Смекни!
smekni.com

Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии (стр. 123 из 168)

258


цесс со следующей монетой. Если нумизмат находит монету достаточно редкой, он испытывает волнение, разглядывает ее через увеличительное стекло, а за­тем завершает паттерн действия, прмещая монету в специальный ящик.

Согласно системе, за исключением рефлекторных действий, все реакции состоят, как минимум, из трех фаз: (а) направления внимания на стимул или его актуализации, (б) восприятия и (в) финального или завершающего действия5. Мы замечаем главным об­разом завершающее действие, но ему должны пред­шествовать первые два. Совокупность всех индиви­дуальных фаз действия равнозначна личности или, иначе говоря, поведенческим свойствам / атрибутам индивидуума (behavior properties or attributes of the individual), которые в различных комбинациях инте­ракций составляют его знания, способности, навыки, привычки и другие атрибуты. Личность является продуктом интеракциональной истории.

Внимание и восприятие. Такие фазы действия, как направление внимания (attending) и восприятие (perceiving), заслуживают более углубленного рас­смотрения. Пока мы не направили внимание на ка­кой-то один стимул из любого множества других воз­можных стимулов, мы не можем на него прореагиро^ вать. Но как только потенциальный стимульный объект стал актуальным стимульным объектом, мы распознаем или воспринимаем то, что он функцио­нально значит для нас, а затем можем завершить ре­акцию на него. Если звонит телефон, (а) я направляю внимание на него (и перестаю обращать внимание на то, с чем я взаимодействовал в данный момент), (б) я понимаю (воспринимаю), что это телефонный зво­нок и что кто-то хочет поговорить со мной, и (в) я завершаю интеракцию, поднимая трубку и произно­ся «алло». Аналогичным образом, когда звонящий (а) актуализирует как стимул мое «алло», (б) пони­мает — возможно, — что это мой голос, и (в) завер-

шает интеракцию, называя себя, у меня появляется новый стимул для актуализации, и т. д.

Внимание приводит организм и определенный объект в состояние интеракции. На то, как человек актуализирует любой данный стимул, влияет множе­ство переменных. Со стороны стимульного объекта это может быть такое условие, как размер (например, газетные заголовки), движение, цвет, повторение (рекламная песенка) и др.; со стороны реакции или организма — непосредственный интерес (необходи­мость найти помещение для отдыха), личность (сим­патии, антипатии, привычки, знания и т. д.) и инди­видуальные состояния (беспокойство, депрессия, волнение, поглощенность работой, здоровье и т. д.). Условия стимула и организма могут сочетаться. На­пример, любителей компьютеров, которые видят на выставке новые компьютеры, стимулируют новые модели с большими возможностями, и в то же время они восприимчивы к этим стимульным объектам из-за своей организации личности, связанной с их зна­ниями и интересом к компьютерам. Они актуализи­руют стимульные объекты (компьютеры), тогда как другие люди могут этого не сделать.

Хотя все действия фактически неразделимы и це­лостны, каждая фаза паттерна действия выступает как «конфигурация поведения, способ, каким орга­низм распределяет (distributes) себя относительно пространства, в котором локализованы как он, так и объекты его интеракции» (Kantor & Smith, 1975, p. 54).

Теперь мы можем рассмотреть более подробно при­мер с профессором Окаменеловой (см. выше), кото­рая обнаружила фрагмент ископаемого человека. Ис­ходя из своих интересов в данный момент и своих по­веденческих характеристик, в настоящую минуту она направила свое внимание на этот конкретный сти­мульный объект, а не на другие неодушевленные объекты ландшафта. Малозаметные цветовые отли­чия от окружающих камней и его конфигурация мо-

5 Иногда акты восприятия и завершения оказываются объединенными, например, когда человек оценивает красоту симфонии, яркую окраску птицы или ветвистые рога оленя.

259

гли стать для нее характерными особенностями объек­та. Направив свое внимание на объект, она поняла, что это, вероятно, часть черепа ископаемого существа, воз­можно гоминида, и завершила интеракцию, нагнув­шись и подняв объект. Могли иметь место также до­полнительные паттерны действия — например, во­прос, не может ли это быть фрагмент животного, а не гоминида; надежда, что он не раскрошится на более мелкие куски; вопрос, не может ли оказаться рядом других кусков, и возбуждение по поводу возможнос­тей, которые таит в себе фрагмент. За этим сегментом поведения последуют другие, в которых она направит внимание на различные компоненты ископаемого ос­татка как на объекты / функции стимула и прореаги­рует своей предположительной идентификацией Australopithecus afarensis.

Описание действий профессора Окаменеловой, согласно традиционным принципам психологии, бу­дет следующим: у нее имеется внутренний фильтр, который отбирает то, на что она направляет внима­ние. Световые волны, отражающиеся от ископаемо­го объекта, но не сам объект, служат в качестве сти­мулов, которые побуждают нейроны передавать «со­общения» в ее головной мозг, где они становятся «ощущениями». Другой невидимый процесс объеди­няет эти ощущения во внутреннее восприятие, кото­рое ее мозг затем интерпретирует как означающее ископаемые останки гоминида. Следовательно, объект, который воспринимает профессор Окамене-лова, создан ее разумом или мозгом. Говорят, что это представление или образ внутри ее головы и что он лишен определенного объективного существования. Согласно же интербихевиористу, профессор Окаме-нелова произвела интеракцию с останками, посред­ником которых был свет. Свет не тождественен сти-мульному объекту, и при этом не постулируется ни­каких фильтров, ощущений, представлений или процессов преобразования. Смысл объекта не выте­кает из «ментального процесса», а состоит из теку­щих интеракций профессора, которые, в свою оче­редь, взаимозависимы с ее прошлой интеракциональ-ной историей. Все событие это поле наблюдаемых интеракций, которые можно конкретно идентифици­ровать (принцип специфичности), а не ненаблюдае­мое биологическое преобразование в голове.

Такая фаза действия, как восприятие, утверждает система, обеспечивает некоторую степень независи­мости от объекта. В случае рефлекторной реакции на горячий объект реакцией является отдергивание руки. Эта реакция полностью зависима от собствен­ного свойства объекта. Но в случае большинства объектов, согласно интербихевиоризму, восприятие проявляется как фаза интеракции, в которой любое множество возможных завершающих действий мо­жет следовать в качестве финальной фазы этой ин­теракции. В случае альпиниста, который встречает на своем пути гигантский валун, финальной или завер­шающей фазой интеракции может быть созерцание величия камня, сочинение истории о том, как неко-

гда он был громадным медведем, суждение о его весе, замечание о его структуре и вероятном происхожде­нии, попытка залезть на него или, при сильном вет­ре, использование его в качестве укрытия. Как пока­зывает этот пример, за восприятием могут следовать либо скрытые (или имплицитные) завершающие действия (созерцание, суждение), либо явные завер­шающие действия (залезание, сочинение истории, использование его в качестве заслона от ветра). Час­то мы воспринимает более одного смысла: валун мо­жет быть величественным, но являться препятстви­ем на пути в гору. Возможно также восприятие бо­лее одного последующего действия, например, можно залезть на валун, обойти его или повернуть назад.

Произвольные интеракции. После того как альпи­нист воспринимает более одного возможного спосо­ба преодоления препятствия в виде валуна, выбор, который он делает, является произвольным поведе­нием. Согласно интербихевиоризму, основополагаю­щими для выбора являются два или более подобных восприятия — восприятие наличия выбора между действием или воздержанием от него. В подобном выборе зачастую важную роль играет речь (language); но атрибуты личности индивидуума, та­кие как знание, предпочтения, навыки, суждение и т. д., имеют еще больший вес, утверждает интербихеви-орист. Сеттинги также имеют значение. Студент мо­жет предпочесть сделать пометку в библиотечной книге тайком, но не в присутствии библиотекаря. Выбор также «направляется последствиями или ока­зывается под их влиянием» (Kantor, 1926, р. 313); но поскольку последствия часто бывают не ясны, пока действие не завершено, человек должен прореагиро­вать на последствия скрыто посредством замещаю­щей стимуляции.

В интербихевиоральной системе не возникает кон­фликта «свободная воля против детерминизма». Интербихевиорист настаивает, что выбор, так же как любая другая психологическая интеракция, не явля­ется следствием такой абстракции, как свободная воля или детерминизм, а содержится в поле событий. Поле также включает в себя причинность. Они не отличаются друг от друга. В этой системе, чтобы объяснить событие выбора, мы должны описать вос­приятие выбора, сеттинг, в котором выбор имеет ме­сто, а также интеракциональную историю и резуль­тирующие атрибуты личности. Взвешивание или рассмотрение выбора может также быть фазой интеракции. Например, студенту может понадобить­ся сделать выбор, записаться ли ему на продвинутый курс, который будет полезен для его карьеры, или же пойти на более легкий, но менее содержательный курс. Студент рассматривает свои способности и прошлый опыт учебы на подобных курсах, свои ака­демические привычки, время, доступное для изуче­ния оцениваемого курса в дополнение к другим кур­сам, рекомендации учебного консультанта, возмож­ные последствия для карьеры и схожие вопросы