Смекни!
smekni.com

Объекты интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства (стр. 2 из 3)

И все-таки утверждение об охране авторским правом только формы произведения является не совсем верным. Например, для произведений скульптуры и многих других произведений изобразительного искусства содержание по существу неотделимо от формы. Иногда предпочитают говорить о том, что авторское право охраняет "содержание произведения через его форму" или "форму, отражающую определенным образом конкретное содержание" [2, c.43].

Интерес к возможности охраны идей с помощью авторского права часто проявляют научные работники, в том числе в связи с прекращением в России государственной регистрации открытий. На самом деле их чаще интересует не обеспечение охраны идей, а закрепление доказательств первенства, приоритета в их выражении.

Не являются объектами авторских прав (ГК РФ ст.1259, п.6):

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Это объясняется необходимостью обеспечения свободного доступа к ним для всех заинтересованных граждан. Данное исключение не следует толковать расширительно, под его действие не подпадают официальные документы организаций, и в их от отношении формально должны соблюдаться все требования закона об авторском праве [2, с.43].

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов.

Охрана произведений народного творчества или выражений фольклора не предусмотрена. Обычно это объясняют тем, что у таких произведений отсутствует конкретный автор, что в большинстве случаев не соответствует действительности.

Утверждения о неизвестности автора произведения или существование у него множества авторов также нельзя использовать в качестве универсального критерия, поскольку и то и другое не делает его неохраняемым.

Многие широко известные в России произведения ошибочно считаются неохраняемыми из-за недостатка имеющейся информации или в силу привычки к их свободному использованию. Особенности развития российского авторского права таковы, что охрана многих произведений неоднократно продлевалась либо даже восстанавливалась уже по истечении первоначально предоставленного срока действия прав на них. Например, текст известной в России новогодней песенки "В лесу родилась елочка" был написан Р.А. Кудашевой и опубликован в 1903 г. Кудашева умерла в 1964 г., но авторские права на ее произведения будут действовать в России как минимум 70 лет после ее смерти, т.е. до 2034 г. включительно [2, с.45]. Кроме того, многие произведения народного творчества (сказки, былины и т.д.) часто используются в "авторском пересказе" Алексея Николаевича Толстого, Эдуарда Николаевича Успенского и других известных российских авторов, у которых возникают собственные авторские права на созданные ими переработки таких произведений [2, с.45].

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Итак, авторское право не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Объектами авторских прав не являются официальные документы, государственные символы, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие новостной характер.

4. Объекты смежных прав

Данный параграф раскрывает сущность понятия "объекты смежных прав"

Объектами смежных прав являются (ГК РФ ст.1304):

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов.

Создание баз данных, несомненно, в ряде случаев требует значительных финансовых затрат и организационных усилий.

Однако если по своему составу и расположению подобная база данных не является оригинальным результатом творческой деятельности либо состоит из не охраняемых авторскими правами элементов (например, каталог, таблицы измерений технических параметров, телефонный справочник, информационный архив и т.д.), то в случае несанкционированного заимствования какой-либо ее части или даже полного копирования и последующего использования базы данных ее создатель лишен возможности защитить свои интересы с помощью средств авторского права.

С 1 января 2008 г. любое лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов ("изготовители базы данных", ст.1333 ГК РФ), признается обладателем "исключительного права извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование" (ст.1334 ГК РФ).

Такое право возникает только в случае, если создание базы данных потребовало "существенных затрат" [2, c.240]. Разумеется, подобный расплывчатый критерий будет вызывать немалые сложности на практике. ГК РФ в качестве ориентира приводит правило, по которому "при отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается база данных, содержащая не менее 10 000 самостоятельных информационных элементов".

Если база данных удовлетворяет указанным условиям, то ее изготовитель приобретает особые смежные права, позволяющие ему разрешать или запрещать ее использование.

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Этот пункт, как и предыдущий был введен с 1 января 2008 г. и представляет собой заимствование положений, действующих в Европейском союзе, правда, в несколько измененном виде.

Публикатором признается гражданин, который обеспечил обнародование какого-либо произведения, ранее не обнародованного и находящегося в общественном достоянии (ГК РФ ст.1337).

Предполагается, что предоставление особых смежных прав публикатора должно способствовать росту заинтересованности в доведении до широкой публики редких, ранее не публиковавшихся произведений. Подобным публикатором мог быть признан, например, граф Мусин-Пушкин, открывший для публики "Слово о полку Игореве" в самом конце XVIII века [2, с.243].

Внесенные изменения в законодательство об авторском праве не всеми исследователями воспринимаются как положительные. В связи с появлением в области интеллектуальной собственности новых объектов и субъектов прав. Возникли новые права, относящиеся к авторскому праву, - от прав, признаваемых за производителями фонограмм и видеографических записей, до специальных прав на базы данных. Эти новые права свидетельствуют о тревожащих переменах в области прав интеллектуальной собственности, начиная с системы, призванной охранять творческие произведения, и заканчивая системой, склонной охранять инвестиции. Так, производители фонограммы или первой копии кинофильма получили право, близкое к авторскому праву, потому что они сделали вложения в кинопроизводство или изготовление записи. Радиостанциям предоставлены сходные права по той причине, что вещание требует инвестирования. И именно капиталовложениями, неразрывно связанными со сбором информации, обусловлено признание права интеллектуальной собственности за производителями баз данных.

Эти перемены противоречат самим основам права интеллектуальной собственности и - особенно - авторского права, призванного охранять интеллектуального произведения, имея в виду содействие прогрессу в науках и искусстве. Подобные права и особое право производителей баз данных отходят от этих фундаментальных основ, поскольку открыто признается, что основанием для их существования является желание обеспечить через монопольное право отдачу от инвестиций [1].

Таким образом, к объектам смежных прав относятся: исполнения, фонограммы, сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, охрана прав публикаторов, базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов.

Последние два пункта начали действовать лишь с 1 января 2008 г. в рамках четвертой части ГК РФ, и они же являются наиболее спорным вопросом среди объектов авторских прав, в частности, исследователи говорят, что охраняются настолько базы данных, сколько инвестиции в них вложенные, и их возвращение.

Заключение

В заключение работы подведем основные итоги:

Права в области интеллектуальной собственности претерпели некоторые изменения, и существует на данный момент в рамках четвертой части ГК РФ. Все законодательные акты, регулировавшие их ранее, потеряли свою силу.

Интеллектуальная собственность - это исключительное право на широкую группу объектов. Объекты интеллектуальной собственности можно разделить на две группы: объекты авторских прав (произведения науки, литературы, искусства) и объекты смежных прав (исполнения, фонограммы, сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, "нетворческие" базы данных, права публикаторов).