Смекни!
smekni.com

Психологические направления в социологии (стр. 1 из 3)

Иркутский Государственный Университет

Сибирско-Американский факультет менеджмента
Реферат по социологии

Тема: Психологические направления в социологии

Выполнил: Сергей Каморников, 2 курс

Иркутск, 2000.

Содержание:

страница

· I. Основные школы и их характеристика (аннотация) ----------- 3

· II. Некоторые авторы. Характеристика их трудов и теорий

Чарльз Кули --------------------------------------------------------------- 4

· Габриэль Тард ------------------------------------------------------------ 5

· Г. Тард. «Социальная логика» ----------------------------------------- 6

· Гюстав Лебон. «Психология народов и масс» --------------------- 8

· Список источников информации ------------------------------------- 11

Психологические направления в социологии.

I. Основные школы и их характеристика.

Психологическое направление пришло в социологию в конце ХIХ века на смену биолого-натуралистическим теориям и требовало учета сложной совокупности социальных фактов.

Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения и ее социальным механизмам возрастает с каждым днем. Существует несколько разновидностей психологических механизмов в социологии. Объединяющий момент для всех направлений - стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов индивида и общества. Разновидности психологизма выделяются в зависимости от выбора ключевых понятий.

Психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс)

Развитие общества - часть классической эволюции, которая носит направленный характер, т.е. развивается на основе разумного сознательного управления социальными процессами, здесь первичны социальные факты: желания индивида (голод, жажда), сознание рода (делающее возможным сознательное взаимодействие индивидов).

Инстинктвитизм (Мак-Дугалл)

Основа общественной жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождающихся соответствующими эмоциями.

Школа психологии народов основная историческая сила - народный дух, выражающий психологическое сходство индивидов одной нации. Здесь рассматриваются проблемы групповой психологии - внушаемости и психического заражения и других явлений, происходящих в толпе.

Теория подражания (Тард)

Элемент общества - факт подражание одного индивида другому.

Интеракционизм (Мид, Кули)

Первичные факты общества – это представления, которые люди представляют друг о друге. Сконцентрировав внимание непосредственно на взаимодействии индивидов в рамках первичной группы, Кули отождествлял общественные отношения с индивидуальными, а личность - с ее самосознанием.

Заслуга психологического направления в том, что они привлекли внимание к проблеме общественного сознания в его соотношении с индивидуальным.

II. Некоторые авторы. Характеристика их трудов и теорий.

Чарльз Кули

Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако, позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго - иллюзия (1912). Действия индивидов и

социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние. Позже произошел дальнейший сдвиг в основах этой теории, когда Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями.

Экспериментально можно показать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. Как неоднократно было показано (Ширер, 1949; Борис, 1975),

"Я-каким-меня-видят-другие" и "Я-каким-я-сам-себя-вижу" весьма сходны по своему содержанию. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я. В 1912 году Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления Индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию.

Видимо, мало найдется таких людей, кому бы ни разу в жизни не приходилось с предельной остротой осознать свое существование и свой собственный облик как нечто воспринимаемое другими. В сущности, в этом и проявляется предельно обостренное чувство Я. Человек, который находится перед лицом любой аудитории или которому приходится взаимодействовать с другими людьми, может обнаруживать различные признаки волнения, нервного напряжения, растерянности и т.п. Но эти эмоции в большей степени связаны с тем, "что они обо мне подумают", чем с реальной задачей взаимодействия. Такая концентрация .на том, как тебя оценивают, может иметь весьма серьезные последствия в деятельности учителей, актеров, журналистов и т.п.

Зеркальное Я возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Такая группам характеризующаяся непосредственным общением ее членов между собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов между небольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, Я-концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

Габриэль Тард

Тард (Gabriel Tarde) - французский социолог и криминалист (род. в 1843 г.). Служил в судебном ведомстве, был потом начальником статистического бюро в министерстве юстиции; потом преподавал в высших учебных заведениях Парижа (College de France, Ecole des sciences politiques. College libre des sciences sociales). В 1900 г. он избран в члены академии нравственных и политических наук. Как социолог, Т. может быть назван представителем психологического направления. Известность его зиждется главным образом на его труде: "Les lois de l'imitation" (1890, русский перев. 1892). Кроме массы статей, разбросанных по разным периодическим изданиям и отчасти собранных в "Essais et melanges sociologiques" (1895), он написал еще: "La foule criminelle" (1892),

"Les transformations du droit" (1893), "Logique sociale" (1895), "L'opposition universelle" (1897), "Etudes de psychologie sociale" (1898), "Les lois sociales" (1898), "Les transformations du pouvoir" (1899) и "L'opinion et la foule" (1901), а также несколько работ по теории уголовного права ("Преступная толпа" и "Социальная логика", перев. на рус.). Сущность социологических взглядов Т. определяется исходным их положением, по которому общественность тесно связана с подражательностью. Основной закон всего сущего - всемирное творение, под формами волнообразного движения в неорганической природе, наследственности в мире органическом и подражания в жизни общества. Т. говорит даже, что общество, в конце концов, есть подражание ("la societe, c'est l'imitalion"). Если бы, однако, действовал этот только закон, то была бы невозможна эволюция; но дело в том, что повторяющиеся ряды вторгаются один в другой, тем самым вызывая уклонения от строгого повторении, и потому кроме подражания действует еще инновация, которую мы называем индивидуальными особенностями, личной оригинальностью, инициативой и т. п. Подражание подхватывает то, что было сначала лишь уклонением; этим путем единичный случай тоже начинает повторяться, и то, что первоначально было случайным исключением, становится общим правилом для целого ряда случаев. См. ст. Beulot ("Rev. Phil.", 1896), Wrobblewska, "Arch. fur Gesch. der Philosophie" (1896) и брошюру А. Козлова, "Т. и его теория общества" (1886). Н. Карпева. Как криминалист, Т. стоит одинаково далеко и от классической школы, и от итальянских антропологов-позитивистов. По методу и приемам исследования он примыкает ко вторым, по существу своих воззрений -

является самым решительным их противником. Главное его сочинение: "La philosophie penale" (1890) представляет собою критически разбор теории Ломброзо. Задачи и цели наказания, по Т., эволюционируют. Первоначальная цель наказания - очищение общества: грех должен быть смыть. Затем выдвигается момент устрашения. Современные карательные меры должны иметь целью исправление. Наряду с полной вменяемостью и полной безответственностью, Т. допускает вменяемость частичную или ослабленную.

Возражая против учения Гарофало о так паз. естественных преступниках, Т. утверждает, что во многих случаях в человеке исчезают чувства альтруистические и до крайности развивается эгоизм не до, а после совершения преступления, так что не отсутствие альтруизма порождает преступление, а наоборот. Момент предумышления в его глазах не имеет того значения, которое за ним удерживается классической доктриной.

Покушение на преступление должно влечь то же наказание, как и оконченное деяние, ибо преступник подвергается наказанию не за вред; им причиненный, а в виду той опасности, которую создают для общества проявленные им антисоциальные свойства. Учение о соучастии, как об особой форме виновности, обусловливающее особый порядок назначения наказания за общее дело, могло, по мнению Т., иметь место лишь тогда, когда судили не живых людей, а отвлеченное дело; теперь вина каждого из соучастников должна быть исследуема самостоятельно и каждый должен быть наказываем только за то, что он сам сделал. В области процесса Т. выступает, вслед за итальянскими позитивистами, энергичным противником суда присяжных, за его слабость и безграничную снисходительность.

Функции суда, по его учению, должны быть переданы специалистам, изучавшим физиологию, психологию и социологию и знакомым с арестантами, с их жизнью и бытом. Кроме "Философии уголовного права", Т. написал: "La criminalite comparee" (1886), "Etudes penales et sociales" (1891) и несколько статей и отчетов в различных статистических и криминалистических изданиях. Он состоит одним из редакторов "Archives d'antropologie criminelle". См. В. Д. Спасович, "Новые направления в науке уголовного права" (М., 868).