Смекни!
smekni.com

«Роман в письмах» (стр. 1 из 4)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №36 г. Владимира

Реферат

по литературе на тему

«Роман в письмах» в контексте творчества

А. С. Пушкина

Исполнитель:

Бугайченко Анастасия

10 «Б» класс

Руководитель:

Егорова Е.А.

Владимир 2009

План работы.

Предисловие. 3

1. Актуальность темы;

2. Изученная литература:

а). С.Г. Бочаров "Поэтика Пушкина"

б). В. Я. Брюсов в статье «Незаконченные повести из русской жиз­ни»

в). Л.С.Сидяков "Художественная проза Пушкина"

ГЛАВА I – "Роман в письмах" в сопоставлении с романом в стихах "Евгений Онегин" и " светскими повестями". 5

ГЛАВА II - "Роман в письмах" и поздняя пушкинская проза. 17

Выводы.. 22

Список использованной литературы.. 23

Предисловие

Тема моей работы «Роман в письмах» в контексте творчества А.С.Пушкина. Данное произведение относится к числу наименее изученных. Специальных исследований, посвященных этому вопросу, нет, но роман изучался в общих исследованиях прозы Пушкина в некоторых существен­ных аспектах.

Известно, что первые строки романа были написаны в 1829 году. В том же году Пушкин прервал работу и более к ней не возвращался. Название романа условно, планы его неизвестны, а о замысле в целом позволяет судить только написанная часть.

Тем не менее «Роман в письмах» - это одно из важнейших звеньев в цепи, соединяющей роман в стихах с прозаическим романом из современной жизни.

Имея в виду, что «Роман в письмах» - это отдельный момент в пушкинском поиске путей развития для русского романа, важно определить место замысла в пушкинском творчестве при сопоставлении с другими произведениями.

При этом следует помнить, что замысел завершен не был, поэтому перед нами будет постоянно стоять вопрос о том, каким образом могло бы пойти развитие сюжета, и почему все-таки работа над романом была прервана.

В таком плане произведение рассматривается в работе Л.С.Сидякова «Художественная проза Пушкина», где говорится о возможно эксперимен­тальном характере романа, дается анализ формы, содержания и характе­ров, указывается на связь с "Пиковой Дамой" и "Барышней-крестьянкой». Сидяков отмечает, однако, что роман «обнаруживает тенденции, остающиеся незавершенными в законченных текстах Пушкина».

С.Г. Бочаров в книге «Поэтика Пушкина», в главе «Повествование в прозе» останавливается на проблеме поиска путей передачи мыслей автора в прозе. В этом смысле он ставит роман между «Евгением Онеги­ным», «Повестями Белкина» и «Капитанской дочкой». Факт незавершен­ности романа Бочаров объясняет тем, что «умные люди», говорящие от­части за автора... не стали объединяющим кругозором в пушкинской прозе». «Смиренная проза», по мысли исследователя, «как бы искала самоограничения в способах выражения «мыслей». В лице Белкина и Гринева «такое самоограничение было найдено»

Краткие замечания о романе есть и в работах других исследовате­лей. Так,

В. Я. Брюсов в статье «Незаконченные повести из русской жиз­ни» видит дальнейшее развитие сюжета в столкновении интересов Лизы и Маши в отношении к Владимиру. Брюсов отмечает родство и той и другой героини с Татьяной Лариной. Герой романа видится исследователям как человек средний, «добрый малый», «которому Пушкин предсказал тот «обыкновенный удел», которого так боялся для Ленского».

В книге «Проза Пушкина» Н. Н. Петрунина говорит о возможностях эпистолярного жанра, сопоставляет роман с повестью «Гости съезжались на дачу», находя общие вехи в обрисовке героинь, предполагает, что конфликт романа в противостоянии «сложного интеллектуального героя» и общества, вторгающегося в частную жизнь. При этом развязка видит­ся в «победе социального закона над живым человеческим чувством».

Чичерин в книге «Возникновение романа-эпопеи» рассматривает «Роман в письмах», как первое звено в цепи произведений русской ли­тературы, связанных с именами Толстого, Достоевского, Чехова, где «душевные трещины» человеческого характера рассматриваются, как след­ствие глубоких социальных конфликтов. На это, считает Чичерин, на­талкивает своеобразие психологизма пушкинского наброска и особенно образ Лизы.

В данной работе я опиралась на ряд исследований, посвященных «Евгению Онегину» и общим проблемам поэтики Пушкина.

С опорой на эти труды, можно выделить, кроме уже названной проб­лемы незаконченности произведения, ряд аспектов размышления над романом. Из них, на мой взгляд, наиболее существенными являются:

1. Факт прямого присутствия в романе целой вереницы мыслей, тем, формулировок, которые могут быть трактованы как прямые высказывания автора романа (т.е. известны нам в качестве непосредственно пушкинских);

2. Совмещение этих мыслей с эпистолярной формой, в которой они оказываются «собственностью» всех переписывающихся героев;

3. Роль эпистолярного романа в общем развитии пушкинской прозы (как формы эту прозу предваряющей).

В этой связи моя работа предполагает следующие повороты темы:

1. Сопоставление героев и сюжетных ситуаций «Романа в письмах» с романом «Евгений Онегин» и замыслами «светских повестей» притом, что мы условно принимаем «Евгений Онегин», как художественную сферу, предшествующую роману, а «светские повести», как одновремен­ную и последующую.

2. Сопоставление с законченными прозаическими произведениями, напи­санными Пушкиным после 1829 года (“Повести Белкина”(1830 г.) и “Пиковая Дама” (1834 г.)).

ГЛАВА I – "Роман в письмах" в сопоставлении с романом в стихах "Евгений Онегин" и " светскими повестями"

Обосновывая возможность названного сопоставления, примем как условие мысль о том, что роман в стихах представляет для автора сферу наиболее устойчивых форм русской жизни, взятых реалистически правдиво и одновременно лирически идеально. Это русский национальный дворянский мир, каким он сложился к первой половине 19 века. «Светские повести» - при том, что речь в них идет о людях примерно то­го же круга - пушкинское проникновение в «новые времена». От «свет­ских повестей» путь лежит к «Пиковой даме». «Роман в письмах» по широте охвата действительности, по опоре на деревенскую Русь тяготе­ет к «Евгению Онегину». По специфике содержания, по типу высказыва­ний - к «светским повестям».

При этом, как уже отмечалось «Роман в письмах» представляет по­пытку найти новые пути развития для русского романа. Все пушкинские отрывки и наброски этого времени свидетельствуют о тщательном поиске оптимальной прозаической формы для будущего романа (рассказ от третьего лица, записки, письма и др.). Размышления о содержательной стороне нового романа есть уже в «Евгении Онегине». Там они обраще­ны, в основном, к опыту прошлого («роман на старый лад»). Мысли об использовании «старого» европейского романа 18 века ради создания нового, производятся в "Романе в письмах. («Умный человек мог бы взять готовый план, готовые характеры, исправить слог и бессмыслицы, допол­нить недомолвки - и вышел бы прекрасный, оригинальный роман». (5 Лиза - Саше).

В соответствии с этим, в моей работе «Роман в письмах» рассмат­ривается, как одна из попыток создания романа, который учитывает прош­лое и смотрит в будущее.

На фоне предшествующих пушкинских произведений «Роман в письмах» вносит следующие существенно новые черты:

1. Это один из первых опытов создания прозаического романа;

2. Одно из немногих обращение Пушкина к эпистолярному жанру.

Даже при поверхностном прочтении незаконченного произведения бро­сается в глаза его близость к роману в стихах.

Также как и в «Евгении Онегине»

намечены линии год-деревня и

сохранены практически все приметы

этих сфер. Город- «динамика»

событийный центр, деревня-

очищение, умиротворение героя

(выражение В. Непомнящего).

В применении к роману в стихах о таком противопоставлении сфер города и деревни подробно говорит В. Непомнящий в книге «На перепутье». Размышления исследователя об «условно-идиллической» подаче мира по­мещичьего семейства с некоторым снижением тона повествования вполне применимо к характеристике семьи Машеньки, родственников Владимира.

Интересно, что возможность увидеть «соседей добрую семью» пре­доставляется в сходной сцене именин. И в том и в другом романе среди собравшихся «уланские мундиры», уездные дамы с обязательными поце­луями, мужчины, хохочущие от собственных шуток, и центр внимания все­го общества - гости из Петербурга.

Вот что говорит герой «Романа в письмах» о собравшихся: «Эти господа (мелкопоместные дворяне) не служат и сами занимаются управлением своих деревушек, но признаюсь, дай бог им промотаться как нашему брату. Какая дикость! для них не прошли еще времена Фонвизина. Между ними процветают еще Простаковы и Скотинины!». (Владимир - другу V1,73).

В черновиках "Евгения Онегина" есть сравнение матери Татьяны с госпожой Простаковой.

В чистовом варианте Пушкин снимает это сравнение, и описание ее способа ведения хозяйства становится, по выражению В.Непомнящего, не более чем тяжкой чертой времени и нравов, как и нежеланный брак:

«Она езжала по работам

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь –

Все это мужа не спросясь...»

( V, II, XXII, 51)

В «Романе в письмах» сравнение с Простаковыми не убирается, что должно, казалось бы, сделать повествование о помещиках более жестким. Но устами Владимира Пушкин тотчас же делает оговорку: «Впрочем, это не относится к родственнику, у которого я в гостях». То есть любовно-терпимое отношение к семье уездных помещиков сохраняется автором.