Смекни!
smekni.com

Пискарева Мария Михайловна (стр. 1 из 3)

Работу выполнил

ученик 8 класса

МОУ Нагорская ООШ

Соловьев Алексей

Научный руководитель

Пискарева Мария Михайловна

учитель МОУ Нагорская ООШ

Село Георгий

Содержание

1. Введение

Изучение народных обычаев, праздников.

2. Основная часть.

Престольные праздники окрестных деревень.

3. Заключение

4. Использованная литература.

5. Приложение.

Введение

Изучение народных обычаев, престольных праздников, обрядов позволяет наиболее точно познакомиться с местными традициями.

Это можно успешно изучать через приобщение к миру фольклора. Знакомство с народной культурой расширяет наше представление о народном музыкально-поэтическом языке.

Из глубины веков пришла к нам память о людях, их переживаниях и идеалах. Сопутствуя жизни народа в течение многих веков, фольклор по-своему отразил его духовные искания.

Обычаи, обряды, поверья, заговоры - одна из первых звучащих страниц прошлого России.

Веря во всемогущество обрядов и заклинаний, человек искал в них защиту от злых стихийных сил, от бед и напастей, мечтая о сохранении урожая, здоровья, жизни.

Календарные и вообще обрядовые песни признаны наиболее древними, когда слово играло роль заклинания, оберега, и прямые обращения к неведомым и грозным силам природы воспринимались не столько как поэзия, сколько молитва.

Издавна на Руси любили водить хороводы и особенно во время проведения деревенских праздников. Хороводные песни вышли из обрядовых, но постепенно они утрачивали свою обрядовость и становились увеселительными.

Они, как правило, проводились на открытых больших луговинах. Возле речки или озера. На местах возвышенных, так что вся деревня (и за её пределами) могла любоваться этим праздничным красочным действом. В сельских игрищах молодые люди не только от души веселились, плясали, на миру выражали свою радость, горе, мечту о счастье, но и искали свою судьбу.

Народные гуляния можно назвать летописью народной жизни. Перед глазами как бы встают люди в разных условиях и состоянии души.

Это и есть своеобразная поэтическая история того или иного края, способная раскрыть перед нами картину жизни наших предков-земляков.

Престольные праздники наших деревень

Село Георгий – Егорьев день (6 мая)

Деревня Минькино – Никола Вешний (22 мая)

Деревни Палачево, Ковизино – Иванов день (7 июля)

Деревня Митино – Тихвинская (9 июля)

Деревни Палачево, Сальниково – Петров день (12 июля)

Деревни Федцово, Крусаново – Казанская (21 июля,4 ноября)

Деревни Нагорское, Климово – Первый Спас (14 августа)

Деревня Сальниково – Второй Спас (19 августа)

Деревни Коршигино, Высоково – Фролы (31 августа)

Деревня Новинское – Михайлов день (21 ноября)

Деревня Мартьяново – Ильин день (2 августа)

Деревня Игумново – Фролов день (31 августа)

Деревня Подболотново – Покров день (14 октября)

Деревня Крючково - Михайлов день (21 ноября)

Деревня Алешково – Авраамий день (1 августа)

Егорьев день

6 мая – Георгий Победоносец, Егорий (Юрий) Вешний

Один из самых популярных народных праздников. По народному поверью, Егорий Вешний обладает волшебными ключами, которыми отмыкает весеннюю землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав.

«Егорий землю отмыкает». «Егорий весну из-под спуда выпускает, зеленую траву выгоняет». «Не бывать весне на святой Руси без Егория».

Егорий Вешний почитался как охранитель домашнего скота, покровитель пастухов, он же покровитель диких зверей, главным образом, волков: «Вся живая тварь у Егория под рукой», «Волк-Юрьева собака».

Если благоприятствовала погода, по давней традиции в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище «на Егорьеву росу».

По обычаю скот подгоняли прутьями вербы, оставленной от Вербной недели. Ударяли слегка прутом и скот, и ребятишек, как всегда участвующих в этом обряде, приговаривая: Принесла верба счастья! Как вербочка растет, так и ты расти!

На пастбище высказывали просьбу святому Георгию: храбрый ты наш, Егорий, ты спаси нашу скотину, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого». Пастухи говорили: «Хоть все глаза прогляди, а без Егория за стадом не усмотришь».

На Егория катаются, валяются по нивам, по росе, приговаривая: « Будь здоров, как Юрьева роса».

На Юрия запахивают пашню. «Юрий начинает работу, Юрий (зимний) и кончает».

Весна на Юрия уже настоящая, смело прилетают птицы.

«Егорий Вешний и касатки не обидит. «На Егорьевской неделе прилет ласточек, а отлет в три Спаса».

Примечали: «Коли весенний Егорий с кормом, то осенний будет с мостом (реки станут)». «На Юрия мороз – будет просо и овес, на Юрия роса – будут добрые проса».

Никола Вешний

22 мая – Никола Вешний, Никола Теплый

Один из почитаемых на Руси праздников. Никола Чудотворец – заступник и покровитель русского народа. Нет за мужика поборника – супротив Николы. Никола на море спасает, Никола мужику воз поднимает. «Проси Николу, а он Спасу скажет». Благому Чудотворцу Николаю два праздника в году». «На Николу нет ни зимы, ни лета».

Оба Николы – и Зимний, и Вешний – погоду устанавливают.

«Никола Вешний – с теплом, Никола Зимний – с морозом». «Пришел бы Никола, а тепло будет».

«В Николу как дождь – будет хлеб и рожь». «До Николы крепись, хоть разорись (летние страдные работы), а с Николы Зимнего живи, не тужи». «На Вешнего голодного Николу не до разносолу». «В Николин день без вожжей поезжай (распутница)».

На Николу Вешнего ребятишки и парни выгоняли лошадей в ночное на подножный корм, всю ночь проводили в играх. Вешний Никола подножный корм лошадям несет. «Егорий коров запасает (начинают пасти скот), Николай – коней». «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травою». «Николай осенний лошадь на двор загонит, а Николай весенний откормит».

Иванов День

7 июля – Иоанн Креститель, Иван Купала

По древнему поверью Иван Купала олицетворяет расцвет силы природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца, которые дают жизнь всему живому.

Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек или озер разжигать обрядовые костры. Через костры бросали венки, прыгали. Водили хороводы. Самые огни, зажженные в Иванову ночь, считались в прежнее время чудодейственным. Огонь для костров добывался трением дерева о дерево, и называли его «живым, лесным, лекарственным, называли царь-огонь.

Также купались в росе и в воде.

Народные приметы таковы:

С Ивановской ночи появляются светляки.

Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов.

На Ивана ночь звездная – много будет грибов.

Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться.

Ивановские дожди – лучше золотой горы.

До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу. (то есть начинаются частые дожди).

Тихвинская

9 июля – Тихвинская

День Тихвинской иконы Божией Матери.

Давид Салунский, Давид Земляничник.

«На Тихвинскую земляника – ягода поспевает, красных

девок в лес созывает».

«На Тихвинскую пчела вылетает за поноской – за медовым сбором».

Петров день

12 июля – Петр и Павел, Петров день, Петровка

Самый разгар лета. Петров день – праздник солнца. В народе говорили: «Петр – Павел жару прибавил». «К Петрову дню вода в реке улежится (спадет)». «На Петров день солнышко играет».

Крестьяне выходят на заре караулить солнце, как оно будет играть. Они наблюдают, как солнышко играет по небу: оно то покажется, то спрячется, то взойдет вверх, то опустится вниз, то заблещет разными цветами – голубым, розовым и белым, то засияет ясно, что ничьи глаза не стерпят.

В Петров день умываются из трех ключей – родников петровскою водицею.

« С Петрова дня – красное лето, зеленый покос». «С Петрова дня – пожня (покос)».

Доставай косы и серпы к Петрову дню: «Не хвались, баба, что зелено, а смотри, каков день Петров (говорят об уборке сена)».

Петр – покровитель полей.

Это день ярмарок. Начинаются Петровские гуляния с песнями, хороводами, качелями. «У мужика то праздник, что Петров день».

С Петрова дня начинается страда. «С Петрова дня зарница хлеб зорит».

«На Петров день дождь – урожай не худой, два дождя – хороший, а три – урожай богатый». «Если кукушка перестанет куковать за неделю до Петрова дня, то и зима уляжется через столько же времени после заговенья на Филиппов пост».

«Пришли Петровки – опало по листу; пришел Илья – опало и два».

«Придет Петрок – сорвет листок, Илья придет – и два сорвет».

Казанская икона Божией матери

21 июля – Казанская, Прокопий Жатвеник

Начинали уборку ржи. «Зачин ржи».

«Коли на казанскую (на летние Прокопы) черника поспевает, то поспела и рожь».

В день Казанской весь червец (насекомое, дающие краску) собирается под один куст.

Первый спас - медовый

14 августа – первый Спас

Первый Спас – медовый, начинается выломка сотов.

«Спасовка – лакомка». «На первый Спас и нищий медку попробует». «Первый Спас – проводы лета». «От первого Спаса накопит и мужик запаса».

«Первый Спас – первый сев (озимых)». «Отцветают розы, падают холодные росы». «С первого Спаса – холодные росы». «Ласточка весну начинает, осень накликает». «Ласточка отлетает в три Спаса (14, 19, 29 августа)».

Первый Спас Медовый, второй - яблочный, третий - хлебный.