здесь они располагали свои более или менее постоянные или временные поселения, мастерские. Около 10 тысяч лет назад - в наступившей эпохе мезолита - происходит потепление климата, исчезают крупные животные, меняется прежняя растительность. Развивается техника обработки камня (получение микропластин, использование их во вкладышевых орудиях и др.), расширяется ассортимент орудий, совершенствуются способы охоты (например, широкое распространение получает лук), рыболовство, а также усиливается подвижность населения.

В эпоху неолита (V-III тысячелетия до нашей эры) происходят революционные изменения: появляется глиняная посуда, наряду с охотой, рыболовством и собирательством появляются зачатки земледелия и скотоводства, в технике обработки камня и кости широко используются пиление, сверление, шлифование, увеличиваются типы орудий труда (наиболее многочисленны ножи, скребки, долота, тесла), осваиваются новые территории. Население, жившее в V-III тысячелетиях до нашей эры по всему Прикамью и Среднему Поволжью, пользовалось лепной посудой котловидной формы, украшенной по всей внешней поверхности узорами, нанесенными оттисками палочки и зубчатого или гребенчатого штампа. Стоянки неолитических племен обычно располагались на краях песчаных останцов древних надлуговых террас крупных рек.

Время первоначального заселения человеком рассматриваемой территории пока точно не устанавливается. К эпохе неолита относятся выявленные стоянки у н.п. Дмитриевка, Красный Ключ, находки отдельных предметов обнаружены у н.п. Красный Бор и др.

В эпоху энеолита человеком наряду с каменными орудиями труда и оружием начинают употребляться и медно-бронзовые. Изделия из меди-бронзы, правда, были еще сравнительно немногочисленны. Однако, со временем камень уступает место металлу: во втором тысячелетии до нашей эры наступает век бронзы. Местонахождения бронзового века найдены у н.п Красный Бор, Байгулово, Каенлы, Борок (здесь же – стоянка).

Наряду с памятниками, которые можно лишь в общем датировать эпохой бронзы, фиксируются и такие, которые увязываются с конкретными археологическими культурами и общностями.

Срубная культурно-историческая общность получила свое название в связи с одной из особенностей устройства могил: расположенные под курганами могильные ямы иногда укреплялись деревянным срубом. Умерших в могилы клали скорченно на боку. Погребения сопровождаются лепной плоскодонной посудой в виде банок и острореберных горшков, реже бронзовыми и каменными изделиями. Как считают специалисты, срубные племена достигли успехов в земледелии, скотоводстве, бронзолитейном производстве.

Срубные племена, обитавшие на обширной территории от Днепра на западе до Урала на востоке и от берегов Черного моря на юге до левобережья Камы, в середине - третьей четверти II тысячелетия до нашей эры поселились в южных и центральных районах современного Татарстана. Их стоянки здесь обнаружены у населенных пунктов Новое Минькино, Борок, Байгулово, Шингальчи, отдельные местонахождения есть у н.п. Байданкино, Байгулово, Ташлык и др.

В конце II тысячелетия до нашей эры срубные племена покидают Среднее Поволжье и Приуралье или растворяются среди местных племен. Одними из них являются носители приказанской культуры, занимавшей в середине - первой четверти второго тысячелетия до нашей эры обширную территорию Среднего Поволжья и Прикамья - от рек Ветлуги и Суры на западе до верховий реки Белой на востоке.

Судя по раскопанным памятникам, жилища приказанцев представляли собой подпрямоугольные в форме полуземлянки с деревянными конструкциями: сначала соединенные между собой коридорообразными переходами, а позже - изолированные друг от друга и иногда разделенные на две половины. Приказанцы хоронили покойников в основном в бескурганных (то есть грунтовых) могилах. Погребения обычно располагались перпендикулярно к реке. В нашем районе стоянки приказанской культуры выявлены у н.п Березовая Грива, Красный Ключ, местонахождения – у н.п. Березовая Грива, Новое Минькино, Дмитриевка.

Со временем «медь» и «бронза» «уступают место» железу. В эпоху раннего железа в нашем крае господствуют потомки племен поздней бронзы - племена ананьинской культурно-исторической общности (VIII-III вв. до нашей эры). Загадочным остается то, что в Нижнем Прикамье не выявлено археологических памятников второй половины первого тысячелетия до нашей эры - рубежа нашей эры. Исследователями высказывались разные точки зрения по этому вопросу.

Еще больше загадок принесло новое население, появившееся в эпоху раннего средневековья на обширной территории Среднего Поволжья и Приуралья. Оно представлено памятниками именьковской культуры V - VII веков нашей эры.

Многочисленные городища и селища именьковцев располагались преимущественно на черноземных землях. На памятниках именьковской культуры ее исследователями выявлены полуземляночные и земляночные жилища, гончарные и металлургические горны и другие производственные сооружения.

Носители именьковской культуры заложили в нашем крае основы пахотного земледелия. Умерших именьковцы обычно сжигали, а затем хоронили в небольших ямах; при этом в могилы ставились лепные плоскодонные горшки с погребальной пищей. Находки с памятников именьковской культуры представлены железными топорами, серпами, копьями, оружием, глиняными пряслицами; интересны зооморфные и антропоморфные поделки из глины.

На рассматриваемой территории селища именьковской культуры выявлены у д. Ташлык, бывшей деревни Чабья. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по вопросам происхождения, этноса носителей именьковской культуры. Высказывались точки зрения о тюркском, славянском, угорском, балтском происхождении именьковцев. Несомненно лишь одно: появление этих племен совпадает с разгаром "эпохи великого переселения народов" и, вероятно, как-то связано с ней.

Что касается судеб именьковского населения, по одной из точек зрения, не позже начала VIII века они могли быть вытеснены древневенгерскими (мадьярскими) племенами, которые прежде занимали территорию Башкирского Приуралья и, в свою очередь, отошли на запад под натиском протобашкирских племен.

Начиная с VIII в. в Среднее Поволжье и Нижнее Прикамье из Нижнего Поволжья и северо-восточного Предкавказья начинают проникать болгарские племена. Позднее к ним примыкают племена, пришедшие из Среднего Прикамья и Приуралья. Все указанные племена были вовлечены в процесс образования первого на территории нашего края государственного образования, ставшего на рубеже IX-X столетий известным под именем Волжской Булгарии. Среди булгарских памятников, расположенных на рассматриваемой территории – местонахождение у д. Дмитриевка.

В результате «монголо-татарского нашествия» в 1236 году поступательное развитие экономической и культурной жизни Волжской Булгарии было нарушено. На завоеванных территориях монголы образовали гигантское государство, западная часть которого позже отошла от метрополии и выделилась как Улус Джучи ("Золотая Орда"). На рассматриваемой территории с золотоордынским временем связаны кладбища или отдельные надгробные камни у н.п. Каенлы (“Изгеляр зираты”), Клятле. Эти места до сих пор почитаются татарами и считаются неприкосновенными. К сожалению, значительная часть надгробных камней уже безвозвратно утеряна, разрушена и даже использована для хозяйственных целей.