Смекни!
smekni.com

Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии (стр. 52 из 168)

сом, Хиггинсом и Бикелом (Morris, Higgins & Bickel, 1982), которые отмечают, что подобные заявления нарушают закон эквифинальности. Это означает, что любое число различных условий может произвести один и тот же результат. В логике нарушение этого закона известно как ошибка «утверждения консек-вента» («affirming the consequent»). Иными словами, в индуктивной логике (в отличие от дедуктивной ло­гики, присутствующей в силлогизмах и математике) мы никогда не можем утверждать с абсолютной уве­ренностью, то что только А является причиной Б, но лишь то, что такая вероятность увеличивается по мере того, как отпадают другие условия и возможно­сти. Мы можем описывать изменения в поведении человека и заключить, что человек обладает способ­ностью изменять свое поведение, не нарушая закона эквифинальности, но такое утверждение не являет­ся объяснением или указанием на причинность. Как только мы заключаем, что когнитивное событие А должно производить наблюдение Б, мы отступаем от закона эквифинальности и делаем неоправданные выводы. Это является нарушением логики, посколь­ку не существует свидетельств того, что А должно производить Б. Наблюдая поведение индивида и де­лая вывод о наличии у него способности к данному типу поведения, мы не можем, однако, сделать вывод о наличии когнитивной обработки, психических сил или другой контролирующей силы. Все ученые ис­пользуют объективные выводы (умозаключения), но они ограничиваются

«...функциональными отношениями между по­ведением и средой, тогда как объективные выво­ды когнитивной науки касаются процессов, пред­положительно происходящих на другом уровне анализа... В рамках правильно организованной [науки] неправомерные выводы легко обнаружи­ваются и отбрасываются, так как они касаются от­ношений поведение—среда, поддающихся объективному анализу. Ошибки в выводах, каса­ющихся теоретических когнитивных процессов, однако, практически невозможно обнаружить вследствие эфемерного и ненаблюдаемого ха­рактера этих процессов...» (Morris, Higgins & Bickel, p. 114-115).

Теория и методология

По мнению Гергена (Gergen, 1994), тот факт, что когнитивная психология основывается на филосо­фии немецкого рационализма (врожденные психи­ческие структуры организуют внешние сигналы, ис­ходящие от мира), требует наличия лежащей в ее ос­нове рационалистической теории, однако она вовсе не имеет метатеории (теории теории). Рационалис­тическая теория могла бы охарактеризовать людей как осуществляющих «поиск информации и форми­рование понятий» (р. 26), тогда как когнитивизм

112

предлагает лишь компьютерные аналогии. Далее, за­мечает Герген, когнитивизм должен иметь рациона­листическую методологию, но не имеет ее. Поэтому он заимствует методологию бихевиоризма (экспери­менты на испытуемых, контрольные группы, зависи­мые и независимые переменные, проверка гипотез, квантификация), которая основана на философии английского эмпиризма. Этот факт неизбежно при­водит когнитивизм к противоречиям. Представление о том, что индивид использует врожденные когни­тивные механизмы для структурирования информа­ции, исходящей от мира, означает, что он не может претендовать на точное знание о внешнем мире, по­скольку его репрезентации определяются характе­ром когнитивной системы. Следовательно, ученый не может считаться носителем знания о какой-либо ча­сти мира, включая когнитивную систему. Далее, лю­бые попытки устранить когнитивное смещение будут сведены на нет в силу тенденциозности когнитивных схем, требующихся для обработки информации. Ис­пытуемые, участвующие в экспериментах, также яв­ляются заложниками своих ментальных схем, что делает их неспособными удовлетворять критериям рациональной методологии. Короче говоря, Герген утверждает, что когнитивная психология не основа­на на философии науки, оправдывающей когнитив­ную метатеорию; а поскольку методология эмпириз­ма, которую она использует, не согласуется с ее тео­ретическими притязаниями, данная методология не может использоваться как подтверждающая их4.

Критика и контркритика

Вера и Саймон (Vera & Simon, 1993) утверждают, что обращение к средовому контексту (в особенности, как он трактуется в работах Гибсона) не является не­обходимым, поскольку среда и функциональные значе­ния объектов репрезентируются в голове. Уэллс (Wells, 1996) возражает, указывая на то, что собственное при­знание когнитивистами того, что «внешние реальные жизненные ситуации слишком сложны и многоплано-вы, чтобы быть полно и точно отраженными машинны­ми внутренними моделями этих ситуаций» (Vera & Simon, 1993, p. 46), противоречит отстаиваемым ими же претензиям, согласно которым символические репре-зентационные системы универсальны и способны ре­презентировать любую ситуацию во внешнем мире. Уэллс утверждает, что вопреки заявлениям Веры и Саймона, «теория ситуативности» («situativity theory») не может рассматриваться как входящая в со­став когнитивизма; они представляют собой конкури­рующие подходы. Находятся критики критиков когни­тивизма (Baars & McGovern, 1994), упрекающие по­следних в том, что они не приводят (в книге, которую анализируют авторы) свидетельств, альтернативных

когнитивизму. Однако Марр (Магг, 1988) утверждает, что исследования не могут установить истинность од­ной либо другой системы: она может быть установлена только в результате логического анализа рассматрива­емых вопросов.

В работе Кранца (Krantz, 1969), посвященной изу­чению более ранних психологических систем, также затрагивается вопрос о теоретических основаниях научных разногласий. Автор находит, что сравнение экспериментальных результатов, полученных струк­туралистами (Титченер) и функционалистами (Бол­дуин) в конце XIX в., неправомерно в силу совершен­но различного контекста, в котором формулирова­лись утверждения спорящих сторон. Возможно, формулировка постулатов, на которых основывают­ся различные психологические системы, сделает при­чину их разногласий более ясной.

ВЫВОДЫ

Когнитивизм однозначно возвратил когнитивное поведение в ведение психологии после того, как эта разновидность поведения была проигнорирована ря­дом школ бихевиоризма (хотя и рассматривалась некоторыми другими, менее известными системами). Вследствие этого факта когнитивное поведение прак­тически наверняка останется важной частью психо­логии. Когнитивизм также способствовал тому, что конструкты компьютерной обработки информации и ментальных репрезентаций прочно утвердились в психологии и других науках. Возможно, что в буду­щем, в значительной степени вследствие этой инсти-туциализации, данный подход сохранит господству­ющее положение в психологии, оставляя лишь огра­ниченное место другим подходам, как это происходит сейчас. Если учесть, что студенты психологических факультетов, прошедшие подготовку в духе когнити­визма, продолжают работать в этом направлении, что как специализированные, так и общенаучные журна­лы поддерживают когнитивную «парадигму» (пользуясь термином Куна [Kuhn, 1970]), что члены комиссий, рассматривающих вопросы о предоставле­нии грантов, и комитетов, решающих вопросы о при­суждении ученых степеней, в большинстве случаев придерживаются когнитивистской ориентации и что карьера большинства крупных ученых связана с этой системой, мы не можем ожидать, что перемены мо­гут произойти легко, так как другим психологичес­ким системам трудно конкурировать с когнитивиз-мом. Мы также не можем сказать, что когнитивизм представляет собой кумулятивную систему знаний, развитие которой в конечном итоге приведет к сме-

4 Хотя Герген в равной степени критикует и бихевиоризм, он находит, что последний характеризуется наличием связ­ной метатеории и последовательной методологии, основанных на эмпиризме.

113

не парадигмы, как, согласно точке зрения Куна, это происходит в физике.

И все же несмотря на то, что некоторое время на­зад в американской психологии доминировал мето­дологический бихевиоризм, он был оттеснен или ас­симилирован когнитивизмом, перенявшим многие его отличительные особенности (хотя анализ поведе­ния занимает те же позиции, что и несколько деся­тилетий назад). Существует также другая возмож­ность того, что многочисленные критики, не разде­ляющие данный подход, и немногочисленные критики, выступающие от имени самого когнитивиз-ма, смогут сформировать серьезную конкурирую­щую с ним контрсилу, подчеркивающую, что когни-ции представляют собой события, заключающиеся во взаимодействии взаимозависимых организма и сре­ды, что большое значение имеет история организма и что индивидуум является адаптирующимся орга­низмом, а не компьютерным мозгом. В рамках тако­го подхода может быть предпринята попытка органи­зации исследований, в которых будут приниматься во внимание сложные взаимозависимости, а не толь­ко экспериментальная проверка простейших элемен­тов. Вероятно, на первый план при этом выйдут сис­темы, тем или иным образом сочетающие ориента-

цию на сложные взаимозависимости и сохранение конструктов мозга как информационного процессо­ра, например, коннекционистская система.

На сегодняшний день, однако, когнитивизм и его многочисленные разновидности прочно укоренились в официальной научной традиции, которая укрепля­ет и подпитывает его. Голоса критиков имеют лишь незначительный резонанс. Было бы интересно стать свидетелем поединка между Голиафом и многими маленькими Давидами, который ждет нас в будущем. Однако следует отметить, что Голиаф представляет собой скорее множественную личность, чем единое существо. Его составляют весьма многочисленные и разнообразные компоненты и полемизирующие точ­ки зрения. Основное сражение, возможно, развернет­ся как раз между этими конкурирующими друг с дру­гом личностями, часть из которых полностью оста­ется во власти ортодоксальных компьютерных аналогий, тогда как другие в процессе своего разви­тия отходят от традиционных конструктов и прибли­жаются к рассмотрению взаимодействия организма и среды. Возможно, последние являются лишь откло­нением от основного русла, и традиционалисты одер­жат верх. Хочется надеяться, что это сражение будет объединяющим.