регистрация /  вход

План семинарских занятий по дисциплине «история правовых и политических учений» для студентов III курса Международно-правового факультета на 2007/08 уч г (стр. 1 из 2)

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_____________________________________________________________________________

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

МГИМО (У) МИД РФ

____________________В. Б. Кириллов.

«_____»________________200___г.

Кафедра конституционного права

План семинарских занятий по дисциплине

«ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ »

для студентов III курса Международно-правового факультета на 2007/08 уч. г.

Составитель: ст. преп. Карпенко К. В.

Отв. редактор: проф. Лейбо Ю. И.

Москва 2007

Методические указания

История политических и правовых учений является последней общетеоретической учебной дисциплиной, изучаемой студентами МП факультета. В качестве таковой она подводит итог базовой подготовки, начатой на I курсе в рамках теории и истории права и государства, и предполагает наличие у студентов не только эмпирических знаний, но развитых аналитических способностей. Таким образом, успешное изучение истории политических и правовых учений напрямую зависит от умения студентов применить на практике приобретенные ранее навыки правовой методологии. Следовательно, целью данной учебной дисциплины является окончательное формирование у будущих выпускников основ юридического мышления, без которых дальнейший профессиональный рост немыслим. История политических и правовых учений призвана обеспечить широту кругозора будущих юристов, которая является залогом духовного прогресса общества и способствует развитию творческого потенциала личности.

Лекционный курс предполагает максимально возможное освещение юридических и политических доктрин, составляющих одну из важнейших частей общего философского наследия человечества. Со своей стороны, темы семинарских занятий посвящены наиболее значимым направлениям политико-правовой мысли. Эти темы представляют собой как бы вехи на пути циклического развития политико-правовых учений и позволяют дать комплексную картину общественного самосознания. Необходимо помнить, что история политических и правовых учений, как и сама история человечества, движется по логической спирали, постоянно возвращаясь к своим истокам, но всякий раз на другом (низшем или высшем) уровне общественного сознания.

Семинарские занятия направлены на закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы. Для успешной подготовки к семинарам студенты должны не только знать содержание изучаемых доктрин и теорий, но и стремится критически анализировать их, выявлять их идейные истоки и взаимные связи. К каждому семинару студенты обязаны прочитать два произведения, входящих в заявленную тему. Читать первоисточники следует внимательно, с карандашом; главные мысли авторов рекомендуется выписывать в отдельную тетрадь, создавая, таким образом, краткий конспект. Такой конспект будет очень удобен при устном ответе на семинаре, а также поможет при необходимости быстрого повторения перед занятием или экзаменом.

Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с прочтения конспекта лекции и соответствующей главы учебника. В этом случае у студента сразу сформируется общее представление о рассматриваемом историческом периоде, о месте и роли авторов политико-правовых доктрин. После этого можно переходить к серьезному изучению самих доктрин по первоисточникам. Такая последовательность подготовки позволяет сформировать верное понимание предмета и гарантирует глубокое усвоение материала. Дедуктивный метод познания в данном случае представляется наиболее целесообразным.

При ответе на семинаре студенты должны стараться выстраивать свое выступление в соответствии с законами логики. Любая озвученная студентом позиция или высказанное личное мнение должны быть обдуманными и мотивированными. Следует воздерживаться от дословного повторения текста учебника или лекции и изъясняться своими словами. Ответы студентов должны быть аргументированными и содержать ссылки на первоисточники. Приятное впечатление создает подкрепленность ответа цитатами из изучаемого произведения. Для этой цели на семинаре текст изучаемого произведения должен быть всегда под рукой.

Следование вышепривенным методическим указаниям является залогом успешной сдачи экзамена.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАР IПолитико-правовые учения Древней Греции – 2 часа

1. Рождение философского мировоззрения. Начальные представления о государстве и праве в творчестве Гомера и Орфея.

2. Школа софистов: её происхождение, идейное обоснование и историческое значение.

3. Политические и правовые взгляды Сократа. Критика софизма.

4. Происхождение и сущность права и государства в учении Платона. Различные формы правления. Идеальное государство: его парадигма, цель и строение.

5. Аристотель и перипатетики. Государство как общее благо. Сущность и отличительные черты политии .

Литература

Первоисточники:

А). Аристотель. Политика. М., 1997.

Б). Гесиод. Теогония. Полное собрание текстов. М., 2001.

В). Гомер. Илиада. Одиссея. Библиотека всемирной литературы, сер. I, т. 3, М., 1967.

Г). Платон. Государство. Законы. М., 1998.

Учебная литература:

  • Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей, М., 1984.
  • Асмус В. Ф. Античная философия, М., 1998.
  • Басов Р. А. История древнегреческой философии от Фалеса до Аристотеля, М., 2002.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики, М., 2000.
  • Нерсесянц В. С. Сократ, М., 1996.
  • Разумович Н. Н. Политическая мысль Древней Греции, М., 1988.
  • Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии, М., 1910.

СЕМИНАР II Политико-правовая доктрина христианской Церкви в Западной Европе – 2 часа

  1. Эпоха патристики. Место и роль Церкви в обществе. Проблема взаимоотношений Церкви и государства. Иоанн Златоуст.
  2. Учение о граде Божьем в творчестве Бл. Августина. Идея греха как основа человеческой истории.
  3. Эпоха схоластики. Теория двух мечей и теория нравственного закона.
  4. Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского. Соотношение светской и духовной власти. Сущность и виды законов.
  5. Кризис христианской концепции мира. Либерализм и идея свободы в учении Марсилия Падуанского. Противопоставление закона юридического и закона нравственного.

Литература

Первоисточники:

А). Бл. Августин. О граде Божьем, Минск, 2000.

Б). Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в

Западной Европе. Л., 1990.

В). Марсилий Падуанский. Defensor Pacis, - любое издание.

Учебная литература:

  • Алексеев Н. Н. Идея «Земного Града» в христианском вероучении // Путь. Кн. I, М., 1992.
  • Барханов В. Ф. Политическое учение Марсилия Падуанского // Ученые записки Петрозаводского ун-та. Петрозаводск, 1996.
  • Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
  • Жильсон Э. Избранное. Т. 1: Томизм: введение в философию св. Фомы Аквинского. М., 1999.
  • Малашенко И. Е. Данте и Фома Аквинский: два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия, 1986, № 4.
  • Маритен Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому. М., 2006.
  • Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000.
  • Фулье А. История схоластики. Киев, 1995.
  • Эйкен Г. История средневекового миросозерцания. Спб., 1908.

СЕМИНАР IIIРусская политико-правовая мысль до имперского периода – 2 часа

1. Начальные представления о государстве и праве. Власть древнерусского князя.

2. «Поучение детям» Владимира Мономаха. Идея самодержавия в царствование Андрея

Боголюбского.

3. «Слово» Даниила Заточника. Понятие царской грозы как продолжение идеи

самодержавия.

4. Общественное самосознание в московский период. Учение о «третьем Риме» в

посланиях старца Филофея: теоретическое построение или практическая реализация?

5. Московский царь. Теория русского самодержавия Иоанна Грозного. Природа царской

власти. Единение царя и народа в государственном общении.

Литература

Первоисточники:

А). Владимир Мономах. Поучение детям, - любое издание.

Б). Кн. А. М. Курбский и царь Иоанн IV Васильевич Грозный. Избранные сочинения. Спб., 1902.

Б). Заточник Д. Слово (моление), - любое издание.

Учебная литература:

  1. Вернадский Г. В. Начертание русской истории. Ч. I, Прага, 1927.
  2. Ивакин И. М. Кн. Владимир Мономах и его поучение. М., 1901.
  3. Иловайский Д. И. Царская Русь. М., 2002.
  4. Карамзин Н. М. Предания веков. М., 1987.
  5. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. Спб., 1992.
  6. Устрялов Н. Сказания Кн. Курбского. Спб., 1868.

СЕМИНАР IVПолитико-правовые учения европейского Возрождения – 2 часа

  1. Идея государственного единства как возвращение к истокам античности. Политическая философия Н. Макиавелли. Соотношение нравственности и государственной пользы.
  2. Новый «платоновский идеализм». Проблемы совершенного государственного строя в «Утопии» Т. Мора.
  3. Секуляризация духа. Реформаторское учение М. Лютера. Идея национальной Церкви и национального государства.
  4. Квинтэссенция протестантской этики. Теологический детерминизм Жана Кальвина. Провидение и предопределение как руководящие принципы государственной и общественной жизни.

Литература

Первоисточники:

А). Лютер М. Время молчания прошло: избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 1992.

Б). Макиавелли Н. Государь. Спб., 1997.

В). Мор Т. Утопия. М., 1978.

Учебная литература:

· Баткин Л. М. Н. Макиавелли // Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.

Похожие статьи

Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!