Смекни!
smekni.com

Организованная преступность (стр. 2 из 11)

Преступная группировка – это сплоченная общность лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, отличающаяся строгим порядком и планированием преступных действий и имеющая одного или нескольких главарей.

Изучение деятельности таких формирований показывает, что их численность варьирует от 5-10 до 20-30 человек, а преступления совершаются, как правило, на местном уровне. К наиболее характерным преступным действиям таких формирований относится: рэкет, разбойные нападения, заказные убийства, групповые и злостные хулиганства, противоправный автобизнес, организация доставки и распространения наркотиков.

Преступная организация – представляет собой симбиоз преступных группировок, иных организованных групп, коммерческий организаций, учреждений со стоящим над ними руководящим лицом.

Причем главарь преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, проводя свою линию через своих помощников, возглавляющих отдельные структуры.

Устойчивость и безопасность преступной организации распространяются в основном на руководящее и охранно-боевые звенья.

Лица, входящие в коммерческо-финансовые, коммерческо-хозяйственные структуры, за исключением руководителей, могут и не знать, на кого они работают, так как эти организации, предприятия в основном легитимны и служат официальным прикрытием преступного объединения. Руководитель преступной организации, как правило, представляется преуспевающим предпринимателем или коммерсантом.

Основная функция таких структур: легализация доходов, нажитых противоправными методами и способами, их наращивание для воспроизводства и обеспечения преступного функционирования. Члены преступных группировок, как правило, ранее не судимые, входящие в криминальную организацию, легализуя материальные средства, нажитые противоправным путем, по поручению главаря создают сыскные и охранные бюро. Указанные коммерческие структуры, действуя от имени главаря преступной организации, официально оказывают помощь гражданам, например в розыске автомашин, охране от так называемых беспредельщиков, взыскании долгов, призывают к порядку хулиганов и т.д.

Преподнося деятельность таких бюро как защиту простых граждан от преступников, расписывая каждый «благородный» поступок в газетах, показывая по телевидению специально подобранные и приукрашенные примеры, представители преступных кланов приобретают авторитет среди населения, который, в совокупности с другими мерами, обеспечивает безопасность главаря.

Наиболее типичные направления криминальной деятельности преступных организаций:

- криминально-коммерческая деятельность (финансово-банковские мошенничества, коммерческо-производственная деятельность, криминальная приватизация, нарушение налогового законодательства);

- рэкет, который носит более скрытые, замаскированные формы, чем это было в преступных группировках;

- похищение людей (киднепинг) с последующим получением крупного выкупа;

- отдельные случаи разбойных нападений, заказные убийства;

- организация и осуществление мер по безопасности членов преступных организаций путем противодействия правоохранительным органам;

- международная преступная деятельность, основной частью которой является контрабанда, финансовые махинации (например, перекупка внешних долгов и последующие мошеннические действия при их погашении);

- фальшивомонетничество.

Преступное сообщество – это криминальное объединение главарей преступных организаций и лидеров преступной среды, создаваемые для координации и упорядочивания преступной деятельности, решения межрегиональных и межгосударственных криминальных вопросов, оказания помощи в приспособлении преступных структур к современным условиям России, стран СНГ и дальнего зарубежья[2].

По данным исследований, на территории России активно действует свыше 6 тысяч преступных формирований. Наивысшую общественную опасность представляет 46 преступных организаций и сообществ, объединенных более 6,3 тысяч активных участников, ведущих преступную деятельность на межрегиональном и международном уровне.

Коррумпированные должностные лица оказывают содействие каждому третьему преступному формированию. Коррупция переросла в чисто криминальный аспект и приобрела политическую окраску.

Первый признак – это общественная опасность организованной преступности.

Особенность общественной опасности организованной преступности характеризуется формами проявления организованной преступной деятельности, а также выражается в угрозе, направленной на устои государственной власти и подрыве общественной безопасности.

Второй признак – это смыкание уголовной преступности с теневой экономической преступностью. После того, как появилась теневая экономическая преступность, пошел процесс срастания уголовной преступности с теневой экономической преступностью, в результате чего возник криминальный альянс между этими двумя, качественно разными категориями преступников, объединенных одной целью – незаконной наживой и получением фактической власти.

Третий признак – коррупция. Под коррупцией следует понимать использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего официального положения и связанных с ним возможностей для противоправного получения материальных благ, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами.

Коррупция следует отличать от обычных взяток, так как она означает разложение и продажность чиновников. В результате систематических получении взяток и выполнения за них каких-либо действий чиновниками, образуется коррупция (продажность государственной власти). Коррумпированный чиновник начинает состоять на двух службах одновременно: официальной (государственной) и неофициальной (в преступной организации). Так как коррупция связана с деятельностью чиновников в ущерб общественным и государственным интересам, то мотивы ее разнообразны. Криминологи установили три формы коррупции.

Первая форма – политическая коррупция (получила свое название в средствах массовой информации). Это вступление работников государственной власти в противоречие с нормами морали и закона в основном не в целях получения взяток, а из-за сложившихся клановых отношений, в которых главным принципом является «рука руку моет», то есть родственные связи, кумовство и т.д. осуществляли такие должностные лица исключительно нужную им политику в том или ином регионе. Например, на территориях, где определенную роль играют родоплеменные отношения и активно действуют нормы обычного права в виде традиций. Наглядный пример тому Калмыкия, Чечня и т.д.

Вторая форма коррупции связана исключительно с уголовной деятельностью и основана на подкупе должностных лиц, которые за вознаграждение оказывают преступникам те или иные услуги. Причем обе стороны преследуют здесь корыстные цели и стремятся друг к другу.

Третья форма коррупции – это установление незаконных отношений, которые предполагают целенаправленное втягивание в преступную деятельность соответствующих категорий должностных лиц для создания особо благоприятного режима одной из сторон. Эта форма связана с организованной преступностью и нередко помимо подкупа в этом случае используются провокации и угрозы в отношении должностных лиц. Говоря о таком признаке организованной преступности как коррупция, следует заметить, что не каждая организованная преступность располагает прямыми уголовными связями и контактами с представителями государственного аппарата власти. В уголовной среде существуют люди, которые специализируются на установлении таких связей[3].

Вероятность того, что всякая противоправная деятельность, как бы она ни была замаскирована, может быть в любой момент обнаружена и пресечена, побуждает организованную преступность изыскать пути и средства для своей защиты в государственных структурах с помощью коррумпированных должностных лиц, способных на любом уровне не только предотвратить, но и исключить прямое вмешательство правоохранительных органов[4].

Мы солидарны с вышеуказанным мнением, так как считаем, что без официального прикрытия организованная преступность не сможет крепко стоять на ногах и развивать свою противоправную деятельность в различных областях социальной практики.

По мнению Г.А.Сатарова, М.И.Левина и М.Л.Цирика коррупция как социальное явление, имеет свое историческое развитие и отмечают, что мздоимство упоминается еще в русских летописях XIII века. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках[5].

Сегодня коррупция по утверждению специалистов вылилась в нелегальное перераспределение национальных богатств в пользу коррумпированных кланов[6].

Что же касается участников этой системы, то А.И.Гуров утверждает следующее: «каждый участник государственно-коррумпированной системы, стремясь обезопасить себя, пытается вовлечь в нее вышестоящего. В результате чего коррупция достигает высших эшелонов власти»[7].