Смекни!
smekni.com

: «Музыка и духовное становление человека» (стр. 1 из 3)

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Реферат :

«Музыка и духовное становление человека»

Реферат подготовила:

Учащаяся 10 класса

МОУ Колыванской СОШ

Конкс Анастасия Владимировна

Научный руководитель:

Учитель Основ Православной

Культуры

Первой категории

Мурзаева Галина Викторовна

2011год

Содержание

1. Цели. Задачи …………………………………………….. 3

2. Введение …………………………………………………. 4

3. Влияние христианской музыки на духовную жизнь …. 4

4. Музыка и здоровье ………………………………………. 7

5. Интересные факты о музыке ……………………………. 8

6. Музыка и человек ………………………………………… 9

7. Значение церковного пения

в православном богослужении …………… 12

8. Вывод ……………………………………………………… 14

9. Список литературы ………………………………………. 15

Цель: показать влияние музыки на духовное становление человека.

Задачи:

1. влияние христианской музыки на духовную жизнь человека

2. как музыка влияет на здоровье человека

3. значение церковного пения в православном богослужении

Введение

Разная музыка по-разному влияет на человека. Например, слушая классическую музыку, просыпаются в человеке такие качества, как доброта, любовь, слушая музыку в стиле Rap или Rock, на человека идет агрессивное давление. Говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», а я могу сказать: «Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу какой ты». Действительно, по тому, какую музыку ты слушаешь, можно сказать, какой ты. Музыка оказывает большое влияние на человека. Я могу привести пример из моей жизни: раньше я слушала только русский Rap, эти песни содержали нецензурные слова. Эта музыка так же повлияла на меня: я стала равнодушно относиться к жизни, мне стало наплевать на уроки, по учебе стали оценки хуже, бросила секцию.… В скором времени я поняла, что всё то, что я делаю, – это не правильно… Мне стало неприятно, не интересно это направление в музыке. Однажды я решила послушать классическую музыку, и мне очень понравилась она.… Слушая её, во мне снова проснулась доброта, любовь к ближнему, я полюбила всё, что меня окружает… Я стала учиться лучше, так же поменялся стиль в одежде: если раньше я носила джинсы, толстовки, спортивные костюмы, то сейчас я предпочитаю классическую одежду, классические цвета. Я поменялась значительно: и внешне и внутренне. И я рада этим переменам. Музыка не только влияет на человека. Один голландский ученый сделал эксперимент: три разных поля засеял десятью наименованиями одинаковых растений. После того, как растения взошли и подросли, одно поле ученый стал озвучивать рок - музыкой, второе - классической, третье - народной. Через некоторое время на перовом поле часть растений полностью пропала, остальная часть - поникла. А на втором и третьем полях растения развивались нормально. Ученый сделал вывод: рок-музыка убивает живую клетку, в первую очередь – клетку мозга. Ярким подтверждением вывода ученого является продолжительность жизни известных рок - музыкантов. Все известные рок - музыканты, как правило, долго не живут. Все они отправляются в мир иной в возрасте до 50 лет.

Влияние христианской музыки на духовную жизнь

Всем нам, в той или иной мере, знакома сила воздействия музыки на человеческую душу. Церковная музыка в этом отношении занимает особое место. Великий христианский реформатор эпохи Возрождения Мартин Лютер, хорошо знавший на личном опыте роль музыки в духовной жизни человека, писал о ней со свойственной ему определенностью: «Музыка, уступая лишь Слову Божию, заслуживает того, чтобы быть более всего возвеличенной. Она и госпожа, и воспитательница человеческих эмоций... тех самых, что движут людьми или подчиняют их себе... Если вы хотите утешить опечаленного, заставить задуматься легкомысленного, ободрить отчаивающегося, смирить гордого, обуздать раба страстей или умилостивить тех, кто преисполнен ненавистью... какое лучшее средство, кроме музыки, вы сможете найти?» Говоря о том, как Лютер высоко ценил музыку и религиозное песнопение, нельзя не вспомнить, что он был автором и переводчиком более тридцати гимнов, из которых наибольшую известность во всем христианском мире приобрел гимн под названием «Ein feste Burg ist unser Gott» («Господь за нас» в русском переводе Г.И. Лебсака). Лютер — автор и текста, и музыки этого гимна. Слова были написаны по мотиву Псалма 46 (в синодальном переводе — 45). Начальную строку Псалма 46 (в переводе с еврейского — «Бог - наше прибежище»; Институт перевода Библии, нос. Заокский Тульской области) Лютер почти буквально передает на немецкий язык в первых словах своего гимна.
Интересна и поучительна история возникновения этого христианского хорала, который обычно называют «Боевым гимном Реформации». Он переведен на множество языков мира. На английском языке есть около 200 разных переводов. Чем вызван его успех? Почему из столетия в столетие не меркнет популярность этого гимна и не ослабевает сила его воздействия на миллионы верующих? История христианской Церкви сохранила для нас некоторые сведения о том, как, когда и при каких обстоятельствах родился этот лютеровский гимн, воплотивший в себе выражение его уверенности в Боге. Знакомясь с церковной историей того времени, все, кто заинтересован в успехе и росте влияния христианского пения, могут узнать немало для себя полезного об этом произведении великого мужа веры.
Окунувшись в бурные события тех дней, мы оказываемся свидетелями того, как Лютер, профессор теологии Виттенбергского университета, до глубины души возмущенный продажей народу индульгенций, 31 октября 1517г. вывешивает на дверях церкви в Виттенберге список 95 тезисов для публичной дискуссии. Своим выступлением против продажи индульгенций, т.е. против торговли вразнос вечной жизнью, Лютер бросил вызов благословившему эту торговлю Папе Льву 10 и всей Церкви. Это неизбежно привело к тому, что он оказался на положении еретика в центре той бури, которой предстояло пронестись по всей Европе, положив тем самым начал» протестантской_Реформации. На голову этого мужественного монаха после его выступления в Виттенберге посыпались обвинения и угрозы. Известный своими жестокими расправами с еретиками Орден доминиканцев объявил Лютеру войну. В январе 1521 г. он был отлучен от церкви. Вывешенные им на дверях церкви «Всех Святых» 95 тезисов, вокруг которых он намеривался вести мирные дискуссии, вызвали раздоры и вооруженные столкновения. Немецкие крестьяне, по-своему толкуя Библию, переведенную Лютером на их родной язык, поднялись на восстания. Шли годы тяжелейшей борьбы за освобождение Церкви от всего того, что сделало ее столь непохожей в ее учении и жизни на служение первых христиан. В этой борьбе великий реформатор и его сподвижники не раз впадали в уныние. Особенно тяжелым для них выдался 1529 год, когда трудности и неудачи наводили многих на мысль, что реформационное движение обречено на провал. Такое развитие событий огорчало и подавляло дух и самого инициатора этой борьбы. И именно в это самое время Мартин Лютер, всегда черпавший для себя утешение и поддержку в молитвенном общении с Богом и Его Словом, открывает мощный источник целительной силы в словах Псалма 46/45. «Будем петь этот Псалом», — сказал он в один из тех дней своему помощнику Меланхтону. Вскоре боговдохновенные мысли полюбившегося Лютеру псалма сложились у него в победоносный гимн «Бог - наше прибежище», гимн, который, по словам некоторых писателей, не только придал особый импульс Реформации, но и совершенно определенным образом повлиял на весь ход истории Европы... Воздействие музыки на чувства и сознание человека хорошо знали древние. Об этом мы узнаем из книги Псалтирь и рассказов о глубоко верующем молодом музыканте Давиде, который своей игрой на цитре и арфе должен был выводить из депрессии и озлобленности царя Саула. Из сообщений о первых учениках и апостолах Христа нам известно, какими чудесными проявлениями силы Господней сопровождалось их прославление Бога в песнопении: заключенные освобождались от оков, спасительную весть Евангелия принимали язычники (Деян. 16:25-34)... Музыка не зажжет, не поднимет дух человека, не возвысит и не облагородит чувства, если она не несет в себе Божественной вести, которую исполнитель доносит так выразительно, четко и ясно, что слушатель понимает и принимает ее. И сама эта весть должна быть вестью от Бога, несущей в себе Его святые и жизнеутверждающие слова.

Музыка и здоровье

Музыка, как часть окружающей среды, играет не последнюю роль в здоровье человека. С точки зрения здоровья музыку можно условно разделить на три группы: успокаивающая, раздражающая, нейтральная.
Музыка успокаивающая вдохновляет и бодрит, настраивает душу на положительные эмоции. Самая сильная в этом отношении -церковная музыка. Она очищает душу от скверны, настраивает ее на чистые помыслы, праведные дела и глубоко нравственные поступки. Церковная музыка возвеличивает душу и придает ей мощный заряд энергии.
Народная музыка тоже успокаивает душу, вдохновляет и направляет в положительное русло. Она бывает веселой, грустной, эпической. Веселая музыка вселяет в душу радость и оптимизм, грустная -проходит по клавишам души , как по струнам. Эпическая музыка -это драматическое произведение в миниатюре. Как правило, народная музыка захватывает дух и поэтому ее называют духовной. В каждом музыкальном произведении народа вложена его частичка. Народная музыка -это красиво звучащая музыка. В ней нет нагромождений лишних звуков, она воспринимается легко. А объясняется это все очень просто: народная музыка проверена временем. Народ творил во все века, ценные произведения оставались потомкам, а малоценные уходили в небытие. К успокаивающей относятся также музыка военных маршей, они бодрят, мобилизируют, придают уверенность в своих силах. Большинство произведений классической музыки имеют успокаивающий, вдохновляющий и надыхающий характер. Иногда в них встречаются такие пассажи и нагромождения лишних звуков, которые рядовые граждане не всегда понимают и не всегда воспринимают. Но такие шедевры, как Полонез Огинского, Неаполитанская песня и Танец маленьких лебедей Чайковского, Песня Сольвейг Грига, К Элизе и Лунная соната Бетховена -это любимые произведения всех нормальных людей Земли. Не любить их может только дикарь из джунглей или круглый идиот.
Рок-музыка раздражает. В ее основу положен ритм. Мелодия, как таковая, здесь отсутствует. А музыка ритмичная и музыка мелодичная -это разные вещи. Мелодичная музыка на порядок выше ритмичной. Ритм -это только ритм. А мелодия, как таковая, включает в себя и собственно мелодию и тот же ритм. Мелодичная музыка навевает на глубокие переживания, затрагивает тончайшие струны души, переполняет чувства.
Ритмичная музыка более примитивная, воспринимается гораздо проще и порождает низменные грубые страсти. Мелодичная музыка, как более сложная для понимания,. не находит почвы для дальнейшего процветания в наш прагматичный век. Прагматизм жизни понижает уровень требовательности к общей культуре общества. На этой почве и процветает рок-музыка. Рок-это тяжелая экспрессивная музыка с нагромождением лишних звуков и очень большой громкостью исполнения. На психику слушателя давит нагромождение звуков, не имеющих красивого звучания, и максимальное количество децибелов. Рок- исполнители не поют в буквальном смысле этого слова, а воют, визжат, подвывают, истерически кричат и т.д. Практически идет оболванивание слушателя.
При восприятии этой музыки у слушателя парализуется мысль, теряется концентрация внимания, подавляется сознание. В состоянии умственно-нравственного замешательства дается зеленый свет наиболее диким, до того сдерживаемым страстям, таким, как ненависть, гнев, ревность, мнительность, блуд. Из вышеизложенного можно сделать нижеследующие выводы: Нормальным людям желательно слушать нормальную мелодичную музыку, которая предоставляет им удовольствие.