Смекни!
smekni.com

Омар хайям: поэт, философ, математик (стр. 1 из 3)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ НА ТЕМУ:

ОМАР ХАЙЯМ: ПОЭТ, ФИЛОСОФ, МАТЕМАТИК

СТУДЕНТКИ 2 КУРСА

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА

ГРУППЫ КД-21

РЯБКОВОЙ Е.В.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

СТАДЛЕР Т.М.

ДАТА СДАЧИ:_________

ОЦЕНКА:_________

Ульяновск 2004г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Этапы жизни великого ученого…………………………………………………………3
  2. Омар Хайям – поэт и философ………………………………………………………….4
  3. Омар Хайям – астроном…………………………………………………………………7
  4. Омар Хайям – математик………………………………………………………………..8
  5. Заключение……………………………………………………………………………...10
  6. Литература………………………………………………………………………………12

« Мы цель созданья, смысл его отменный,

Взор Божества и сущность зрячих глаз.

Окружность мира- перстень драгоценный, А мы в том перстне – вправленный алмаз.»

Омар Хайям

1. Этапы жизни великого ученого

Омар Хайям родился в городе Нишапур области Хорасан (север Ирана) в семье ремесленника (Хайям – по-персидски буквально — делающий палатки). Дет­ство провел в Балхе. Потеряв отца в 18 лет, был вы­нужден прервать учение и зарабатывать на жизнь.

«По оставшимся его научным трудам и сообщени­ям современников установлены некоторые детали био­графии. Около 1069 года он, находясь в Самарканде, написал трактат «О доказательствах задач алгебры и ал-мукабалы». А до этого были написаны два матема­тических трактата. В 1074 году возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане, в 1077 году завершил работу над книгой «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида», в 1079 году вместе со своими сотрудниками ввел в действие календарь.

В середине 90-х годов XI века, после закрытия обсер­ватории, вызванного сменой правителей, Хайям со­вершил паломничество в Мекку. Об этом сообщает один из его недружелюбных биографов Ибн Ал-Кифти сле­дующими словами: что он совершил паломничество «... придержав поводья своего языка и пера, из стра­ха, а не из благочестия».

Около 1097 года Хайям работает врачом при намест­нике Хорасана. Возможно, в это время он написал свой философский трактат на языке фарси - «О всеобщно­сти бытия».

Последние 10-15 лет жизни Хайям провел в уеди­нении в Нишапуре. Он мало общался с людьми. Об этом сообщает историк Бейхаки: «Был скуп в сочине­нии книг и преподавании...»

Он дружил в эти годы только с книгой. Как сооб­щает Бейхаки, в последние часы своей жизни Хайям читал «Книгу исцеления» Ибн Сины. Он дошел до раздела «О единстве и всеобщности» философского сочинения, положил на это место зубочистку, встал, помолился и умер.

Биографы, достаточно близкие к нему по времени, говорят в основном о его учености и научных тракта­тах. Только Ибн Ал-Кифти пишет о стихах, «жаля­щих как змея».

В настоящее время неопровержимо доказаны ис­торические заслуги Омара Хайяма как ученого, кото­рый сделал ряд важнейших открытий в области аст­рономии, математики, физики и других наук.»

В то трудное время политических неурядиц, войн, страшных разрушений и массовых убийств жизнь ученого была очень тяжела. Омар Хайям скитался, испытывал нужду, страдал из-за религиозных пресле­дований. Лишь изредка он имел возможность спокой­но заниматься наукой. Омар Хайям скончался в бед­ности в родном городе Нишапур, прожив долгую и очень продолжительную жизнь.

2. Омар Хайям-поэт и философ

Омар Хайям навсегда вошел в историю всемирной культуры не только как блестящий ученый-энцикло­педист, но и как прекрасный поэт и философ. Парал­лельно с занятиями наукой создавал он свои бессмер­тные стихотворения, известные всеми миру.

Единственной формой своих стихов Хайям избрал рубаи - четверостишия. Это исконно народная фор­ма стихов, она бытует и поныне у персов и таджиков. Рубай Хайяма - своеобразная миниатюра, где целая жизнь, большое человеческое переживание включены в четыре строчки.

Лирические стихи поэта о любви и дружбе, о поис­ке смысла жизни и о многом другом - оптимистич­ные и скорбные, практические и возвышенные, все­гда наполнены глубоким философским смыслом.

В день завтрашний нельзя сегодня заглянуть,

Одна лишь мысль о нем стесняет мукой грудь.

Кто знает, много ль дней тебе прожить осталось?

Не трать их попусту, благоразумен будь.

Ты скажешь, эта жизнь — одно мгновенье.

Ее цени, в ней черпай вдохновенье.

Как проведешь ее, так и пройдет,

Не забывай: она — твое творенье.

Сердце к злу тебя клонит — так делай добро!

Может узел распутать умело добро.

Если оба спешат стать навек твоим другом,

То в друзья выбирай себе смело добро!

Тот, кто в сердце своем тайны духа познал,

Тот читает в сердцах, кто б пред ним не стоял.

Сам он — море, ныряльщик и жемчуг бесценный!

Вникни в мудрость того, что сейчас я сказал!

Живи праведно, будь тем доволен, что есть,

Живи вольно, храни и свободу, и честь.

Не горюй, не завидуй тому, кто богаче,

Кто беднее тебя, — тех на свете не счесть!

Не теряй никогда в жизни мудрости суть,

Не теряй, чтоб к добру или злобе прильнуть!

Ты — и путник, и путь, и привал на дороге,

Не теряй же к себе возвращения путь!

Будешь людям служить - будешь ими любим.

Другом верным, желанным становишься им.

Мы — источник веселья — и скорби рудник,

Мы вместилище скверны — и чистый родник.

Человек — словно в зеркале мир, — многолик,

Он ничтожен — и он же безмерно велик.

Послушай, юноша, что старец, произносит —

Он только суть одну тебя постигнуть просит:

Не должен ты дружить с безграмотным невеждой,

Не должен труд вершить, что пользы не приносит.

Поэзия непревзойденного мастера блестящих по остроумию и изяществу четверостиший пронизана стремлением к радостям земной жизни. Он прослав­ляет человеческие чувства и подлинный, смелый и все постигающий разум. Справедливость, доброта, свобо­да, честность - вот идеалы для Хайяма.

И с другом, и с врагом ты должен быть хорош!

Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.

Обидишь друга — наживешь врага ты,

Врага обнимешь — друга обретешь.

Мы не знаем, протянется ль жизнь до утра...

Так спешите же сеять вы зерна добра!

И любовь в тленном мире к друзьям берегите

Каждый миг пуще золота и серебра.

Будь мудр и жалкий путь глупца себе не выбирай.

Коль щедр друг, в друзья скупца себе не выбирай.

Сердца людей открыты тем, кто помыслами чист,

Дари всем благо, но льстеца себе не выбирай.

Не смотри, что иной выше всех по уму,

А смотри, верен слову ли он своему.

Если он своих слов не бросает на ветер -

Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.

Изначальней всего остального - любовь,

В песне юности первое слово — любовь.

О, несведущий в мире любви горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа — любовь!

В своих бессмертных стихах Омар Хайям воспевал свободу, бичевал ханжество и лицемерие, высмеивал суеверие, отвергая веру в потусторонний мир. Обра­щаясь к Богу, Хайям пишет о несправедливости на земле:

Говорят, что ты смертных умеешь прощать,

Не дозволишь грешить и не дашь обнищать.

Если ты воскресишь меня ангелом светлым.

То зачем меня черною книгой стращать?

Небо! Жалуешь ты почему подлецов?

Бани, мельницы - им, им — сиянье дворцов,

Человек благородный и хлеба не видит,

Наплевать я на небо такое готов.

Когда б я властен был над этим небом злым,

Я б сокрушил его и заменил другим.

Чтоб не было преград стремленьям благородным,

И человек мог жить тоскою не томим.

Стихи Омара Хайяма - своеобразный бунт против догм официальной религии.

Душой ты безбожник с Писаньем в руке,

Хоть вызубрил буковки в каждой строке.

Без толку ты оземь башкой ударяешь,

Ударь лучше оземь всем тем, что в башке!

Миром правят насилие, злоба и месть,

Что еще на земле достоверного есть?

Где счастливые люди в озлобленном мире?

Если есть — их по пальцам легко перечесть.

Я презираю лживых, лицемерных

Молитвенников сих, ослов примерных.

Они же, под завесой благочестия,

Торгуют верой хуже всех неверных.

За такие стихи поэт подвергался нападкам духо­венства и, изливая душу в своих четверостишиях, часто недоговаривая, скрываясь за намеками, сохра­нил свою жизнь только благодаря покровительству вы­соких правителей. В одном из своих стихотворений Хайям пишет:

То облечет судьба меня в шелка,

То обдерет, как дольку чеснока,

Но об ее капризах долго думать —

Так превратишься скоро в старика.

Но надо заметить, что ученый-поэт тяжело пере­живал свою постоянную зависимость от богатых ме­ценатов, отсутствие свободы личности. Он пишет:

О, если б каждый день иметь краюху хлеба,

Над головою кров и скромный угол, где бы

Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть-

Тогда благословить за счастье можно небо.

Лучше впасть в нищету, голодать или красть,

Чем в число блюдолизов презренных попасть.