Смекни!
smekni.com

«Над пропастью во ржи» (стр. 1 из 3)

ГОУ гимназия № 1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Идея отчужденности главного героя и ее воплощение в образной системе, композиции и сюжете романа Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

Реферат ученицы 10 класса «А»

Нагорных Полины

Научный руководитель:

к.п.н. Вишневская Л.Л.

Москва, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОТЧУЖДЕННОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ 5

1.1. Понятие отчужденности. 5

1.2. Условия возникновения отчужденности. 6

1.3. Методологические возможности категории отчуждения в изучении психологии личности

. 7

1.4. Уровни отчужденности

. 8

ГЛАВА 2. ИДЕЯ ОТЧУЖДЕННОСТИ В РОМАНЕ «НАД ПРОПАСТЬЮ, ВО РЖИ» 10

2.1. Система персонажей романа. Отчужденность главного героя в социуме

. 10

2.2. Черты отчужденности главного героя в психологическом портрете героя и сюжете романа. Психологический уровень отчужденности. 13

2.3. Философский уровень отчужденности главного героя

. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 19

Введение

Холден Колфилд из романа «Над пропастью во ржи», в свои 17 лет, уже не ребенок, но еще и не взрослый. Свободный от опеки и от ответственности, бродит он по родному Нью-Йорку как по пустыне, совсем близко от дома — отчаянно бездомный. Этот под­росток, в нерешительности остановившийся у порога жизни,— искренний, нежный, раздражительный, ранимый и невольно ранящий.[7] Мельчайшее проявление фальши или эгоизма, привычной пошлости или подлости вызывает у героя бурную, болезненную реакцию. Благородный этический максимализм делает его совершенно неприспособленным к действительной жизни — в ней он не видит для себя никакого призва­ния. Единственно, что Холдену всерьез хотелось бы делать,— это «стеречь детей над пропастью во ржи»: спасать их от «падения» во взрослый мир корысти, жестокости, лжи — по его выражению, «липы» .[7]

Единственный роман Сэлинджера обнажает перед современным читателем проблему не столько отцов и детей, сколько вопрос подросткового одиночества, отрешенности. Острая тема становится еще более болезненной на примере не вынужденного, но добровольного одиночества. То есть отчужденности.

Актуальность работы заключается в значительности самого романа, рассматривающего проблемы молодого поколения, насущные и по сей день. Проблемы, поставленные Сэлинджером в начале второй половины XX века актуальны и сегодня. С отчужденностью, непониманием, закомплексованностью сталкиваются и современные подростки.

Целью исследования является доказательство существования темы отчужденности в романе Сэлинджера, ее проявлениями в образе главного героя.

Задачи работы:

1. Рассмотреть понятие отчужденности вне литературоведенья -с позиции научной, в психологии.

2. Изучить систему образов и непосредственно образ главного героя, сюжет и композицию романа.

3. Доказать воплощение идеи отчужденности в романе.

Несмотря на злободневность романа как сегодня, так и в момент его написания, ни одной фундаментальной критической работы по этому произведению не существует. В большом количестве критических работ понятия отчужденности не найдены. Авторы поднимали проблему нравственного кризиса, юношеской нетерпимости, внутренней неустроенности, чрезвычайной чувствительности главного героя. Однако мы убеждены, что на примере в том числе и их работ можно доказать его отчужденность.

Но работ критиков для раскрытия данной темы не достаточно. Чтобы доказать ее злободневность, следует обратиться к современным источникам. То есть осуществить анализ произведения на новом материале, далеком от литературоведения. Рассматривая проблему бунтующего подростка Холдена Колфилда, нужно изучить ее с точки зрения психологии. Современная наука хорошо освещает этот вопрос и дает теоретическую основу для выявления основных черт отчужденности.

Глава 1. Понятие отчужденности в психологии и социологии.

1.1. Понятие отчужденности.

Отчуждение отождествляется с обособлением, выступает не только как негативный, но и как позитивный процесс, в определенных пределах необходимый для полноценного развития личности. Под понятием «отчуждение» понимается объективно существующее социально-психологическое явление дистанцирования . Отчужденность же понимается как состояние личности, возникающее при неблагоприятном стечении обстоятельств развития ребенка, как результат неотраженности в Другом. Термин «отчужденность» обозначает негативный результат отчуждения личности.[12]

В психологии отчуждение определяется как - проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и пр.[10]

Феномен отчуждения привлекает к себе пристальное внимание философов, социологов, психологов, что обусловлено актуализацией проблемы потери человеческой самоидентичности, конфликтом между актуальным существованием и потенциальным бытием, потерей контроля над продуктами труда, разрушением социальных взаимосвязей и т.д.

Отчуждение выступает как универсальная и многогранная категория, охватывающая широкий спектр социальных и социально-психологических процессов и состояний, характеризующих отношения человека с миром.[13]

1.2. Условия возникновения отчужденности.

Отчуждение возникает в случае формирования столь неблагоприятных социальных обстоятельств, что личность оказывается не «в состоянии свободно управлять в бодрственном состоянии своим сенсориумом (восприятием, чувствованием), мыслями и действиями». На этом фоне возникают переживания чуждости, сомнения, напряженного ожидания, тревоги и разнообразных типов многочисленных фобий.[14]

Психологический подход к отчуждению разработан Мелвином Сименом, американским социологом. Он рассматривает отчуждение как специфическое переживание индивида и обнаруживает в нем несколько модальностей:

1. Бессилие – индивид считает, что его деятельность не может дать тех результатов, к которым он стремится;

2. Бессмысленность – индивиду не ясно значение событий, в которых он участвует, он не знает, во что он должен верить, почему надо поступать так, а не иначе;

3. Дезорганизация норм или аномия – ситуация, в которой индивид сталкивается с противоречивыми ролевыми ожиданиями и вынужден для достижения поставленных целей прибегать к социально неодобренному поведению;

4. Изоляция – отчуждение индивида от господствующих целей и ценностей, расхождение индивида с данными обществом в оценке значимых в этом обществе целей и верований.[15]

1.3. Методологические возможности категории отчуждения в изучении психологии личности.

В обычной повседневной жизни все, что непосредственно окружает нормального здорового человека, рассматривается им как понятное, объяснимое и знакомое. Это окружающее становится для него «своим» и «доброжелательным», ибо он всегда может его использовать в своих целях для удовлетворения своих духовных и биологических потребностей. Если же он в процессе своей жизни и деятельности обнаруживает явления непонятные, необъяснимые и незнакомые, то у него, естественно, возникает интерес и активное стремление к поиску; после нахождения причин и условий, их вызывающих, эти явления становятся для него либо «своими» и «доброжелательными», либо, если он наносят ему вред, он активно ищет пути к из обезвреживанию. Не то мы видим у астенизированных невротиков с навязчивыми фобическими состояниями с еще сохранным сознанием. Все то, что в окружающей их среде кажется им непонятным, необъяснимым, незнакомым, для них субъективно становится «чуждым», «недоброжелательным» и даже «враждебным».[14]

В работах А.В. Петровского и В.А. Петровского феномен отчуждения можно увидеть как проблему нерепрезентированности субъекта в Другом и Других.

Феномен отчуждения трактуется ими как потеря человеком собственной субъектности в общении со значимым другими (и с самим собой, когда имеется в виду особый случай – самоотчуждение человека). Такой взгляд, считают они, отвечает интуитивному смыслу этого слова: «… быть отчужденным» – значит ощущать самоутрату, не чувствовать своей связи с близкими.[16]

1.4. Уровни отчужденности.

Психологи выделяют три уровня отчуждения:

1. философский как процесс объективации сознания индивида;

2. социологический как различные объективированные формы, действительность;

3. психологический как состояния и процессы, переживаемые в ходе присвоения объективированных форм и объектов.[11]

Уровни отчуждения Обратимое отчуждение Необратимое отчуждение
Философский, общеметодологический уровень Овнешнение, объективация, опредмечивание, институализация собственного сознания, духа Овнешнение, объективация, опредмечивание, институализация чужого сознания, чужих целей и идей
Социологический уровень (социальные формы и процессы) Произведение собственного сознания ; личностные вклады Произведение, полученнное в результате действования ради действования; продукт отчужденного труда, частная собственность; запретные действия; враждебное общество; разделение труда, “независимый” продукт, объективированная культура, деньги; бюрократический аппарат;; потребительство, нетворческий труд; манипуляция потребностями (вожделениями).
Психологический уровень (психологические процессы и состояния) Процесс и состояния присвоения собственного произведения, счастливое сознание “перетекание” субъекта через объект вновь в субъект диалог Я и Ты обособление как момент индивидуализации идеальная репрезентированность в Другом Несчастное, противоречивое сознание; конфликт субъективной и объективной культуры; потеря духовной родовой сущности; конфликт между Сверх-Я и Оно; коренная тревога; самоубийства, аномия; чувство несвободы; страх, тревога, бессмысленность и др, нарушение диалога Я и Ты; неосознаваемое слияние отчужденного человека со своим отчужденным бытием; бессилие, бессмысленность, аномия, изоляция и самоотчуждение; сужение личностной жизни, несовпадение значений и смыслов, неотраженность в Другом, одиночество.

Глава 2. Идея отчужденности в романе «Над пропастью во ржи».