Смекни!
smekni.com

Общая характеристика преступлений против собственности (ст. 205 – 220 Уголовного кодекса Республики Беларусь) (стр. 9 из 12)

Не признается предметом преступления, предусмотренного ст. 215 УК, найденное брошенное чужое имущество. Согласно ст. 237 ГК к таким предметам материального мира отнесены движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права соб­ственности на них. В этом случае вещь выбывает из обладания собственника по его воле при обстоятельствах, явно свидетельствующих о его отказе от права на данную вещь. При этом не имеет значения, известен ли собственник этой вещи или нет.

С объективной стороны присвоение найденного имущества характеризуется обращением в свою пользу, в нарушении предписаний гражданского законодательства, находки, безнадзорных животных, пригульного скота или клада. Окончено оно с момента фактического присвоения, то есть когда виновный обратил найденное имущество в свою пользу. В зависимости от предмета преступного посягательства оно может выразиться в не возвращении (не передаче) указанным выше лицам либо органам найденной вещи, безнадзорных животных либо пригульного скота, а также обнаруженного клада.

Преступлением признается присвоение найденного чужого имущества или клада только при условии, что их стоимость в 1000 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день совершения преступления. Во всех остальных случаях речь может идти об административной ответственности (ст. 10.6 КоАП 2003 года).

Преступление, предусмотренное в ст. 215 УК, с субъективной стороны характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что обращает в свою пользу найденное заведомо чужое имущество или клад, предвидит, что своими действиями незаконно приобретает имущество или ценности в особо крупном размере, и желает этого.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Однако при присвоении клада субъектом может быть и лицо, в круг трудовых или служеб­ных обязанностей которого входило проведение раскопок и совершение действий, направленных на обнаружение клада. При определенных условиях их действия составят хищение имущества в соответствующей форме.

Причинение имущественного ущерба без признаков хищения. Ст. 216 УК преступным признает причинение ущерба в значительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков хищения.

В отличие от мошенничества при совершении данного преступления причинение вреда потерпевшему происходит не путем изъятия наличного имущества, а путем обращения виновным в свою пользу имущества, которое должно было поступить к нему, чаще всего в виде упущенной выгоды. Такое причинение вреда может выразиться в результате совершения самых разнообразных обманных действий. Рассматриваемое преступление с объективной стороны выражается в трех формах.

Первая форма выражается в обмане потерпевшего, в результате которого виновный совершает действия, которым причиняется реальный материальный ущерб. Потерпевшему может быть причинен такой вред в результате не дополучения им доходов либо в результате реальных услуг, полученных виновным. Например, обман нотариальных органов при регистрации сделки купли-продажи недвижимости с целью уменьшить размер госпошлины, использование поддельных билетов для проезда в транспорте, незаконное подключение к телефонной линии потерпевшего и использование ее для международных телефонных переговоров, оплату за которых осуществляет потерпев­ший; уклонение в результате представления подложных документов от уплаты коммунальных услуг, иных платежей, кроме налогов и таможенных платежей, за уклонение от уплаты которых установлена самостоятельная ответственность (ст.ст.231 и 243 УК).

Вторая форма рассматриваемого преступления состоит в том, что виновный, используя доверие потерпевшего, обращает в свою пользу имущество, которое должен был получить последний. Так, виновный, пользуясь доверием владельца имущества, использует его имущество (например, транспортное средство), извлекая для себя имущественную выгоду, но не выплачивает ему за это соответствующее вознаграждение.

Третья форма причинения имущественного ущерба выражается в модификации компьютерной информации, в результате которой собственник имущества не дополучает соответствующий доход в определенной сумме, которая присваивается виновным.

Состав рассматриваемого преступления име­ет материальную конструкцию. Преступление окончено с момента причинения потерпевшему материального ущерб в значительном размере. В соответствии с ч. 3 примечания к главе 24 УК значительным признается ущерб на сумму в сорок и более раз превышающую размер базовой величины, установленной на день совершения преступления. В случае причинения вреда на сумму меньше, чем 40 базовых величин, наступает административная ответственность (ст. 10.7 КоАП 2003 года).

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется также прямым умыслом и корыстной целью. Лицо сознает, что путем обмана или злоупотребления доверием или путем моди­фикации компьютерной информации извлекает материальную выгоду, предвидит, что в результате его действий собственнику или иному лицу будет причинен ущерб в значительном размере, и желает этого.

Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В судебно-следственной практике встречаются определенные сложности при квалификации деяний работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, транспорта и медицинских учреждений и других предприятий, которые присваивают полученные от граждан либо организаций деньги в качестве платы за оказанные услуги. Оценка их действий может быть разной. Если работники уполномочены на принятие оплаты, то считается, что деньги поступили в фонд предприятия в момент их взимания, независимо от того, выписаны квитанции или нет. Поэтому неоприходование ими полученных денег и обращение их в свою пользу или в пользу близких признается хищением в форме присвоения или растраты. В тех случаях, когда работник предприятия не управомочен на взимание платы за оказанную услугу, его действия по обращению денег в свою пользу или в пользу других лиц следует квалифицировать как причинения имущественного ущерба путем злоупотребления доверием, так как имущество еще не поступило в фонд предприятия. Присвоение же денежных средств, полученных от клиентов по прейскуранту за выполнение работ или оказание услуг с использованием сырья и материалов предприятия, совершенное работником сферы обслуживания населения, должно квалифицироваться по совокупности как хищение в размере стоимости исполь­зуемого сырья или материалов и причинение имущественного ущерба без призна­ков хищения. В тех случаях, когда при этом не используется сырье или материа­лы предприятия, содеянное надлежит квалифицировать только по статье 216 УК» [22, 559].

3.2. Некорыстные преступления против собственности

Группа некорыстных преступлений против собственности объединяет разнородные по своей направленности и природе посягательства на собственность. Они, как и корыстные преступления, посягают на тот же предмет – имущество.

Основное отличие рассматриваемой группы преступлений от корыстных преступлений против собственности состоит в субъективной стороне. Хотя и большинство из них совершаются умышленно, но корыстная цель не является конструктивным признаком ни одного из составов указанных преступлений.

Рассматриваемые преступления имеют свои отличительные особенности и в объективной стороне. При совершении этих преступлений не происходит незаконного обращения чужого имущества в пользу виновного либо иных лиц. Ущерб наносится либо причинением реального физического вреда имуществу как предмету преступления, либо путем реального нарушения права владения или распоряжения имуществом.

Уголовное законодательство Республики Беларусь к некорыстным преступлениям против собственности относит угон транспортного средства или маломерного водного судна (ст.214 УК), незаконное отчуждение вверенного имущества (ст.217 УК), умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст.218 УК), уничтожение либо повреждение имущества по неосторожности (ст.219 УК) и недобросовестная охрана имущества (ст.220 УК).

Угон транспортного средства или маломерного водного судна. Ст. 214 УК преступным признает неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения.

Угон транспортного средства или маломерного водного судна посягает на тот же объект, что и все преступления, предусмотренные главой 24 УК, - отношения собственности. Однако данное преступление не в меньшей мере посягает на другой объект – безопасность движения и эксплуатации транспорта.

В отличие от других преступлений, предусмотренных главой 24 УК, угон транспортного средства либо маломерного водного судна как преступление имеет свой специфический предмет посягательства: 1) транспортное средство, 2) маломерное водное судно. При этом транспортное средство (судно) должно быть чужим. Угоняющий не должен иметь по отношению к нему ни права владения, ни права пользования. Поэтому отсутствует состав преступления, предусмотренный ст.214 УК, в действиях члена семьи, который самовольно, без согласования с другими членами семьи, использует транспортное средство, если ранее ему предоставлялось возможность пользоваться им. Нет данного состава и в деяниях лица, за которым транспортное средство закреплено в связи с трудовыми отношениями.

В соответствии с примечанием к ст. 317 УК транспортным средством признаются механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дорогам и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также самоходная машина.