Смекни!
smekni.com

по дисциплине: «История России» на тему: «Крестьянская Голгофа. Возвращение к правде» (стр. 1 из 5)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Саврушская средняя общеобразовательная школа

Похвистневского района Самарской области

РЕФЕРАТ
по дисциплине: «История России»
на тему: «Крестьянская Голгофа. Возвращение к правде».

Выполнила:

ученица 10 класса
Колесова Татьяна

Преподаватель:

Четыркина В.Е.

2011

Содержание

I. Введение.

II.Ликвидация кулачества как класса

1. Подготовка

2. Массовые репрессии

3. Смягчение политики

4. Реабилитация

5. Раскулачивание в истории семьи.

III. Заключение

IV. Список литературы.

V. Приложение.

Памяти наших предков,

памяти всех жертв

массовых репрессий

посвящается моя работа

Введение.

80 лет назад в Советском Союзе развернулась кампания террора и экспроприации зажиточного крестьянства, вошедшая в историю как «раскулачивание», «раскрестьянивание», «крестьянская Голгофа». (Голгофа - холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Слово «Голгофа» употребляется как синоним мученичества и страданий). Это было только начало великой трагедии, которая сломала жизнь миллионов людей. Они тронулись со своих мест, двинувшись на Север и в Сибирь, теряя не только нажитое имущество, но также детей и стариков, не выдержавших тяжелой дороги. Рушились уклад жизни, традиции, родственные связи, сама вера — в государство и справедливость. Как шёл этот процесс, мы в основном знаем из учебников истории. В 90-е гг. были рассекречены много документов, личных дел раскулаченных и это позволяет сейчас нам смотреть на процесс раскулачивания глазами очевидцев. Кто же все-таки виноват, из-за кого разразилась катастрофа на много лет изменившая образ русского крестьянина? Спровоцировала ли богатая и средняя часть крестьянства (как в 30-е годы трубили пропагандисты) властные структуры на такие жесткие меры по отношению к ним? Миллионы людей пострадали от сталинских репрессий. Политика, проводимая И.В.Сталиным, искалечила судьбы многих людей, среди них были мои предки: прабабушка Колесова Пелагея Васильевна и прадедушка Колесов Пётр Павлович, которые были репрессированы 80 лет назад, в апреле 1931г. Поэтому изучение этой страницы истории нашего государства мне интересно.

Актуальность изучения процесса раскулачивания обусловлена рядом причин. Раскулачивание, будучи составной частью насильственных методов становления и упрочения социалистической системы 1920—1930-х гг., повлекло далеко идущие последствия, которые дают о себе знать и по сегодняшний день. Оно оказало существенное влияние на социально-демографическую ситуацию в стране, нарушило веками устоявшиеся морально-этические традиции народа, изменило его сознание, подорвало основу сельского хозяйства и предпринимательства. Восстановление истории конкретных семей и судеб пострадавших имеет сейчас значение не только научное, но и моральное. В последнее время на фоне тяжелого социально-экономического кризиса и недовольства «реформами» в обществе нарастает опасная тенденция реабилитации многих сторон политики советского государства и, в частности, раскулачивания. Рассекречивание новых документов, прежде всего личных дел раскулаченных, дает возможность подойти к решению этой проблемы комплексно, на системном уровне, позволяющем в динамике проследить взаимосвязь и взаимозависимость между важнейшими ее структурообразующими причинами.

Целью моей работы является исследование сложного и жестокого процесса раскулачивания, отразившегося на последующих поколениях.

Задача, помимо овладения методиками и приобретения навыков ведения исследовательской работы состояла в том, чтобы проанализировать обобщённые характеристики раскулаченного хозяйства, воссоздать портрет крестьянина-единоличника 1920-х годов, и пытаться рассмотреть, насколько законно было проведено раскулачивание.

Стоит отметить, что наиболее массовый контингент раскулаченных составляли кулаки так называемой II категории. Они и являются объектом данного исследования.

Активное изучение историографии вопроса началось в 70-е гг. Советская историография пополнилась первыми (после 20-летнего перерыва) монографическими исследованиями о классовой борьбе в деревне в период сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса (работы Н.Я.Гущина, Н.А.Ивницкого, А.И.Османова). В конце 1970-х гг. вышла монография В. А. Сидорова и К. И. Ефанова. В 1975г. была опубликована работа И.Я.Трифонова о ликвидации эксплуататорских классов в СССР, где рассматривалась (в основном на базе имеющейся литературы) также проблема ликвидации кулачества. Н.Я.Гущин и А.И.Османов — на материалах Сибири и Дагестана, а Н.А.Ивницкий («Классовая борьба в деревне и ликвидация кулачества как класса» - М., 1972; «Репрессивная политика советской власти в деревне» (1928-1933 гг.) - М.,2000 - на общесоюзных данных - рассмотрели основные этапы и формы классовой борьбы в деревне, закономерности ликвидации кулачества, показали, как осуществилось «трудовое перевоспитание бывших кулаков и вовлечение их в социалистическое строительство». В литературе того периода отмечалось, что в годы второй пятилетки вытеснение кулацких хозяйств производилось, как правило, мерами экономического характера (установление твердых заданий по сдаче продукции, повышение налогообложения и т.п.). Впрочем, как заметили авторы капитального пятитомного труда по истории советского крестьянства, этот этап ликвидации кулачества продолжал оставаться одним из наименее исследованных в советской историографии. Такое положение легко объяснимо: архивы и «спецхраны» были недоступны исследователям. Но нельзя сказать, что в 1970-х - первой половине 1980-х гг. тема вообще не затрагивалась. Во второй половине 1980-х гг. начинается изучение, в том числе и научное, темы государственных репрессий: в стране в целом и в уральском регионе - в частности, прошедшее ряд этапов.
Сначала «гласность» в исторической науке была воспринята историками как возможность завершить дело полной реабилитации репрессированных, начатое XX съездом КПСС. В последние годы издано много работ по истории раскулачивания: «Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации» 1927-1932 гг., «Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939» Документы и материалы. В 5-ти тт. под ред. В. Данилова, Р. Маннинга, Л. Виолы. Лопатин Л.Н., Лопатина Н.Л. «Коллективизация как национальная катастрофа. Воспоминания ее очевидцев и архивные документы» и другие.

В монографии «Раскулачивание в Сибири (1928-1934 гг.): методы, этапы, социально-экономические и демографические последствия.
(Новосибирск, 1996г) описывается история «ликвидации кулачества как класса» в Сибири. [2] Особое внимание уделяется автором рассмотрению проблем расслоения сибирской деревни, социальной природы и экономических позиций предпринимательских слоев крестьянства, основным этапам и методам раскулачивания, его социально-экономическим и демографическим последствиям. Книга написана преимущественно на ранее неопубликованных и впервые вводимых в научный оборот источниках. Монография В.Я.Шашкова «Спецпереселенцы в истории Мурманской области» посвящена спецпереселенцам и их роли в истории Мурманской области. Издание содержит анализ общих особенностей вопроса. Концепция и практика раскулачивания в СССР. Состояние в конкретных сферах деятельности спецпереселенцев: география расселения, вклад в экономику и культуру. Автор приводит биографии некоторых спецпереселенцев, чьи судьбы наиболее драматичны. Книга включает архивные документы и фотографии, некоторые из которых публикуются впервые. Большой материал по изучению данного вопроса даёт Интернет, который я использовала в своей работе.

II. Ликвидация кулачества как класс

1. Подготовка.

Во время революции и Гражданской войны существенная часть крестьянства поддерживала большевиков, поскольку их правительство обещало народу долгожданную землю. И действительно, пахотная земля была передана в пользование общины и разделена между семьями по числу едоков.

Руководство СССР провозгласило своей опорой в деревне только беднейшую часть крестьянства, а зажиточных крестьян объявило кулаками, враждебным элементом. Сначала к этой категории относили крестьян, использующих труд наёмных рабочих - батраков, а затем и просто зажиточных крестьян. В деревне подобный подход вызвал недоумение. Так, в сводках ОГПУ за 1929г. сообщается, что сами крестьяне не видят между собой значительной имущественной разницы, они говорят: «Никаких ни бедняков, ни кулаков у нас нет: все в обществе одинаковы. Есть только труженики да лодыри, которых Советская власть считает бедняками».

Из-за неурожая 1920г., охватившего несколько губерний Центральной России, положение в деревне ухудшилось. Крестьяне были недовольны продразвёрсткой то и дело вспыхивали стихийные бунты. В этих волнениях советская власть обвиняла кулаков, они срывали хлебозаготовки, разгоняли местные Советы. Между тем в условиях острой нехватки продовольствия в городах вопрос о заготовках хлеба стал особенно важным в жизни страны. «Кажется, что это борьба только за хлеб, на самом деле это - борьба за социализм», - говорил В. И. Ленин. По его инициативе в деревню направлялись рабочие продотряды, на местах создавались комитеты бедноты, которые вели борьбу с кулачеством. Комбеды просуществовали недолго: их война с зажиточными крестьянами была столь страшной, что грозила восстановить против новой власти всё многомиллионное крестьянство. [6].