Смекни!
smekni.com

Периодичность в развитии естествознания (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение. 3

Периодичность в развитии естествознания. 4

Основные естественнонаучные революции и их характер. 7

Заключение. 11

Список используемой литературы.. 12

Введение

Естествознание — неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества. Знание его современных фундаменталь­ных научных положений, мировоззренческих и методологичес­ких выводов является необходимым элементом общекультур­ной подготовки специалистов в любой области деятельности. Поэтому, изучение естественных наук – важный фактор для подготовки современных образованных специалистов.

Изучение современной науки необходимо начинать с изучения истоков – потому что именно там закладывались ее основы.

Историю развития естествознания можно проследить с VI в. до н.э. Начиная с эпохи Коперника история естествознания рас­сматривается в свете научных революций, связанных с выявлени­ем фундаментальных принципов природы.

Этапов выделяют иногда три-четыре, иногда бо­лее десяти. Переходы от этапа к этапу и от одной научной революции к другой не похожи на триумфальное шествие человеческой мысли. Основные направления ее развития возникали в результате перебора многих «окольных путей», отступлений, «периодов топ­тания на месте».

Периодичность в развитии естествознания.

История естествознания стоит в неразрывной связи с историей всего общества, и каждому типу и уровню развития производительных сил, техники отвечает своеобразный пе­риод в истории естествознания.

Как самостоятельное, систематическое исследование природы естествознание возникло во 2-й половине 15 в.; более ранние периоды естественно-научных знаний можно рассматривать как зачаточные, или под­готовительные, к систематическому изучению природы. Соответственно выделяются следующие периоды.

Натурфи­лософский период естествознания

Первый подготовительный — Натурфи­лософский период естествознания (зарождение элементов буду­щего естествознания)—характерен для древности. В целом техника была ещё слабо развита, хотя имелись уже отдельные выдающиеся технические достижения. Начали склады­ваться в самостоятельные отрасли знания ста­тика и астрономия и обслуживающая их математика. Позднее стала выделять­ся химия (в форме алхимии). Анатомия, медицина, физика находились в зачаточ­ном состоянии. Все естественно-научные знания и воззрения входили в единую недиф­ференцированную науку, находившуюся под эгидой философии. Дифференциация наук впервые наметилась в конце этого периода (александрийская наука).

Период схоластики, теологии и спорадических открытий

Второй период характери­зуется господством схоластики и теоло­гии в Западной Европе и спорадическими открытиями у арабоязычных народов. Наука на За­паде стала придатком теологии (астро­логия, алхимия, магия, кабалистика чисел). Прогресс техники на Западе со­вершался крайне медленно. Техника почти не нуждалась в систематическом изучении природы, а потому и не ока­зывала заметного влияния на разви­тие естественно-научных знаний. Но и в это время, хотя и замедленно, шло накопле­ние новых фактов, подготовивших пере­ход к следующему периоду. В целом это была переходная полоса между первой и второй фазами общего хода естествознания.

Период механического и метафизического естествознания

Период механического и метафизического естествознания, начав­шийся с возникновения естествознания как систематической экспериментальной науки в эпоху Возро­ждения, отвечает времени становления и утверждения капиталистических отношений в Западной Европе (со 2-й половине 15 в. до конца 18 в.). Естествознание этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется естествознание начала 17 в. (формирование механического естествознания — Г. Галилей) и конца 17 в. — начала 18 в. (завершение этого процесса — И. Нью­тон). Т. к. господствующим методом мышления стала метафизика, этот период можно назвать метафизическим.

Но уже тогда в естествознании делались открытия, в которых обнаруживалась диалектика. Естествознание было связано с производством, превращавшим­ся из ремесла в мануфактуру, энергетической базой которой служило механическое движение. Отсюда вставала задача изу­чать механическое движение, найти его законы. Мореплавание нуждалось в не­бесной механике, военное дело — в разра­ботке баллистики. Естествознание было механиче­ским, поскольку ко всем процессам при­роды прилагался исключительно масштаб механики. Но уже создание в 17—18 вв. в математике анализа бесконечно малых (И. Ньютон, Г. Лейбниц) и аналитической геометрии (Р. Декарт), космогоническая ги­потеза Канта — Лапласа, атомно-кинетическое учение М. В. Ломоносова, идея развития в биологии К. Вольфа подгото­вляли крушение метафизического взгляда на природу.

Основным противоречием естествознания всего этого периода было то, что "революционное на первых порах естествознание оказалось перед насквозь консервативной приро­дой..." (Энгельс Ф.). Период открытия всеобщей связи и ут­верждения эволюционных идей в естествознании характери­зуется стихийным проникновением диа­лектики в естествознании, так что его можно так­же назвать стихийно-диалектическим. Промышленность вступает в фазу крупного ма­шинного производства, начавшегося в конце 18 в.— технический и промышленный переворот. Энергетической базой промышленности становится паровой двигатель, и преимуществ, развитие ме­ханики перестаёт удовлетворять потреб­ности производства. На первый план выдви­гаются физика и химия, изучающие взаи­мопревращения форм энергии и видов вещества (химическая атомистика). В геологии возникает теория медленного развития Земли (Ч. Лайель), в биологии зарождает­ся эволюционная теория (Ж. Ламарк), пале­онтология (Ж. Кювье), эмбриология (К. М. Бэр).

Возникла необходимость сочетать анализ с синтезом в целях теоретического охвата накопленного опытного ма­териала.

Три великих открытия (2-я треть 19 в.)—клеточная теория, уче­ние о превращении энергии и дарви­низм — нанесли окончат, удар по старой метафизике. Затем последовали откры­тия, раскрывавшие диалектику природы полнее: создание теории химического строения органических соединении (А. М. Бутлеров, 1861), периодической системы элементов (Д. Н. Менделеев, 1869), химическая термоди­намики (Я. X. Вант-Гофф, Дж. Гиббс), основ научной физиологии (И. М. Сеченов, 1863), электромагнитной теории света (Дж. К. Максвелл, 1873). Но, делая открытия, подтверждающие диалектику, естествоиспытатели продолжали мыслить метафизически. «...Этот конфликт между достигнутыми результатами и укоре­нившимся способом мышления...» составил основное противоречие естествознания данного периода — разрыв между объек­тивной и субъективной его сторонами, его содержанием (его открытиями) и формой мышления самих учёных.

Период «научной революции»

Периодом «научной революции» иногда называют время между 1543 и 1687 гг.

Первая дата соответствует публикации Н. Копер­ником работы «Об обращениях небесных сфер»; вторая — И. Нью­тоном «Математические начала натуральной философии».

Все на­чалось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера, Галилея, которая разрушила космологию Аристотеля — Птолемея, просуществовавшую около полутора тысяч лет.

Þ Копер­ник поместил в центр мира не Землю, а Солнце;

Þ Тихо Браге — идейный противник Коперника — движущей си­лой, приводящей планеты в движение, считал магне­тическую силу Солнца, идею материального круга (сферы) заменил совре­менной идеей орбиты, ввел в практику наблюдение пла­нет во время их движения по небу;

Þ Кеплер, ученик Браге, осуществил наиболее полную обработку результатов наблюдений своего учителя: вместо круговых орбит ввел эллип­тические он количественно опи­сал характер движения планет по этим орбитам;

Þ Галилей показал ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, и формируя принцип инерции. Обосновал автономию научного мышления и две но­вые отрасли науки: статику и динамику. Он «подвел фундамент» под выдающиеся обобщения Ньютона, которые мы рассмотрим далее.

Þ Данный ряд ученых завершает Ньютон, который в своей теории гравитации объеди­нил физику Галилея и физику Кеплера.

В течение этого периода изменился не только образ мира. Из­менились и представления о человеке, о науке, об ученом, о научном поиске и научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией, между научным знани­ем и религиозной верой. Выделим во всем этом следующие основ­ные моменты.

1. Земля, по Копернику, — не центр Вселенной, созданной Богом, а небесное тело, как и другие. Но если Земля — обычное небесное тело, то не может ли быть так, что люди обитают и на других планетах?

2. Наука становится не привилегией отдельного мага или про­свещенного астролога, не комментарием к мыслям авторитета (Ари­стотеля), который все сказал. Теперь наука — исследование и рас­крытие мира природы, ее основу теперь составляет эксперимент. Появилась необходимость в специальном строгом языке.

3. Наиболее характерная черта возникшей науки — ее метод. Он допускает общественный контроль, и именно поэтому наука ста­новится социальной.

4. Начиная с Галилея наука намерена исследовать не что, а как, не субстанцию, а функцию[1].

Научная революция порождает современного ученого-эксперимен­татора, сила которого — в эксперименте, становящемся все более и более точным, строгим благодаря новым измерительным прибо­рам. Новое знание опирается на союз теории и практики, который часто получает развитие в кооперации ученых, с одной стороны, и техников и мастеров высшего разряда (инженеров, художников, гидравликов, архитекторов и т.д.) — с другой.