Смекни!
smekni.com

Тенденции развития мировой декоративной керамики последней трети ХХ начала XXI вв (стр. 1 из 9)

На правах рукописи

Малолетков Валерий Александрович

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

МИРОВОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ КЕРАМИКИ

ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ – НАЧАЛА XXI ВВ.

Специальность 17 00 04 –

изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора искусствоведения

Москва 2010

Работа выполнена в Московской государственной

художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Крамаренко Людмила Георгиевна

доктор архитектуры, профессор

Ефимов Андрей Владимирович

доктор искусствоведения, профессор

Казакова Людмила Васильевна

Ведущая организация: Московский государственный

университет им. М.В.Ломоносова

Защита состоится «…..»………………2010 года в …. часов на заседании Диссертационного совета Д 212 152 01 при Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова по адресу: 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГХПА им. С.Г.Строганова.

Просим принять участие в защите диссертации и направить отзыв в 2-х экземплярах по указанному адресу.

Автореферат разослан «­­­­____» ­­____________ 2010 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

И.Е. Печенкин

Керамика занимает важное место в системе мирового декоративного искусства последней трети ХХ – начала XXI века. Этот период стал триумфом творческой личности и мастерства художников, он отмечен новаторством пластического и тектонического формообразования в керамике и экспериментами технического исполнения.

Начиная с середины истекшего столетия, декоративная керамика получила широчайшее распространение во всех странах, постепенно определились основные тенденции и направления ее развития. Наметилось сложение национальных школ, утвердились основные центры творческой деятельности художников, выделились лидирующие фигуры и яркие индивидуальности художников-керамистов.

Мастера керамики постоянно открывают богатейшие возможности эстетической выразительности этого материала, основанные на синтезе формы, цвета и пространства, осваивают новые темы и аспекты реальности, расширяют символическое значение декоративной формы.

Особые свойства обожженной глины позволяют создавать значительные крупномасштабные работы, вступающие в контекст с архитектурой и дизайном, участвовать в оформлении ландшафтной среды. Керамика является полем экспериментального творчества, в ней отражаются разные направления современного искусства, такие как поп-арт, гиперреализм, концептуализм, видео-арт, создание инсталляций и арт-объектов.

На международной арене отечественная керамика постепенно приобретает собственное творческое лицо и выделяется самобытностью, глубиной художественного содержания, профессионализмом в решении формальных задач и высоким гуманистическим настроем.

В последней трети ХХ – начале XXI вв. окончательно утвердился особый специфический вид искусства – декоративная керамика со своими пластическими и цветовыми приемами, с богатым арсеналом средств для проявления творческого потенциала художника.

Основные европейские школы керамики сформировались на протяжении ХХ века. Послевоенный период развития керамики (50–60-е гг.) был ознаменован новым отношением к материалу: стремлением великих художников (П.Пикассо, Ф.Леже,А.Матисс) выявить его архаическую рукотворность, пластические и монументальные качества. Становлению нового подхода к материалу способствовала активная деятельность Международной академии керамики (Женева), организовавшей выставки мировой керамики в гг. Остенде (50-е гг.) и Праге (1962).

Однако именно в 70–80-е годы сложился совершенно новый образный и конструктивный язык этого древнего материала, чрезвычайно расширилась его художественная палитра, углубилось смысловое содержание произведений. В этот период активно развивается искусство керамики в странах Западной Европы, работают такие выдающиеся мастера как Г.Копер, Л.Рай и Г.Хуго (Великобритания), У.Вьотти (Швеция), М.Орландини (Бельгия), М.Киперс (Нидерланды), К.Дзаули и Г.Мариани (Италия), А.Брессон и К.Виро (Франция) и другие.

Наряду с развитием новых тенденций формообразования в западно-европейских странах, в 80-е гг. сложилась уникальная керамика стран Восточной Европы (Венгрия, Чехословакия, Польша). Она обладала собственной стилистикой, хорошей школой, производственной базой и выдающимися мастерами. Это П.Рада, В.Шерак, И.Викова (Чехословакия), К.Кубинская, М.Кучинская (Польша), И.Шраммель, И.Полгар, К.Орбан (Венгрия).

Международная академия керамики (Женева) была организатором международных конкурсов керамики в Италии (Фаенца) и Франции (Валлорис), которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие декоративной керамики разных континентов. Эти конкурсы заметно повысили общий уровень мировой керамики. Они раскрыли национальную самобытность и высокое мастерство выдающихся художников: К.Карле (Аргентина), Х.Гонзалес (Куба), С.Эспинозы (Пуэрто-Рико), Р.Аутио, (США), Н.Шибаты, Е.Коичи (Япония), Бо Ченга (КНР), А.Декерф (Сенегал), Л. Дю Тойт, Т.Нтухваны (ЮАР), Г.Дейли (Австралия), и А.Датча (Новая Зеландия).

В нашей стране в начале 70-х гг. также наблюдается динамичное развитие декоративной керамики в Прибалтийских республиках, Москве и Ленинграде. Рождению в них самобытных школ керамики способствовала активная поддержка декоративного искусства со стороны государства, общественных организаций и успехи на мировой арене.

У истоков отечественной декоративной керамики последней трети ХХ века стояли выдающиеся художники и педагоги Б.Смирнов, В.Ватагин, П.Кожин, В.Васильковский, В.Марков, Х.Кума и др. Деятельность ведущих высших художественно-промышленных заведений Москвы, Ленинграда, Риги, Вильнюса, Таллина и Красноярска также способствовала развитию национальных школ керамики и ее достижениям на международной арене.

Произведения отечественных мастеров этого периода отличались глубиной, выразительностью художественного образа, гуманизмом, высоким уровнем мастерства, романтической чувственностью и философским отношением к миру.

Новые тенденции в керамике XXI века за рубежом определяли крупные выставки «Искусство керамики» (Лондон) и «Talente» (Мюнхен). В России – это арт-проекты керамистов С.-Петербурга и Москвы (2002–2010 гг.), крупные республиканские выставки «Самое близкое искусство» (2007 г.), «Отечество» (2008) и персональные выставки ведущих мастеров страны. В России и на Западе также появились совершенно новые формы самовыражения художников (арт-объекты, видео-технологии), которые значительно изменили художественный язык мировой керамики.

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что впервые декоративная керамика мира рубежа ХХ–XXI вв. исследуется как самостоятельный вид современного искусства, обладающий общими средствами художественной выразительности, национальным характером и стремлением к обновлению языка древнего материала. Актуальность работы определяется широтой охвата исследуемого материала, включающего произведения мировой керамики, созданные на протяжении четырех десятилетий, которые до сих пор не подвергались аналитическому обобщению. Также актуальна проводимая в исследовании систематизация позитивных изменений, которые декоративная керамика внесла в развитие мировой культуры и в новые представления об организации пространственной среды обитания современного человека. В исследовании впервые выявлена значительная роль, которую сыграла в развитии мирового искусства отечественная декоративная керамика исследуемого периода.

В теории декоративного искусства отсутствуют исследования, в которых был проведен анализ новых технологий и процессов эволюции формообразования мировой керамики начала XXI века. В связи с этим проанализировано творчество ведущих художников мира в контексте развития разных школ керамики, либо как самодостаточное явление. С этой целью проведен всесторонний анализ развития различных направлений и жанров в современной керамике, специфики материалов при создании различных художественных произведений.

Актуальность исследования заключается и в том, что основное внимание уделено новым проблемам формообразования и новейшим технологиям, которые до этого рассматривались эпизодически, без глубоких знаний керамических материалов и технологий «изнутри». Только выявление общего высокого уровня современной керамики, ее различных направлений и жанров может способствовать созданию объективной панорамы развития мирового искусства последней трети ХХ – начала XXI вв.

Степень изученности проблемы. Безусловного уважения заслуживают научные труды А.Б.Салтыкова, Н.В.Воронова, М.А.Некрасовой, К.А.Макарова, Л.Г.Крамаренко, Н.С.Степанян, Л.В.Андреевой, Л.В.Казаковой, М.Изотовой, посвященные анализу становления отечественной керамики. Но при этом отсутствовали публикации, посвященные творчеству ведущих художников мира, новым тенденциям в зарубежной керамике, многообразию компонентов творчества, что препятствовало поиску общих закономерностей развития мировой керамики.

В этой связи особое значение имела деятельность Союза художников СССР по организации работы творческих групп по керамике в Доме творчества Залькална (Дзинтари), способствовавших успешным выступлениям отечественных мастеров на крупнейших международных конкурсах керамики в Италии, Франции и Польше.

Важную роль в процессе развития мировой керамики сыграли труды Б.Лича (Великобритания), А.Латино (Италия), Д.Родеса, Ф.Роджерса, Ю.Шварц, Е.Левин, Г.Кларка (США), Д.Паское (Австралия), А.Лажуа, Ф.Лоусона (Франция), А.Сузуки (Япония), журналы «Neue keramik» (ФРГ), «Ceramic Review» (Великобритания), «La revue de la ceramigue et du verre», «La ceramica moderne» (Франция), «American ceramics» (США), каталоги международных конкурсов и симпозиумов керамики в Фаенца (Италия), Валлорисе (Франция), Сопоте (Польша), Загребе (СФРЮ), Вильнюсе (Литва), Бехине (Чехословакия), Каниже (Югославия) и Шиклоше (Венгрия).