Смекни!
smekni.com

Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для дневного отделения Составитель: к и. н., доцент (стр. 84 из 86)

Социал-дарвинизм - либертарная идеологическая концепция. Родона­чальником социал-дарвинизма считается английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Исследования Спенсера строились на основе органической концепции - через проведение аналогий между челове­ческим обществом и биологическим организмом и отстаивании идей естественной взаимосвязи всех сторон общественной жизни, способ­ности общества к саморегулированию, эволюционного характера его развития. Спенсер полагал, что в основе как биологической, так и со­циальной эволюции лежат законы естественного отбора, борьбы за существование, выживания наиболее приспособленных видов (причем впервые подобные идеи английский социолог высказал еще за десять лет до появления известного труда Чарлза Дарвина «Происхождение видов»). Естественным дополнением подобной концепции стали идеи абсолютной экономической свободы, полного невмешательства госу­дарства в частную жизнь, неограниченного индивидуализма. Особым успехом идеи социал-дарвинизма пользовались в США. Американские предприниматели Д. Хилл, Д. Херст, Э. Карнеги, Д. Рокфеллер исполь­зовали идеи социал-дарвинизма для легализации практики лоббиро­вания государственной политики, борьбы против антитрестовского за­конодательства. Лидером американского социал-дарвинизма высту­пил профессор Йельского университета Грэм Самнер (1840-1910). Идеи Самнера воспроизводили основные постулаты теории Спенсера в чрез­вычайно радикальной, агрессивной форме. Самнер и его единомыш­ленники подвергали сомнению целесообразность не только социальных революций, но и любых целенаправленных реформ, нарушающих «ес­тественных ход» развития общества.

Социал-реформизм - идеологическое направление, образовавшееся в социал-демократическом движении конца XIX - начала XX в. преиму­щественно в европейских странах, отличающихся стабильным соци­альным развитием (Франции, Великобритании, Нидерландах, Бельгии). Основой социал-реформизма стала теория Э. Бернштейна, связанная с пересмотром постулатов революционной концепции классического марксизма. Бернштенианство представляло собой реакцию на изме­нение объективных задач рабочего движения в странах, завершивших процесс первичной модернизации и вставших на путь социализации классической модели капитализма. Его основой было признание не­эффективности революционных методов борьбы рабочего класса, в том числе отказ от концепции диктатуры пролетариата, ставка на ре­форматорское совершенствование самого капиталистического общества, а не его разрушение. Большую роль в распространении социал-реформизма сыграл «казус Мильерана» (включение члена француз­ской социалистической партии Александра Мильерана в 1899 г. в со­став республиканского правительства Р. Вальдека-Руссо), впервые по­казавшего, что рабочие партии могут быть интегрированы в либерально-демократическую политическую систему. Активная пар­ламентская работа, опыт участия в правительственных кабинетах, от­ветственность бремени государственной власти, необходимость кон­солидации разнородных политических сил для решения проблем об­щенационального значения, растущий потенциал классового партнерства в условиях «социализации» либеральной идеологии стре­мительно меняли политическую психологию руководства западной социал-демократии. Первая мировая война стала переломным момен­том в трансформации идеологического кредо многих марксистских партий, переходу их на позиции социал-реформизма. Подавляющее большинство лидеров довоенной социал-демократии выступило в под­держку государственных программ «довооружения», как отвечающих общенациональным интересам, фракции этих партий голосовали в парламентах за военные кредиты. II Интернационал, основанный на приоритетном принципе международной (наднациональной) солидар­ности рабочего движения, оказался дезорганизован. Распад II Интерна­ционала окончательно превратил социал-реформизм в самостоятель­ную ветвь организованного рабочего движения, а в дальнейшем - в основу современной модели социал-демократии.

Социальная христианская идеология - концепция, развивающая базо­вые ценности христианства в качестве идеологии «третьего пути» об­щественного развития. Первые попытки выработки новой христиан­ской социальной доктрины были связаны с деятельностью в 30-40-х гг. XIX в. аббата Ф. Ламенне, священников С. Кингсли и Ф. Морри­са. В общем виде доктрина социального католицизма сформировалась в период понтификата папы Льва XIII (1878-1903). В папских энцикли-ках 80-х гг. окончательно были сформулированы новые принципы по­литической программы Святого престола - позитивное отношение к идеям либеральной демократии, признание гражданского долга хрис­тиан, отказ от христианизации государства. В энциклике Льва XIII «Rerum novarum» («О новых вещах», 1891 г.) впервые было заявлено о новом отношении Ватикана к социальному вопросу. В «Rerum novarum» жесткой критике подверглись рабочее революционное дви­жение, пафос классовой борьбы, насаждаемый марксизмом, равно как и капитализм, общество экономической эксплуатации, система, раз­рушающая моральный облик человека, проповедующая нигилизм, без­верие и агрессивность, предлагались новые ориентиры общественно­го развития, переводящие традиционные ценности христианской люб­ви к ближнему в ранг главенствующих социальных принципов. Верующие, и прежде всего рабочие, призывались к последовательно­му внедрению идей солидарности и взаимопомощи в повседневную жизнь, моральному очищению общества, настойчивому отстаиванию своих прав, минуя крайности политической борьбы. В энциклике «Graves de commini» («Тяжкие всех», 1901 г.) Лев XIII еще более на­стойчиво подчеркнул неполитический характер христианско-социального учения, рассматривая его как внеклассовую идеологию, направ­ленную на изменение самих устоев современного общества. В период понтификата папы Пия XI (1922-1939) произошло окончательное скла­дывание социально-христианской доктрины. Программные энциклики «Ubi arcano Dei» (1922 г.) и «Quadragesimo anno» (1931 г.) не только отстаивали традиционные ценности брака, семьи, моральной чисто­ты, но и содержали идеи коренного переустройства общества на нача­лах солидаризма. В основу католической трактовки солидаризма были положены два базовых принципа: сословно-корпоративного устройства общества и субсидиарности. Корпоративизм рассматривался уже не только как общая идея социальной солидарности, но и в качестве прин­ципа реального общественного устройства, призванного преодолеть классовые противоречия и поставить в центр государственной жизни «реальные» интересы корпораций, сословий. В отличие от феодаль­ного сословного строя этот проект предполагал открытость сословной организации, экономическую (отраслевую) основу ее формирования. Принцип субсидиарности (от «subsidium» - помощь, защита) подра­зумевал сохранение индивидуальной ответственности человека за свое будущее при его праве рассчитывать на поддержку общества. Субси-диарность, в интерпретации Пия XI, представлялась как эффективный правовой принцип, позволяющий сохранить индивидуальную свободу и независимость личности, частную инициативу и заинтересованность при жестком упорядочении общественной организации, обеспечении социальной справедливости и морального возрождения. Идеи, адек­ватные социальному католицизму, также распространялись в немец­кой евангелической церкви, американском протестантизме, англикан­ской церкви. Особенно заметным явлением стал американский соци­альный евангелизм - идеологическое движение в протестантской церкви США, возникшее в «прогрессистскую эпоху» конца XIX - нача­ла XX в. В его основу легли идеи «социального спасения» - сочетание традиционной протестантской трактовки догмата о спасении, связан­ного с личной моральной ответственностью перед Богом, с понятием социальной ответственности человека и церкви. «Царство Божие вклю­чает всю социальную жизнь человека». Ведущим идеологом социаль­ного евангелизма являлся У. Раушенбуш.