Смекни!
smekni.com

Нормы морали и права (стр. 1 из 5)

ПЛАН

Введение....................................................................... 3

Глава I. Религия как регулятор общественных отношений...................................................................................... 7

Глава II. Право и религия............................................. 11

Глава III. Нормы морали и нормы права: "суверенность и взаимозависимость".................................................... 21

Литература.................................................................. 32

Введение

Значение права как одного из основных регуляторов общественных отношений раскрыто в нашей литературе довольно полно. Что касается религии, то, несмотря на очевидную необходимость всестороннего исследования ее социальной роли для материалистического понимания истории. Некоторые стороны этой проблемы разработаны недостаточно.

В литературе анализ роли религии в антагонистических классовых формациях часто сводится к характеристике ее как формы общественного сознания, способствующей сохранению выгодных господствующим классам порядков, к указанию на то, что она освящает классовое господство и эксплуатацию, примиряет угнетенных с их бесправным положением. Между тем значение религии в жизни общества не ограничивается выполнением этих функций. Являясь одним из социальных регуляторов, религия активно воздействует на поведение людей, на общественные отношения. В последнее время в религиоведческой литературе появились указания на выполнение религией регулятивной (регулирующей) функции, однако существо этой проблемы не раскрывается[1]. Религиозные нормы, при помощи которых и осуществляется религиозное регулирование общественных отношений, вообще не упоминаются ни как структурный элемент религиозной системы, ни в качестве разновидности социальных норм. Недооценкой нормативной стороны религии, отсутствием глубокого анализа ее регулятивной функции, по-видимому, в основном и объясняется то, что вопросам соотношения религии и права не уделялось должного внимания.

Между тем исследование этих вопросов имеет важное значение для выяснения закономерностей духовной жизни общества и социального развития, взаимозависимости различных компонентов общественной надстройки. Без марксистского анализа взаимосвязи религии и права как регуляторов общественных отношений трудно разобраться в генезисе, историческом развитии и функционировании социального регулятивного механизма, раскрыть некоторые особенности религии и права. Поэтому соотношение права и религии относится к существенным проблемам юридической науки, религиоведения и исторического материализма в целом. На значение для теории и практики коммунистического строительства всестороннего изучения взаимосвязи различных социальных систем, в том числе религии и права, неоднократно указывалось в нашей литературе[2]. Однако вопросы соотношения религии и права затрагиваются в немногих работах по марксистскому религиоведению, причем в общем виде. Так, А.Д. Сухов очень кратко пишет о генезисе религиозного права[3], Д.М. Угринович отмечает, что религия была одним из источников права; при феодализме всякое отступление от нее преследовалось государством; в буржуазном обществе религия воздействует “на политическое поведение верующих и, в частности, на их отношение к существующим правовым нормам и установлениям”[4]С. А. Токарев видит связь религии с правом в том, что она закрепляет правовые нормы, придавая им сверхъестественную санкцию и подкрепляя их религиозными представлениями о греховности нарушения правового запрета[5]. Отмечают, что правовые идеи “оказывают активное воздействие на все другие формы общественного сознания, в том числе и на религию”[6]. В других работах по теории и истории религии, а также в трудах о взаимодействии форм общественного сознания проблема соотношения религии и права не затрагивается.

В юридической литературе проблема соотношения права и религии также не нашла достаточного освещения. Рассматривались некоторые стороны их взаимосвязи в буржуазном обществе и в дореволюционной России, институт свободы совести, анализировалось советское законодательство о религиозных культах[7].

Соотношение права и религии может быть раскрыто лишь с учетом их связей с базисом, с иными надстроечными подсистемами, с государством. Право возникает вместе с государством, не может существовать без него и разделяет его историческую судьбу. Государство устанавливает правовые нормы и обеспечивает их исполнение. Юридические учреждения являются, как правило, государственными органами.

Соотношение права и религии носит конкретно-исторический характер и изменяется в различных общественно-экономических формациях. Исследование его особенностей с учетом места, времени и социальных условий помогает выявить общие черты и стороны соотношения права и религии, характерные для антагонистических классовых формаций, показать его принципиальное отличие в социалистическом обществе.

Настоящая работа представляет собой попытку исследовать проблему соотношения религии, государства и права в их историческом развитии, дать ответ на поставленные выше вопросы.

Глава I. Религия как регулятор общественных отношений

Устанавливаемые любой религией правила поведения представляют собой особый вид социальных норм — религиозные нормы, а не компонент нравственности, права или каких-либо иных социальных систем. Говоря о религиозной норме, следует иметь в виду, что заповедь, правило поведения—это лишь одна из ее составных частей. Кроме того, норма включает указания на священный источник правила поведения и на сверхъестественные средства его обеспечения. Для Библии, Корана, Талмуда и других “священных” книг характерна “рассредоточенность” составных частей религиозных норм, отсутствие у многих из них индивидуальной санкции, что и порождает необоснованное отождествление “стиха”, в котором излагается лишь правило поведения, со всей религиозной нормой.

Религиозные нормы обладают всеми необходимыми признаками социальной нормы. Возьмем, например, заповеди библейского декалога, которые в различных сочетаниях приводятся в Ветхом и Новом завете как важнейшая часть “закона божьего”. Это категорическое запрещение поклоняться нескольким богам и идолам, убивать, прелюбодействовать, красть и желать чужого, лжесвидетельствовать, требование верить в единого бога, “соблюдать день субботний” и почитать родителей. Все это правила поведения людей, относящиеся к сферам религиозного культа, семейных и иных общественных отношений. Заповеди предписывают совершенно определенные действия или воздержание от осуждаемых религией поступков.

Религиозная норма, как и другие социальные нормы, имеет общий характер, который проявляется в следующем. Во-первых, религиозная норма выступает как масштаб, образец для поведения верующих людей в той или иной обстановке, как эталон определенных отношений. Во-вторых, ее предписания относятся не к конкретному индивиду, а к более или менее широкому кругу людей: к последователям данной религии (членам церкви, секты, толка) или к какой-то части их (священнослужителям, мирянам и т. п.).

Предусматривая конкретные варианты поведения в типичных жизненных ситуациях, религиозные нормы воздействуют на волю и сознание людей, формируют их социальное поведение и тем самым регулируют соответствующие общественные отношения, проявляющиеся прежде всего в действиях или бездействии их участников. Одна из специфических особенностей этих норм состоит в том, что они регулируют и такие отношения, которые находятся вне сферы воздействия других социальных норм,—отношения, возникающие при отправлении культа.

Религиозные нормы чаще всего имеют авторитарный характер, формулируются как повеления, которые необходимо выполнять вопреки требованиям любых иных норм вплоть до прямого запрета следовать последним (например, ограничение норм а ми Ветхого завета и ислама действия обычая кровной мести). Каждая религия, ссылаясь на волю сверхъестественных сил и существ, требует от своих последователей слепой дисциплины, неукоснительного соблюдения своих предписаний. Религиозные нормы должны исполняться, несмотря на несоответствие их указаний взглядам, желаниям верующего.

Религиозные нормы отличаются от моральных, правовых и других социальных норм прежде всего тем, что имеют своей основой религиозные, а не какие-либо иные идеи и представления, неразрывно связаны с верой в сверхъестественное. Например, правила, определяющие порядок совершения магических действий, не могли возникнуть без веры в возможность достижения желаемых человеком результатов при помощи его воздействия на сверхъестественные свойства реально существующих объектов или на сверхъестественные связи между объектами. При отсутствии представлений о возможности воздействовать в том или ином направлении на сверхъестественные свойства, связи и существа утрачивают всякий смысл как любые культовые действия, так и связанные с ними нормы. То же самое можно сказать и о религиозных запретах. Запрещение женщине прикасаться к орудиям охотничьего или рыболовного промысла могло возникнуть только на почве религиозных представлений о “нечистоте” женщины. Различные пищевые запреты связаны с магическими представлениями или с верой в духов.

Религиозные нормы рассматриваются верующими людьми как повеления сверхъестественных сил или их представителей на земле — верховных служителей культа. В первобытных религиях создателями и блюстителями религиозных предписаний и запретов считались тотемические предки, духи. Затем в качестве источника религиозных правил поведения выступают божества и, наконец, в монотеистических религиях — бог. В “священных” книгах различных религий религиозные нормы формулируются как божественные повеления. В Библии, например, они именуются заповедями, повелениями, уставами, законами бога, подчеркивается их святость. Церковные правила выдаются богословами за конкретизацию “законов божьих”.