Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по их подготовке Раздел «Художественная культура Древнего мира» (стр. 1 из 2)

Тельпис А.Ю., ассистент кафедрф философии и культурологии

Темы семинарских занятий и методические рекомендации по их подготовке

Раздел «Художественная культура Древнего мира».

Тема 1. Традиционная китайская культура.

План.

1. Сущность конфуцианства и даосизма и их роль в культуре Китая.

2. «Китайские церемонии».

3. Художественная культура Китая (философские, литературные, архитектурные памятники; синтез поэзии, каллиграфии и живописи).

4. Вклад культуры Древнего Китая в мировую культуру (философия, научные открытия, технические изобретения).

Литература:

1. Введение в культурологию. Уч. пособие для вузов / Под ред. В.В. Попова, М.: Владос, 1995, раздел 2, главы 4, 5, 6; стр. 127-218.

2. История и культурология. Уч. пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Шишовой, М.: Логос, 1999, гл.3; стр. 52-82.

3. Культурология. Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина, М.: Центр, 1996, гл.2; стр. 151-181.

4. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: Гардарика, 1997, гл.2; стр. 51-147.

5. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М.: Аз, 1995.

6. Очерки по истории мировой культуры. Уч. пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997, гл.2; стр. 53-141.

7. Кравцова М. Е. История культуры Китая. –СПб, 1999.

Тема 2. Искусство Японии.

План.

  1. Искусство Японии древнейшего периода.
  2. Период Нара (645 – 794 гг.)
  3. Период Хэйан (794 – 1185 гг.)
  4. Период Камакура (1185 – 1333 гг.) и Муромати (1333 – 1568 гг.). Творчество Кано Масанобу.
  5. Период Момояма (1573 – 1614 гг.). Огата Корин. Огата Кэндзан.
  6. Период Эдо (1614 – 1868 гг.). Хасикава Моронобу. Китагава Утамаро. Кацусика Хокусай.

Литература:

1. Иофан Н. А. Культура Древней Японии. – М., 1974 г.

2. Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. – М, 1980.

3. Сэнсом Дж. Б. Япония. Краткая история культуры. – СПб: Евразия, 2002.

Раздел «Художественная культура Средневековья»

Тема 3. Византийская культура.

План.

  1. Православие как стержень византийской культуры.
  2. византийская картина мира.
  3. Система ценностей и идеал человека.
  4. Храмовое зодчество.
  5. Синтез архитектуры и иконописи. Иконописный канон.

Литература:

1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. - М.1999.

2. Диль Ш. История Византийской империи. – М., 1948.

3. Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. /Пер. с франц. и предисл. Б.Т. Горянова, под ред. С.Д. Сказкина. – М., 1947.

4. История Византии. В 3-х т. – М., 1967.

5. Культура Византии, вторая половина VII- XII в. /Г.Г. Литаврин и др. – М., 1989.

6. Культура Византии, IV – первая половина VII в. /З.В. Удальцова и др. – М., 1984.

7. Курбатов Г.Л. История Византии (от античности к феодализму): Учеб. пос. – М., 1984.

8. Удальцова З. В. Византийская культура. – М., 1988.

Тема 4. Основные направления художественной культуры Киевской Руси и Московского царства.

План.

1. Древнерусская литература: жанры, темы, идеи, авторы.

2. Архитектура средневековой Руси:

а) сравнительное описание Киевской и Новгородской Софии;

б) История создания Московского Кремля, типы его сооружений;

в) особенности архитектурных памятников во Владимире, Суздале, Пскове, Ярославле, Новгороде;

г) развитие светского строительства XVI в. (палатный, шатровый стиль);

д) архитектурный стиль «нарышкинское (московское) барокко» XVI I в.

3. Живопись Древней Руси и Московского царства: иконы, фрески, русская иконопись Х - XVI I вв.: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, С. Ушаков.

4. Становление и развитие музыкального искусства.

Литература:

1. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. М. 1993.

2. Георгиева Т.О. История русской культуры. М. 1998.

3. Ильина Т.В. История искусства. Отечественное искусство. М. 1994.

4. История русского искусства: В 3-х т. – М.: Изобразительно искусство, 1991.

5. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник/ под ред. В. В. Кускова. – М., 1994.

6. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М. 1998.

7. Черный В. Д. Искусство средневековой Руси: Учеб. пособие. – М., 1997.

Раздел «Художественная культура эпохи Возрождения»

Тема 5. Высокое Возрождение. Титаны Итальянского Возрождения.

План.

1. Понятие титанизма. Какими особенностями обладали титанические личности? Обратная сторона титанизма.

2. Жизнь, творчество, научные и технические изобретения, трактаты Леонардо да Винчи.

3. Масштаб и разнообразие его творчества Микеланджело.

4. Понятия «леонардовское» и «микеланджеловское» начало в искусстве.

5. Творчество Рафаэля – золотая середина Возрождения.

6. Значение творчества титанов Возрождения в мировой художественной культуре.

Литература:

1. Алпатов И.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

2. Брагина А.Х. и др. Культура эпохи Возрождения. М., 1986.

3. Гуковский И.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.

4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

5. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. Возрождение в Италии. М., 1996.

6. Малая история искусств. М., 1978.

7. Муратов П.П. Образы Италии. М., 1994.

8. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб., 1991.

Раздел «Западноевропейская культура XVII – XVIII вв.»

Тема 6. Изобразительное искусство Испании и Фландрии XVII в. Творчество Пауля Рубенса и Д. Веласкеса

План.

1. Реализм «золотого века» испанской живописи.

2. Творческий путь выдающегося испанского живописца Д. Веласкеса.

3. Тематика и жанровое своеобразие реалистического творчества художника.

4. Портретное наследие мастера: парадные портреты придворной знати; портреты карликов и шутов; портреты членов королевской семьи.

5. Этапы творчества Рубенса. Создание собственной мастерской.

6. Жанровое и тематическое разнообразие живописи Рубенса.

7. Возникновение исторического жанра в творчестве художника (цикл картин, посвященных Марии Медичи).

8. Вклад Рубенса в развитие жанра парадного портрета.

9. Влияние творчества Рубенса на развитие национального искусства Фландрии и европейской живописи в целом.

Литература:

1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990.

2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

3. Прусс И.Г. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974.

4. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

5. Ротенберг И. Западноевропейская живопись XVII в. М, 1989.

Тема 7. Архитектура барокко. Творчество Л. Бернини

План.

1. Принципы и художественные приемы барочной архитектуры. Новые подходы к оформлению городского пространства. Церковь Джезу Д. делла Порта и паллаццо Барберини.

2. Л. Бернини: преобразования собора Св. Петра в Риме и архитектурного ансамбля перед собором.

3. Л. Бернини – создатель барочной скульптуры. Разнообразие жанров и тематика скульптурного наследия мастера.

4. Ф. Борромини – мастер динамичной архитектуры.

Литература:

1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990.

2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

3. Прусс И.Г. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974.

4. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

5. Ротенберг И. Западноевропейская живопись XVII в. М, 1989.

Раздел «Западноевропейская культура XIX – начала ХХ вв.»

Тема 8. Импрессионизм и постимпрессионизм

План.

  1. Возникновение и развитие импрессионизма. Основные представители и принципы. Э. Мане, К. Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей.
  2. Скульптуры Родена.
  3. Музыка Де Бюсси.

4. Постимпрессионистическое видение мира: разнообразие авторских систем.

5. Направления постимпрессионизма: неоимпрессионизм, символизм, группа «Наби» и др.

6. Поль Сезанн. Творчество и судьба.

7. В. Ван Гог и постимпрессионизм.

8. Экзотическое творчество П. Гогена.

Литература:

1. Дмитриева Н.А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. – М.: Наука, 1980.

1. Емохонова Л.Г. Мир художественной культуры.- М., 1999.

2. Западноевропейское искусство вт. пол XIX в. – М., 1975.

3. Импрессионисты, их современники, их соратники./ Ред.Чагодаев. – М., 1975.

4. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искуство конца XVIII-XX в.в. – Л., 1980.

5. От Моне до Пикассо. Французская живопись вт. пол. XIX в.- нач. XX в. Эрмитаж. – Л.: Аврора, 1989.

6. Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. – М., 1973.

7. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма /Сост. Петровец.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

8. Энциклопедия искусства XX в. /Автор-сост. О.Б. Краснова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Тема 9. Модернизм и архитектура

План.

1. Модернизм и творчество А. Гауди.

2. Вклад конструктивизма в развитие архитектуры XX в.

3. Идеи функционализма и его сторонники.

4. Идеи М. Корбюзье и их воплощение в архитектуре.

Литература:

1. Корбюзье М. Архитектура XX века./Пер. с франц. – М., 1970.

2. Малахов Н.Я. О модернизме. – М., 1975.

3. Полевой В.М. Искусство XX в. – М., 1991.

4. Самин Д.К. Антонио Гауди //Сто великих архитекторов. – М., 2000.

5. Сарабьянов. Стиль модерн.

6. Фуско Р. М. Корбюзье – дизайнер. Мебель. – М., 1986.

7. Энциклопедия искусства XX в. /Автор-сост. О.Б. Краснова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Раздел «Русская художественная культура»

Тема 10. Художественные объединения «Серебряного века»

План.

1. Супрематизм и К. Малевич. Предшественники, ученики и последователи.

2. Объединение художников «Голубая роза». Связь с модерном, представители и их работы.

3. Общество художников имени А.И. Куинджи: художественные принципы, крупные выставки.

4. Объединение художников «Бубновый валет»: обращение к живописно-пластическим исканиям (П. Кончаловский, А. Куприн, И. Машков).

5. «Ослиный хвост» – художественные искания и крупнейшие представители.