Смекни!
smekni.com

Ленинский план монументальной пропаганды и его влияние на развитие монументального искусства (стр. 1 из 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...3

Глава I. Роль монументальной пластики в формировании городской среды: исторический аспект...17

1.1. Содержание понятий «монументальная пластика», «городская скульптура», «городская среда».

Типология городской скульптуры...17

1.2. Эволюция видов и жанров городской скульптурной

пластики России в XVII - начале XX столетий...28

1.3. Ленинский план монументальной пропаганды

и его влияние на развитие монументального искусства.

Основные этапы реализации плана...44

Глава П. Реализация Ленинского плана монументальной

пропаганды и архитектурно-художественное решение

памятников Барнаула...63

2.1. Истоки формирование архитектурно-художественного облика Барнаула средствами монументальной пластики

в XVIII - начале XX веков. Первый монумент Барнаула...63

2.2. Монументальная пластика Барнаула XX века

(1920-1950-е годы)...69

2.3. Монументальная пластика Барнаула

второй половины XX века (1960-1970-е годы)...80

2.4. Памятники деятелям науки, культуры и искусства

в Барнауле (последняя четверть XX века)...94

Глава III. Проблемы эстетизации городской среды в архитектурно-художественной практике Барнаула

в конце XX столетия...109

3.1. Современные тенденции развития

архитектурно-пластической культуры Барнаула...109

3.2. Монументальная и декоративная пластика

в районах массовой жилой застройки Барнаула

(последняя четверть XX века)...124

3.3. Дизайн городской среды как перспективное направление проектной культуры Барнаула...134

Заключение...141

Принятые сокращения...146

Список источников и литературы...147

Список иллюстраций...186

Иллюстрации...193

Приложения...225


Введение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена изменением роли монументальной пластики в модернизированной городской среде конца XX столетия. Характерное для современности разрушение классической системы ценностей приводит к снижению идеологического и нравственно-воспитательного значения монументального искусства. Однако, монументы — это «...человеческие ориентиры, которые люди создали как символы своих идеалов, целей, действий. Они предназначены пережить период, породивший их, и составить наследство для будущих поколений. Как таковые они образуют связь между прошлым и будущим» [404 С.293]. В связи с этим, актуально изучение монументальных памятников XIX-XX вв. и выявление специфики их функционирования в современной городской среде.

История создания произведений монументальной пластики города Барнаула хронологически охватывает почти два столетия. Определение роли архитектурных и скульптурных монументов, памятников, мемориальных ансамблей, а также декоративных композиций в формировании архитектурно-художественного облика Барнаула, выявление основных тенденций развития архитектурно-пластической среды города имеют существенное значение для изучения искусства региона и понимания ценности сохранения культурного наследия.

Степень разработанности проблемы. Определение понятия городской среды, выявление ее онтологического статуса является одной из актуальных проблем современного научного знания, к которой обращаются представители самых разных научных направлений, как естественнонаучных, так и гуманитарных: «Новизна объекта для этих ученых ведет к

4

лавинообразному нарастанию исследований. Это действительно новизна, так как, развиваясь тысячи лет, город, ставший сейчас «естественной» средой бытия, создается по-прежнему с минимальным учетом его воздействия на организм человека, биоценоз территории в целом» [276]. Исследованию феномена города и его среды посвящены труды ученых А.В. Иконникова [292, 294], В.Л. Глазычева [275-277], И.ГЯковенко [430], Э.А. Орловой [340], Н.В.Воронова [270], З.Н. Яргиной [431], Л.Е. Трушиной [407], Е.Л. Беляевой [253], О.А. Швидковского [418], А.В. Маслова [323], А.С.Щенкова [252], Ю.А.Веденина [265], Ю.Г.Рыженко [366], Г.З. Каганова [299-300], Л.И.Павловой [344] и др.

Монументальная пластика, ее типология, история, анализ рассматриваются в контексте проблем городской среды в исследованиях В.А.Артамонова [243], В.С.Турчина [408], Н.И.Поляковой [360], В.С.Сперанской [391], В.П.Толстого [403-405] и других ученых. Монумент как часть градостроительной системы рассматривается в исследовании В.А.Артамонова «Город и монумент» [243]. Автор выделяет . ряд закономерностей, влияющих на восприятие монумента, формулирует рекомендации по сооружению и установке монумента в городе, а также анализирует градостроительную роль монумента. Комплексный подход к исследованию монумента и его взаимоотношений с окружающим пространством представлен в монографии В.С.Турчина «Монументы и города» [408]. В книге исследуется типология монументов, вскрываются закономерности построения различных форм монументов и их сочетания с пространством площадей и улиц, прослеживается связь с культурными и историческими центрами города. Уделяется внимание анализу художественного образа монументов, процессу изменения первоначального замысла монументов, заложенного его создателями, в восприятии людей будущих поколений; объяснение этого процесса связывается с мировоззренческими изменениями людей разных эпох. Проблеме взаимоотношения объема скульптурной формы и пространственной среды

5

посвящена монография Н.И.Поляковой «Скульптура и пространство» [350]. Эволюция объемно-пространственной формы рассматривается как утверждение объема в пространстве, таким образом, пространство анализируется как основной формообразующий элемент скульптурной формы. В монографиях В.С.Турчина и Н.И.Поляковой общетеоретические проблемы рассмотрены на материалах западноевропейского искусства.

В исследовании В.С.Сперанской [391] рассмотрен комплекс взаимосвязей скульптуры и городской среды в контексте системы «скульптура - архитектура - среда - человек». Представленная система взаимосвязей анализируется на материале Санкт-Петербурга на примере исторических зон и современных районов города и предлагается ряд методических принципов формирования эстетической среды районов массовой жилой застройки 1960-1980-х гг., а также определяются тенденции, соответствующие задачам градостроительной политики указанного периода. Важное значение имеет представленная автором типология городской скульптуры, а также выявление функций скульптуры в городской среде.

В статье В.П.Толстого «Исторические судьбы монументального искусства» [403] рассмотрены монументальные произведения с позиций их социального функционирования и историзма. Особенности отечественной монументальной пластики XVIII-нач.ХХвв. исследованы в трудах Д.Е.Аркина [242], посвященных истории создания и анализу монументальной скульптуры России; в исследовании Л.Г.Бадалян [245] раскрываются этапы развития мемориалов в отечественном искусстве; монография В.И.Пилявского [356] посвящена истории триумфальных памятников. Особый интерес представляет монография К.Г.Сокола «Монументы империи» [162], включающая исторический очерк и аннотированный каталог двухсот российских монументов, в котором описывается история создания монументов, представлен анализ пластической формы и художественного образа, а также включены ценные иллюстрации, в том числе не сохранившихся монументов.

Реализация Ленинского плана монументальной пропаганды изучалась в трудах РЛ.Аболиной [237], С.С.Валериус [263], А.Павлюченкова [345], М.А.Чегодаевой [416] и др. В монографии В.П.Толстого «У истоков советского монументального искусства» [405] раскрываются особенности монументального искусства первых лет советской власти, подробно рассматривается план монументальной пропаганды: его предыстория, основные события 1918-1920-х гг., а также первые советские монументальные произведения. Анализу значения ленинского плана монументальной пропаганды посвящено исследование Е.Н.Короткой «Проблема героя в советской монументальной пластике 1918-1941 гг.»[309]. В нем анализируется социальный состав героев, которым посвящались памятники, а также тематика и художественная значимость монументов, уничтоженных во исполнение декрета «О памятниках республики».

Целый ряд исследований посвящен определению специфики жанра мемориального ансамбля в советском искусстве, наиболее ярко демонстрирующего синтез различных видов искусств. В работе Т.Г.Малининой [316] на материалах конкурсов и выставок 1942-1945гг. представлена история и анализ художественного решения мемориалов. Выявлению закономерностей взаимосвязи мемориального ансамбля и ландшафта в различных природных условиях и разработке на этой основе методики формирования мемориального ансамбля в природной среде посвящено исследование С.М.Круповского [312]. Типология мемориальных ансамблей, а также их формообразование на основе принципов синтеза искусств представлены в работах О.А.Швидковского [419]. Наиболее исчерпывающий анализ мемориального ансамбля содержится в монографии И.А.Азизян и И.В.Ивановой «Памятники вечной славы. Концепции и композиция» [238], где выявлены этапы становления и развития мемориального ансамбля в советском искусстве 1940-1970-х гг., определена специфика жанра, подробно рассмотрены пространственные взаимосвязи мемориала в городской и природной среде, представлена типология

7

мемориалов, исходя из анализа их образно-пластического решения, проанализированы наиболее яркие примеры мемориалов советского периода, а также намечены перспективы развития жанра мемориального ансамбля.

Основные тенденции монументальной скульптуры 1960-1980-х гг. представлены в монографии Н.В.Воронова [270]. В ней исследован процесс реализации плана монументальной пропаганды, приведен анализ правительственных документов, оказавших решающее значение для развития монументальной скульптуры указанного периода, а также рассмотрена реальная практика установки монументов: социальный состав героев монументальной скульптуры, типология памятников и монументов, композиционные принципы организации монументальных форм. Н.В.Воронов приходит к выводу, что в 1960-1970-х годах произошли значительные изменения в монументальном искусстве, которые можно рассматривать как сложение новой концепции монументальной пластики. Возникновение ее было обусловлено идейно-нравственными, социальными, мироощущенческими и социально-психологическими изменениями, произошедшими в советском обществе в послевоенные годы [270, С.64].