Смекни!
smekni.com

по истории на тему «Гатчинское подполье» (стр. 1 из 4)

Реферат по истории на тему «Гатчинское подполье».

Выполнила ученица 10 класса

Высокоключевой школы

Аносова Юля.

Руководитель:

Синявская Л.И.

МОУ «Высокоключевая школа»

Гатчинский район, Ленинградская обл.

2005 год

Оглавление.

1. Вступление……………………………....1

2. Молодежная антифашистская группа………………………………………..3

3. Повассар…………………………………6

4. Предательство………………………….16

5. Память…………………………………..18

6. Заключение……………………………..19

7. Список использованной литературы…………………………………21

8. Приложение…………………………….22

«Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Придет день, когда настоящее станет прошедшим, Когда будут говорить о великом времени о безымянных героях, Творивших историю...»

Юлиус Фучик.

Вступление.

Издавна и отовсюду доносится заклинание: мы ненавидим войну, мы сделаем все для сохранения мира. Столь привычно стало слышать эти слова, что воспринимаются они как абстракция или аксиома, а изначальный смысл их поневоле выхолащивается и замещается порыв души всего лишь неприятным, но пустым звуком. Постепенно мельчает страх перед фашизмом, обесценивается ненависть к расизму. Это порождает новые трагедии, людские беды, национальные распри. Казалось бы, прям и прост заповеданный путь: помни к чему приводит зло, как разрушительна ненависть. Как несколько десятилетий назад злоба и тщеславие одного тирана изранили мир.

Но все ли прислушиваются к этому? Хочется сказать что все, но я не буду лгать. Есть люди у которых отсутствуют моральные принципы. Люди, которые ради собственной выгоды не остановятся ни перед чем. Но все же подавляющее большинство современников чтят и помнят тех, кто спасал мир от зла, спасал, не жалея себя. И поминают добрым словом давно ушедших людей.

Помнят о них и ученики нашей школы. Я работаю экскурсоводом Зала Боевой Славы школы. С моими единомышленниками мы собрали большой материал о Гатчине в годы Великой Отечественной войны. Но особенно меня поразила судьба 25 героев-подпольщиков. Им было немногим больше лет, чем мне, но какие испытания они вынесли. Чтобы подробнее узнать об их судьбе я изучила материалы Гатчинского краеведческого музея, познакомилась с книгами И.Х Любецкого, прочла газетные материалы о гатчинском подполье. В парке «Сильвия» есть мемориальная доска. На белом мраморе выби­ты имена 25 юношей и девушек, расстрелянных 30 июня 1942 года гитлеров­скими палачами. В памятные дни у памятника проходят митинги, жители возлагают цветы. Трудно найти сейчас в Гатчине человека, который не знал бы трагической истории.

Шел 1942 год. В Гатчине у Коннетабля и на базарной площади стояли виселицы, на которых ветер раскачивал трупы повешенных гатчинцев. В гес­таповском застенке в доме № 19 по Замковой улице (так немцы называли Красноармейский проспект) фашистские палачи пытали советских людей. Малейшее подозрение в сочувствии к Красной Армии, к партизанам было достаточным поводом для неминуемого физического уничтожения. Пальцы фашистских убийц лежали все время на спусковых крючках автоматов.

И в эти дни свирепого террора, когда фашисты расстреливали и вешали советских людей лишь за одно выражение сочувствия к Красной Армии, большая группа молодых гатчинцев и советских военнопленных решила, по­хитив у гитлеровцев автоматы и пулемет, уйти в лес к партизанам, чтобы с оружием в руках сражаться с ненавистными захватчиками.

Девизом молодых партизан были гордые слова: «Свобода или смерть». Мечте не удалось осуществиться. Патриотов выдала предательница Ворон­цова, и после трехдневного допроса фашисты казнили патриотов. На стенах оккупированной гитлеровцами Гатчины появилось тогда зловещее объявле­ние, в котором сообщалось о расстреле участников партизанской группы.

Среди документов СД, захваченных нашими войсками в годы Великой Отечественной Войны сотрудники Комитета госбезопасности в 1961 году нашли спецсообщение за подписью штурмбанфюрера СС Зайделя. В нем фашистский палач доносил начальству о том, что ему удалось раскрыть и уничтожить в Красногвардейске партизанскую группу. В это время Зайдель был начальником управления оперативного отдела СД.

Он сообщает: «В Красногвардейске организованы две группы, которые 27июня 1942 года должны были объединиться, чтобы 28 июня в 13 часов на­правиться к Волховскому котлу, в южном направлении от Красногвардейска, через Суйду и Вырицу для присоединения к другому партизанскому отряду. Одной группой руководил Степанов, второй - некая Шура Дрынкина.

Сообщение Зайделя было немногословным, но, тем не менее, из него можно было составить представление о задачах, которые ставили перед со­бой подпольщики.

Узнать о том, как вели себя ребята во время допросов, удалось из запи­сей Зайделя от 26 июня 1942 года. Предательница Воронцова выдала под­польщиков. Казнь состоялась 30-го.

Арестованные, несмотря на зверские истязания, вели себя с большим достоинством, не унижались, не просили о пощаде, отказывались давать нужные фашистам показания. Сообщая о провале попытки выведать что-либо у одной из организаторов подпольной группы Надежды Федоровой, ко­торая подозревалась фашистами в связях с Ленинградом, Зайдель был выну­жден прошипеть сквозь зубы: «Вопрос о ее связях с Ленинградом не удалось установить. Несмотря на длительные допросы, очные ставки и перекрестные допросы, она настойчиво молчала».

«Настойчиво молчала»! Надо только представить обстановку фашист­ского застенка для того, чтобы понять, какой огромной силой нужно было обладать, чтобы так вести себя с фашистскими палачами. А ведь Наде было всего 20 лет.

Недавно среди трофейных документов обнаружено дело с подлинни­ками протоколов допроса участников подпольной патриотической группы. В них значительно более подробно, чем в уже известном донесении Зайделя, излагаются обвинения, которые фашисты предъявили участникам группы. Мы узнаем о таких сторонах деятельности молодых патриотов, о которых раньше ничего не было известно.

Так, из найденных документов явствует, что, кроме попытки уйти к партизанам, некоторым подпольщикам предъявлялись обвинения в диверси­онной деятельности в пользу Красной Армии.

Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война прервала мирную жизнь гатчинцев, как и всех людей нашей страны. В первые же дни в военкоматы, мобилизационные пункты пришли тысячи трудящихся города и района, просивших направить их в действующую армию. Среди них были рабочие и крестьяне, юноши и девушки, люди разных возрастов и профессий. Но силы были неравны, и Гатчина попала в руки врагов.

Более двух лет жители Красногвардейска и района находились под гне­том фашистских оккупантов, испытывали на себе все ужасы гитлеровского террора. В городе и районе был создан ряд концентрационных лагерей, в ко­торых погибли десятки тысяч людей. Повсеместно был введен рабский при­нудительный труд. Невыход на работу рассматривался как преступный сабо­таж и в большинстве случаев карался расстрелом. Гитлеровцы подвергли разграблению и разрушению выдающиеся памятники русского зодчества, на­ходившиеся на территории района.

Несмотря на бесчеловечный репрессивный режим, не угасала борьба советских патриотов против немецких захватчиков. Десятки жителей Крас­ногвардейска и района сражались с фашистами в составе партизанских отря­дов и подпольных организаций групп, сотни участвовали в срыве экономических, политических и военных мероприятий оккупационных властей. Многие пали в неравной борьбе с врагом. Светлая память героям.

Несмотря на жестокий гитлеровский режим и террор, многочисленные карательные отряды и широкую сеть осведомителей, на протяжении всего периода оккупации Гатчины и района советские патриоты вели борьбу с фа­шистскими захватчиками и их прислужниками. Среди них был Е.М. Повассар.

Повассар

Евгений Мартынович Повассар. Гатчинцы старшего поколения хорошо

знали этого физически крепкого, жизнерадостного и красивого человека.

Незадолго до Великой Отечественной войны он был избран секретарем Красногвардейского райкома партии. С начала Великой Отечественной войны на плечи секретаря Красногвардейского райкома партии Е. М. Повассара об­рушилась огромная работа. Получилось так, что один за другим в ряды дей­ствующей армии было призвано большинство секретарей, заведующих отде­лами и инструкторов райкома и горкома.

Евгений Мартынович работал за десятерых. Сейчас известно, что в трудные дни фашистского вторжения секретарь Красногвардейского райкома формировал партизанские отряды. Повассар был назначен заместителем ко­миссара весной 1942 года по приказу начальника Ленинградского штаба пар­тизанского движения М. Н. Никитина.

Из отчетов мы можем узнать, как самоотверженно воевали Повассар и его товарищи.

Из дневника Михаила Абрамова: "Вчера на наш лагерь, где мы встре­тились с Повассаром и Гульоном, напал большой отряд карателей. Отходя, мы несколько раз занимали оборону, но все неудачно. Открытые болота с ред­кими лесистыми островками давали карателям возможность окружить нас. Сковывают руки раненые, дает себя знать истощение. Одним словом, гнали нас километров пятнадцать. Но Повассар и его товарищи - командир испан­ского отряда Гульон не падали духом и всячески поддерживали бойцов".Из десятков других радиограмм вырисовывается довольно подробная картина боевых действий отряда. Сообщаются фамилии и имена бойцов, по­гибших при исполнении свого долга во время почти беспрерывных боев с гитлеровскими оккупантами и их прихвостнями, подробности героических дел отдельных партизан.

В радиограммах сообщается о трудном положении с продовольствием, содержатся просьбы выслать в указанные квадраты самолеты с оружием, боеприпасами, снаряжением.