Смекни!
smekni.com

Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии (стр. 84 из 168)

4. Окружающая среда есть единственная причина всякого поведения.

Постулаты (допущения, относящиеся к предме­ту изучения):

1. Среда определяет поведение через отбор по по­следствиям.

2. Поведение детерминированно и закономерно.

3. Поведение потенциально сводимо к биологии и, в конечном счете, к химии и физике.

4. Поведение нельзя сводить к биологии.

5. Личные (скрытые) и публичные (открытые) со­бытия обладают однородными физическими измере­ниями.

6. Внешние (публичные) события, в отличие от внутренних (личных) событий, последовательно (не­противоречиво) подкрепляются.

7. Поведенческие изменения, вызываемые услови­ями подкрепления, имеют биологическую природу.

8. Методология функционального анализа соотно­сит средовые независимые переменные с поведенчес­кими зависимыми переменными.

9. Поведение можно разделить на два основных функциональных класса: респондентное и оперантное.

10. Оперантное поведение может контролировать­ся предшествующими стимулами.

11. Оперантное поведение может быть наиболее адекватно описано с помощью следующих трех тер­минов: сигнальный или дифференцировочный сти-

177

мул, оперантная реакция, подкрепляющий стимул; и наиболее адекватно понято как функциональные от­ношения между ними.

Большинство данных положений с очевидностью вытекает из предшествующего изложения, однако нуждается в эксплицитной формулировке. Наличие постулатов, с очевидностью не согласующихся меж­ду собой, делает такую экспликацию особо важной. Эксплицитное изложение постулатов также важно при сравнении фундаментальных проявлений, сход­ства и различий между любыми двумя системами, поскольку разногласия между ними часто касаются вопросов, не затрагивающих фундаментальные пред­посылки, лежащие в основе обеих различающихся позиций.

Метапостулат 1, вероятно, является утверждени­ем, под которым подпишутся лишь немногие пред­ставители других систем. Многих психологов инте­ресуют не предсказание и контроль, а такие разнооб­разные цели, как количественное, словесное или схематическое описание событий; подтверждение или опровержение гипотез; индивидуальные или субъективные смыслы событий и / или статистичес­кие сравнения, подобные проводимым в опросных исследованиях. Тем не менее предсказание и конт­роль остаются полноправными, пусть и не един­ственными, целями психологии.

СФЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

Принципы. Прикладной анализ поведения сталки­вается с большим количеством проблем, чем экспе­риментальный анализ поведения. Специалист по анализу поведения может выбрать реакцию, которую удобно регистрировать и анализировать, такую как клевание диска или нажатие на рычаг, однако усло­вия, определяющие поведение в прикладных сферах, часто являются социальными по своей природе и с трудом поддаются контролю, а реакции оказывается труднее измерить (Krapfl, 1977).

Несмотря на эти и другие проблемы, прикладной анализ поведения явился наиболее эффективным средством контроля поведения, предложенным пси­хологией; при этом его эффективность также подда­ется надежной количественной оценке, на что могут претендовать лишь немногие другие подходы. Для обеспечения измерения эффективности нужно толь­ко измерить фоновый уровень реагирования до вве­дения оперантных процедур, чтобы его можно было сравнить с уровнем реагировании при подкреплении. Прикладные методы анализа поведения являются одновременно методами исследования, а методы ис­следования (управление условиями или подкрепле­нием) — методами решения прикладных задач

(Willems, 1977). «Тесная координация между моде­лью воздействия (treatment model) и исследователь­ским процессом придает анализу поведения завид­ную долю эксплицитности, строгости и точности» (Willems, p. 9).

Принципиальным достижением оперантного на­учения является возможность разбить деятельность на такие мелкие элементы, которые поддаются на­блюдению, регистрации и контролю. Если мы хотим помочь человеку с тяжелой формой умственной отсталости научиться самостоятельно принимать пищу, мы можем выделить необходимые для этого сигнальные (дифференцировочные) стимулы, серию подлежащих отбору реакций, а также набор подкреп­лений и начать процесс. В результате серии последо­вательных приближений принятие пищи этим чело­веком приблизится к нормальному самостоятельно­му питанию. Прикладному анализу поведения удалось достичь успеха в тех областях, где любые другие подходы оказываются бессильными. Его практическое внедрение требует наличия подготов­ленного наблюдателя, который бы регистрировал адекватные реакции, и опытного помощника, обеспе­чивающего условия подкрепления.

Ракеты, управляемые голубями. Один из наиболее впечатляющих примеров оперантного обусловлива­ния может послужить яркой иллюстрацией к харак­теристике, данной Виллемсом (Willems). Он связан с военным проектом, в рамках которого голубей обу­чали клевать на экране изображение цели, в то вре­мя как ракета, в которой находился голубь, прибли­жалась к данной цели (Skinner, 1960). К клюву пти­цы прикреплялся металлический наконечник, который при клевании замыкал электрические кон­такты, тем самым направляя ракету к цели. Голуби должны были клевать постоянно (consistently) и в достаточно высоком темпе, так чтобы ракета поддер­живала заданный курс, а также должны были отли­чать цель от изображений других объектов. Голубей удавалось обучить делать это с высокой степенью надежности. Однако на практике голубей так нико­гда и не использовали для направления полета ракет; были разработаны электронные системы наведения, так что технология с использованием голубей была списана как устаревшая. Для них это было только к лучшему, поскольку обратного маршрута их путеше­ствие не предполагало.

Психоанализ. Многие люди, представляющие раз­личные профессиональные области, которые никогда не приняли бы точку зрения, что анализ поведения охватывает всю сферу психологии, тем не менее спо­собствовали успешному применению его методов на практике. Можно привести пример, когда автор присутствовал на собрании, на котором члены колле­гии — преимущественно философы — дали резко не­гативную оценку бихевиоризма. Представитель аудитории, назвавший себя психоаналитиком, высту­пил в защиту анализа поведения. На первый взгляд должно казаться весьма маловероятным, что психо-

178

анализ может выступить в качестве союзника бихе­виоризма, однако в действительности современный психоанализ все более активно использует техники модификации поведения в сочетании с собственны­ми психотерапевтическими процедурами. Этот чело­век заявил, что в его практике были случаи, когда он не мог контролировать или изменить определенные формы поведения с помощью традиционных психо­аналитических приемов. Он нашел целесообразным использование оперантного обусловливания в до­полнение к психоанализу с целью обеспечить более эффективную терапию для своих пациентов.

Обучающие машины. Инновации — еще один важ­ный пример использования анализа поведения для решения реальных жизненных задач. В 1920-х годах Сидни Пресси (Sidney Pressey) разработал первую настоящую обучающую машину, которая, однако, не предлагала обучающемуся новой информации. Вме­сто этого ученик должен был выучить материал, прежде чем использовать машину (Ludy, 1988). Это была скорее тестирующая, чем обучающая машина. Скиннер ввел в ее функционирование предъявление новой информации в форме предложений, требую­щих завершения. Информация подавалась такими мелкими порциями, что реакции на нее почти всегда были правильными, а правильные ответы служили подкреплением для обучающегося. Подкрепление следовало немедленно вслед за реакцией. Скиннер предпочел данную систему использованной Пресси схеме множественных выборов (multiple choices), содержащей ряд вводящих в заблуждение неверных вариантов ответов и один правильный ответ. Скин­нер назвал свою систему «программированным обу­чением». При такой системе каждый ученик может работать в собственном темпе и не подвергается рис­ку ошибиться или предстать в неприглядном свете. Педагог обеспечивает ученику регулярную обратную связь и может вносить изменения в процесс. Данный метод оказался наиболее эффективным для простых учебных задач. Другие исследователи разработали программы, включающие разветвления (branching), когда ученик может выбрать любое направление раз­вития изучаемой темы, какое захочет. В этом случае используется несколько иная форма подкрепления.

Метод программированного обучения встретил значительное сопротивление; при этом его критика была в основном неоправданной или основывалась на непроверенных обвинениях, касающихся его отри­цательных характеристик. Метод начал выходить из употребления после 1962 года (Ludy, 1988). Рэй (Ray, 1995) разработал компьютеризированную програм­му обучения оперантному обусловливанию, в кото­рой темп обучения и уровень развития навыков мо­жет быть адаптирован к каждому конкретному сту­денту. Ему удалось преодолеть некоторые или даже большинство недостатков, служивших объектом кри­тики предыдущих программ.

Обусловливание в сообществах. Одной из наибо­лее известных книг Скиннера является его роман

«Уолден два» (Skinner, 1948), название которого пе­рекликается с «Уолденом» Генри Дэвида Торо и его жизненным экспериментом. В этой книге Скиннер рисует утопическое общество, построенное на прин­ципах положительного подкрепления и полностью отказавшееся от наказаний, в котором для всех чле­нов созданы благоприятные условия жизни. Было предпринято несколько попыток формирования со­обществ, основанных на предписаниях Скиннера, однако наиболее близкой к описанным в его рома­не принципам являлась община, основанная в Лос-Горконес на севере Мексики. Члены этой общины попытались создать общество, построенное на прин­ципах сотрудничества, равенства и обобществления собственности, и сформировать правительство, при­нимающее решения на основе консенсуса, в дости­жении которого участвовало практически все взрос­лое население (Los Horcones, 1989). Они считали себя исследователями в области поведенческих наук, что проявлялось в том, что они регулярно со­бирали и публиковали материалы о собственном поведении и обзоры поведенческих принципов. Со­гласно сообщению в газетной статье (Rother, 1989), Скиннер был весьма доволен результатами, особен­но приятное впечатление произвел на него общи­тельный и доброжелательный характер детей, а так­же научный характер начинания.