Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы нестандартные уроки

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ Нестандартные уроки Группы нестандартных уроков Рекомендации Рекомендации по проведению уроков-зачетов Дискуссия Методические рекомендации к проведению семинара Методические рекомендации по организации и проведению урока-конкурса Практические работы по литературе Методические рекомендации по проведению уроков по развитию речи Оценка сочинения Типичные ошибки при написании сочинений Критерии оценки сочинения

Нестандартные уроки Соблюдение организационной формы и логики действий учеников и учителя в ходе нестандартного урока является задачами оперативного, тактического плана. Они позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию в наше противоречивое время. Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

Вверх

Группы нестандартных уроков 1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать». 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал. 5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча. 6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет. 7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков». 8. Интегрированные уроки. 9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся; 2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения; 3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания; 4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся; 5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла; 6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

(Из материалов Всесоюзного конкурса
«Учитель года-90» в г. Воронеже)

Рекомендации по проведению
уроков-зачетов
Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам. Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом плане заранее предусмотреть темы, по которым будет зачет (3-4 в год).

Этапы подготовки и проведения урока-зачета 1. Предварительная подготовка к уроку-зачету. 2. Проведение урока-зачета. 3. Подведение итогов и внесение корректив. 1 этап – предварительная подготовка Подготовительная работа начинается на первом вводном уроке по теме. Учитель анализирует требования программы по теме, определяет конечный результат. Определяет цели урока-зачета, составляет вопросы и задания, учитывая три уровня усвоения: 1. Понимание, запоминание, воспроизведение материала, 2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации, 3. Применение знаний и умений в новой ситуации. Учитель сообщает тему и дату проведения урока-зачета, его место и значение в изучении новой темы; знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на зачете, с вопросами и заданиями разных уровней; предлагает индивидуальные задания по тем вопросам , в которых некоторые ученики ранее не разбирались; знакомить с материалами стенда «Готовься к зачету», который вывешивается в кабинете. На стенде 1. Перечень знаний, умений и навыков. 2. Вопросы и задания. 3. Советы по организации различных видов учебной деятельности: памятки, алгоритмы, планы и образцы ответов на наиболее сложные вопросы (можно в кармашках). 4. Литература по теме В ходе подготовки 1. Текущая проверка знаний, умений и навыков. 2. Организация работы консультантов. II этап проведение зачета. На зачетном уроке присутствуют все учащиеся, но опрашивать можно часть из них, предлагая им дифференцированные задания с учетом результатов текущих проверок. Освобожденные от сдачи зачета или выполняют дополнительные задания повышенной трудности, или помогают учителю принимать зачет, получив перед этим соответствующий инструктаж. Возможен вариант, когда часть заданий на зачетном уроке выполнит не весь класс, а лишь отдельные учащиеся / с учетом итогов текущей проверки/. Можно использовать различные формы проведения зачета /письменный опрос по карточкам-заданиям, выполнение двух-трех зачетных работ , комбинированный опрос, фронтальный или индивидуальный и т.д./ и в зависимости от содержания, темы, цели проверки, состава учащихся, но следует стремиться, чтобы виды работ были привычными для учащихся. На зачетном уроке проверять сформированность сложных понятий, умений и навыков по теме. III этапподведение итогов работы. Оценка труда учащихся.

ДИСКУССИЯ Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан). Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели ее проведения следующие: 1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников; 2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д. Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения. Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. И все-таки, как показывает практика, определенная подготовка к учебной дискуссии необходима. Методика включает три этапа: 1) предварительная подготовка, 2) проведение дискуссии, 3) подведение итогов.

ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ЭТАПА 1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирование) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который бы был интересен учащимся, затрагивал и волновал их. 2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться. 3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии. 4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т.д.). При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора по возможности видели друг друга.

ВТОРОЙ ЭТАП – это проведение дискуссии. Умелая дискуссия – почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Несколько советов ведущему дискуссию: 1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель. 2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать. 3. Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности. 4. Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Помнить, что вопрос – визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии, о которой следует помнить: парадокс – неожиданное, своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу. В нем неизменно присутствует вызов; неожиданный вопрос; реплика – краткое возражение, замечание с места. Она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения. 5. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их с тем, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее, направлять дискуссию в русло намеченной цели. 6. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям. 7. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям. 8. Не спешить навязывать готовое решение. 9. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора. Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с пометкой своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии. Любой спор, даже идущий по всем правилам логики, может погубить одно обстоятельство: если участники дискуссии забывают об этике спора. Поэтому в начале дискуссии следует напомнить учащимся правила спора. Вот некоторые из них: 1. Прежде чем сказать, спросите себя, есть ли необходимость вступать в спор. Тщательно продумайте то, о чем будете говорить. 2. По возможности кратко и ясно изложите свою точку зрения: ваша речь должна быть весома и убедительна. 3. Помните, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника». 4. Доказывайте и опровергайте, говорите ясно, отчетливо. Точно. 5. Помните о культуре общения. Умейте выслушать другого, уловить его позицию, уважайте мнение товарищей, не повышайте голос, не прерывайте выступающего, не делайте замечаний, касающихся личных качеств, участников обсуждения, избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца. Не вступайте в пререкания с ведущим по ходу проведения дискуссии.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ ПОДВОДЯТСЯ ИТОГИ ДИСКУССИИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРА Семинар –это один из видов урока. Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства. Задачи семинарских занятий: 1. Образовательные: - расширение общего научного кругозора; - углубление самостоятельного изучения учащимися отдельных, основных или наиболее важных тем курса; - формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме; - овладение методикой конкретной науки; - выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы. 2. Развивающие: - развитие умений доказать, обобщать; -умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать; - развитие эмоций, чувств; - развитие волевых усилий; - развитие памяти; - совершенствование искусства устного и письменного изложения, темы, вопроса, проблемы опыта в соответствии с заданной целью. 3. Воспитывающие: - формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования; По своим педагогическим возможностям уроки-семинары много богаче по своим возможностям для активизации самостоятельной деятельности учащихся, чем урок-лекция, обычный урок со всеми его дидактическими видами и возможностями, хотя и находятся в прямой зависимости от содержания первоосновы научных знаний, методов обучения на предыдущих уроках. Если уроки не глубоки по содержанию, не закладывают научной основы, то проведение семинаров практически становится невозможным.

Методика подготовки учащихся к семинару Учитель сообщает первоначально учащимся о цели и задачах проведения семинаров, об особенностях самостоятельной работы с разными источниками получения информации, знаний, о подходе к опытнической, научно-исследовательской работы, дается характеристика источников, над которыми предстоит работать, причем некоторые из них, наиболее сложные, требующие специального подхода, рассматриваются учителем в виде образца, примера, другие источники – комментируется практическая направленность знаний, умений и навыков.

Алгоритм методики 1. Сообщение темы за 2-3 недели до проведения семинара. 2. Доведение до учеников цели и задачи семинара. 3. План семинара. 4. Сообщение списка литературы с комментарием. 5. Выделение рефератов, докладчиков, содокладчиков и иногда оппонентов. 6. Консультация учителя. 7. Прослушивание реферата или доклада. Для учащихся самое важное – подготовка доклада, реферата ; для учителя хорошо подготовить и провести семинарские занятия. На одну и ту же тему или вопрос может быть предоставлен не один, а два-три реферата, доклада. Один для заслушивания, наиболее полно раскрывающий тему, вопрос. А авторы других рефератов по данному вопросу могут выступить с дополнением. Желательно выступление других учащихся, которые готовились к семинарскому занятию. Дидактически очень важно, чтобы выступления были довольно часты, что свидетельствует об активизации участников семинара. Желательно, чтобы доклад был в устной форме, учащийся должен получить навык устного изложения и научиться отстаивать свою точку зрения, если он убежден в своей правоте. Рекомендуется пользоваться и планом сообщения и зачитывать отдельные небольшие части, строки или цитаты.

Организация урока-семинара 1. Заслушивание реферата, доклада. 2. Вопросы участникам семинара. 3. Выступление учащихся. 4. Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия. 5. Заключительное слово автора реферата. 6. Заключительное слово учителя, проводившего семинар-урок. 7. Оценочные суждения учащихся, преподавателей. Внешне вмешательство учителя должно быть не слишком активным, он не должен подавлять учащихся своими знаниями и авторитетом. Обязанность учителя на уроке-семинаре – направлять обсуждение рефератов, докладов на раскрытие наиболее важных и ценных в научном и педагогическом отношении вопросов, на выявление идей, концепций, на совместное искание правильных и неправильных идей, практических выводов. Учитель с учетом конкретных условий, критических ситуаций применяет необходимые методические решения. Главное в том, чтобы учащиеся свободно обменивались мнениями, выяснением всех возможных вопросов. В заключительном слове учитель вносит поправки, уточнения, оценивает самостоятельную работу учащихся, подчеркивает основные приемы, способы, средства подготовки школьников к семинару. Рекомендуется после заключительного слова учителя выступления с оценочными суждениями самих учащихся, что развивает их критическое мышление, ответственность за обобщение, выводы. Одна из главных дидактических задач учителя на семинаре – наблюдение за ходом занятия, его педагогический анализ и систематизация знаний, выводов, подготовка заключения. Преподаватель должен в своем заключительном слове отметить не только положительное, но и недостатки реферата, доклада, выступлений, еще важнее учителю сделать обобщения, неопровержимость научно-технических и практических выводов, подтвержденных примерами из рефератов, докладов, выступлений. Это расширяет познавательный интерес к занятиям. Здесь же учитель намечает дальнейшие пути самостоятельной работы по указанной теме. Уроки-семинары можно объединить по двум, трем сложным учебным предметам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению урока-конкурса
Урок-конкурс может иметь место в любом классе на завершающем этапе работы практически над любой темой с учетом условий обучения. Целесообразно комплексный подход при разработке урока, т.е. необходимо реализация языковых и речевых навыков и умений учащихся, меж предметных связей коллективная подготовка к уроку сплачивает ребят стремлением к победе, желанием каждого внести свою посильную лепту в общее дело. В связи с этим необходимо предусмотреть как задания для индивидуальной подготовки, но общее для всех, так и задания для коллективного их выполнения командами – участницами.

Примерная формулировка цели урока : Практическая цель: совершенствование языковых и речевых навыков и умений уч-ся в процессе подготовки к конкурсу и в процессе выполнения ими конкурсных заданий. Образовательная цель: расширение кругозора учащихся. Развивающая цель: привитие интереса уч-ся к предмету, развитие познавательной активности, развитие навыков и умений в ходе поиска конкретного практического материала для выполнения задания. Воспитательная цель: воспитание детей в духе коллективизма, повышение ответственности уч-ся за качество выполнения домашних заданий в духе подготовки к уроку-конкурсу и выполнение заданий на уроке. В ходе подготовки и проведении урока-конкурса функции учителя реализуются так: Конструктивно планирующая: при составлении сценария, условия конкурса, критериев оценки результатов. Организационная и коммуникативно - обучающая: при организации работы учащихся по выполнению типичных заданий в серии урока, предваряющих урок-конкурс, в ходе индивидуальной работы с ведущими конкурса, которые будут распоряжаться комплексом средств обучения на уроке, отражать результаты соревнования на уроке. Организующая функция учителя в большей мере актуализируется и на самом уроке на младшей степени обучения, т.к. языковая база уч-ся в это время недостаточна, чтобы самостоятельно провести урок-конкурс. Воспитывающая сочетается со всеми вышеупомянутыми функциями на всех этапах работы над материалом. Подготовительная работа начинается задолго до проведения урока-конкурса, учитель объявляет о сроках проведения и его теме во вводной беседе. Необходимо нацелить уч-ся на систематическую, активную работу на уроках, тщательное выполнение домашнего задания, самостоятельное изучение материала. Кроме темы, списка литературы, необходимо заранее сообщить условия конкурса, критерии оценок, состав команд, жюри.

Примерные условия конкурса 1. Объем высказывания. 2. Логика высказывания 3. Правильность высказывания 4. Фонетическое оформление речи 5. Количество ошибок 6. Знание фактического материала 7. Эмоциональная окрашенность речи 8. Оригинальность решения поставленной задачи. Составление сценария урока-конкурса, в ходе воплощения которого речевой деятельности учителя отводится минимальное время, в основном как члену жюри при подведении итогов. Сценарием могут быть предусмотрены ведущие из числа способных учащихся, которые будут давать указания.

Практические работы по литературе

Содержание и цели практических работ Практические работы направлены на анализ структуры произведения, образной системы, эпизода произведения, стиля писателя, на выявление авторской позиции. «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта», - говорит Гете. Необходимость их произведения диктуется двумя условиями: отдельные детали произведения были недостаточно глубоко проанализированы в ходе обсуждения или, что встречается чаще, ученики сами в ходе обсуждения поставили проблему именно литературоведческого характера, которую удобнее всего решить на занятии именно этого типа. По своей направленности практические работы являются творческими работами проблемно-познавательного характера. Их цель – в активном творческом постижении языка произведения, авторской модели действительности, в формировании и развитии литературно-художественных умений, что в конечном итоге ведет к формированию образованного читателя.

Методика проведения практических работ В 7-8 классах практические работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут принимать участие в создании этих работ (В 5-6 классах все работы создает учитель, во время их проведения направляет и координирует деятельность учащихся). Учитель выступает в роли соавтора, но в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся. В 9-11 классах эти работы проводятся только индивидуально. • объявление о предстоящей работе; Методики проведения такова: • тексты работ раздаются учащимся на дом; • индивидуальный анализ; • урок-консультация; • индивидуальное выполнение работы; • обсуждение одной из работ; • взаимопроверка и проверка учителем. Как правило, работы составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.

Примерная тематика практических работ на период практики: 9 класс - Синкретический реализм А.С. Грибоедова. - Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» 10 класс - Способы выражения авторской позиции в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». - Философская лирика Ф.И. Тютчева. - Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 11 класс - Образ родины и лирического героя в лирике С.А. Есенина. - Поэтика символизма. - Поэтика акмеизма. - Поэтика футуризма.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Оценка сочинения При оценке сочинения учитывается: 1. Общее впечатление. 2. Характеристика плана / удачное, неудачное построение, конкретность, логическая четкость/. 3. Соответствие сочинения плану. 4. Соответствие плана и всего сочинения теме. 5. Полнота раскрытия темы. 6. Доказательность основной части сочинения. 7. Логичность и последовательность изложения: -умение выдвигать предположение, - развивать мысль, - делать вывод, - аргументировать его. 8. Активность использования литературного и фактического материала (степень знакомства с текстом произведения). 9. Достаточность цитатного материала и грамотность его оформления. 10. Использование литературно-критических материалов. 11. Соответствие жанровой структуре сочинения (введение – основная часть - заключение). 12. Четкость и ясность изложения. 13. Стилевое единство. 14. Характеристика языка сочинения -чистота, -точность, -выразительность, - богатство словоупотребления, - соответствие языка и стиля сочинения избранной теме. 15. Ошибки: -логические, - фактические, - стилистические, - орфографические, - пунктуационные. 16. Внешнее оформление сочинения.

Типичные ошибки при написании сочинений - Неполное или неправильное раскрытие темы (поверхностное раскрытие темы, ее неоправданное расширение, сужение, одностороннее раскрытие, непонимание темы, обращение к фактам, не имеющим отношения к теме); - Ложная идея сочинения, неверная оценка авторской позиции, идеи (смысла) художественного произведения; отсутствие четко сформулированной идеи; - Нарушение логики и последовательности в изложении материала; - Слабая аргументация своих рассуждений; - Подмена анализа пересказом художественного или критического текста; - Несоразмеренность композиции, отсутствие отдельных частей сочинения; - Фактические ошибки, искажение цитатного материала; слабое владение фактическим материалом; - Недостаточное и неуместное цитирование; - Отсутствие выводов и обобщений; - Орфографические, стилистические, пунктуационные ошибки. Бедность словарного запаса.

Критерии оценки сочинения Оценка «5» (пять) ставится за сочинение, глубоко и аргументированно раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения и необходимых для раскрытия темы дополнительных материалов, построенное логично и последовательно с точки зрения изложения мыслей, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть исчерпывающим и уместным. Фактические ошибки отсутствуют. Допускается наличие 1-2 речевых недочетов. Оценка «4» (четыре) ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, хорошо выстроенное композиционно, логичное и последовательное по изложению, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть полным и правильным. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей. Допускаются 1-2 неточности по содержанию, не более 2 речевых недочетов, 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок. Оценка «3» (три) ставится за сочинение, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность ее раскрытия или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала. Может отмечаться недостаточность цитирования, слабость аргументирования. Словарь беден и не отличается разнообразием, речь недостаточно выразительна. Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3-4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочеты. Оценка «2» (два) ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание художественного текста и дополнительного критического материала. В основе сочинения лежит пересказ, а не анализ. Нарушается последовательность изложения мыслей. Допущено много фактических неточностей. Написано сочинение без соблюдения норм литературного языка, с использованием бедного словаря и упрощенного синтаксиса. Сочинение, в котором имеется более 8-9 орфографических и пунктуационных ошибок, даже в том случае, если тема раскрыта, оценивается на «2» (два). Если на письменном экзамене обнаруживаются две или более идентичных работ, все они оцениваются на «2» (два).