Смекни!
smekni.com

1. сущность педагогического мастерства, творчества и новаторства (стр. 1 из 6)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

1. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА,

ТВОРЧЕСТВА И НОВАТОРСТВА....................................................4

1.1. Педагогическое творчество и мастерство................................................4

1.2. Инновационная направленность педагогической деятельности..........10

1.3. Сущность коллективного педагогического творчества.........................13

2. ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И

НОВАТОРСТВА......................................................................................15

2.1. Педагоги-новаторы и их концепции........................................................15

2.1.1. Гончарова Т.И............................................................................................16

2.1.2. Шаталов В.Ф..............................................................................................17

2.1.3. Лысенкова С.Н...........................................................................................19

2.1.4. Москаленко К.А.........................................................................................20

2.2. Роль педагогического творчества и новаторства в развитии

системы образования.................................................................................23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................28

ВВЕДЕНИЕ

В практической деятельности руководителей школ и учителей самое, пожалуй, часто употребляемое понятие – творчество. Проблема педагогического творчества и новаторства находится в центре внимания исследователей на протяжении последних ста лет. Уже в начале ХХ века инженер Энгельмейер П.К. предпринял первые систематические попытки осмыслить педагогический процесс как творчество. В это же время было положено начало глубоким научным исследованиям проблем творчества и мышления.

Актуализация данного вопроса возникла на исходе столетия в связи с кризисом традиционной европейской системы образования и необходимостью ее реформирования. В 80-90-е гг. были опубликованы работы Загвязинского В.И., Лук А.Н., Кан-Калик В.А., Никандрова Н.Д. и др. К исследованию этой темы обращались многие отечественные педагоги и психологи – Вишнякова Н.Ф., Кочетов А.И., Кухарев Н.В., Наумчик В.Н., Пархоменко В.П., Решетько В.С. Проблема творчества и новаторства стала своеобразной лакмусовой бумажкой исследования проблем образования в целом и основным критерием его эффективности.

Цель курсовой работы: определение сущности творчества и новаторства в педагогической деятельности и выявление роли творчества и новаторства в развитии системы образования.

Объект исследования: педагогическая деятельность.

Предмет исследования: творчество и новаторство в педагогической деятельности.

Задачи:

1. Определить сущность творчества и новаторства в педагогической деятельности.

2. Изучить методические, педагогические находки учителей-новаторов.

3. Выявить роль педагогического творчества и новаторства в развитии системы образования.

1. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА, ТВОРЧЕСТВА И НОВАТОРСТВА

1.1. Педагогическое творчество и мастерство

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей.

Определяя качество учебно-воспитательной работы учителей, обычно имеют в виду осмысленность, глубину и прочность знаний учащихся, их умственное развитие, нравственную и эстетическую воспитанность, т.к. эффективность педагогической деятельности оценивается только по ее результатам. Однако при оценке работы учителя нередко упускается, по мнению Харламова И.Ф., то, что “качество деятельности влияет на методический уровень учителя, его профессиональную квалификацию. Есть просто умелый учитель, который работает на обычном профессиональном уровне, и есть тот, кто проявляет высокое мастерство и творчество, своими находками обогащает искусство обучения и воспитания. Есть и преподаватели, которые поднимаются до уровня педагогического новаторства, вносят существенные изменения в школьную практику”. [21, с.11]

Рассмотрим подробнее понятия “мастерство”, “творчество”, “новаторство”.

Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. Как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее творческого начала.

По мнению Загвязинского, творчество – это «всегда создание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов научения. Новизна и преобразование – две наиболее существенные характеристики творчества». [4, с.12]

Педагогическое творчество не является исключением. В нем чаще всего присутствует субъективная новизна мысли. «Творчество начинается тогда, когда результат не может быть достигнут путем логического вывода из имеющихся посылок, когда познание добывает так называемое невыводимое знание с использованием гипотез, предположений, догадок». [10, с.35]

Громкова М.И., определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает признаки, характеризующие ее как целостный процесс:

ö «наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

ö социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);

ö наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

ö наличие субъективных (личностных качеств — знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

ö новизна и оригинальность процесса или результата. [3, с.10]

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры и общества. Истинное творчество гуманно по своей природе, поскольку оно с необходимостью приводит к развитию и саморазвитию личности и соответственно культуры и общества.

Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Творчество обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идеи, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

Итак, педагогическое творчество – это «всегда новое по отношению к уже имеющемуся, сложившемуся; поиски учителем способов развития своих воспитанников и себя самого, преодоление профессиональных стереотипов, осмысление научной информации». [20, с.20-21]

Творческая деятельность учителя, по мнению Краевского В.В., Борисенкова В.П. и др., осуществляется в двух основных формах: «применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее». [1, с.3]

Область проявления педагогического творчества определяется структурой деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Но для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий:

ö «временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

ö сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

ö отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

ö атмосфера публичного выступления;

ö необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций». [6, с.102]

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. Кухарев Н.В. и Решетько В.С. предлагают принять за основу уровней педагогического творчества уровень профессионализации педагога, потому что профессионализм учителя, во-первых, включает его умение измерять результаты своего труда и обосновывать процесс достижения качественных показателей деятельности; во-вторых, является концентрированным показателем творчества, обеспечивающим успех дела. [7]

Уровни педагогического творчества рассматриваются с учетом степени сформированности умения анализировать свой труд и его качественные показатели:

«Первый уровень, информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других, решать простые задачи на пути к результату, анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях. Это уровень педагога без категории.

Второй уровень, адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися с учетом их личных качеств. Этот уровень деятельности педагога соответствует второй категории.