Смекни!
smekni.com

Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии (стр. 92 из 168)

Схемы или механизмы управления

Поведенческий сеттинг содержит человеческие компоненты, неодушевленные компоненты (non-human), и «схемы управления», или «управляющие механизмы». Термин «схема» («circuit») относится к контурам (или петлям) взаимообмена или обратной

193

связи между компонентами (в противоположность линейной причинно-следственной цепи). Стабиль­ность сеттингов с их отношениями поведение—сре­да требует функционирования четырех типов схем: целевых, программных, противодействующих откло­нениям и запрещающих.

Целевые схемы. Каждый поведенческий сеттинг существует ради какой-либо цели: отдыха, производ­ства продукции, продажи товаров, приобретения зна­ний и т. д. Такая цель или назначение сеттинга и есть то, что называют целевой схемой (goal circuit) поведен­ческого сеттинга. Целевые схемы — это процедуры для достижения целей, удовлетворяющие участников («обитателей», как их называл Баркер) сеттинга. Уча­стники должны осознавать (perceive) цели сеттинга и ведущие к ним пути. Если некоторые участники по­кидают сеттинг, другие занимают их место и получа­ют инструкции, необходимые для выполнения соот­ветствующей роли. Участники активно пытаются под­держивать функционирование сеттинга, поскольку его назначение (или цель) в том, чтобы удовлетворять их. Если сеттинг их не удовлетворяет, они не будут стремиться поддерживать его, и он прекратит свое су­ществование. Люди связаны со своими сеттингами через посредство стремления к достижению целей и удовлетворения, которое оно (достижение) приносит.

Программные схемы. Люди также связаны со сво­ими сеттингами через посредство программных схем (program circuit). Программы — это спецификации форм поведения, которые реализуют участники сет­тинга, такие как правила игры, способы производства на заводе и процедуры проведения совещания. Один или более участников должны быть знакомы с про­граммой и контролировать последовательность со­бытий в сеттинге.

Противодействующие отклонениям схемы. Та­кие схемы появляются, когда участники осознают, что некое лицо или условие препятствует реализа­ции программы сеттинга и предпринимают действия по исправлению ситуации. Эти действия могут вклю­чать убеждение того или иного лица вести себя ина­че или более эффективно («Если ты не поторопишь­ся, мы не успеем выполнить работу в срок»). В при­веденном ранее примере объяснение посетителю кафе, что заказ нужно сделать у прилавка, также яв­ляется противодействием отклонению (deviation countering). Исправление каких-либо нарушений в физическом окружении также относится к данной категории управляющих схем. Докладчику с тихим голосом может потребоваться микрофон; в учебном классе могут потребоваться дополнительные стулья; двигатель, приводящий в движение важное оборудо­вание в заводском цехе, нуждается в замене; на про­изводстве требуется заменить сотрудника, не вышед­шего на работу вследствие болезни.

Запрещающие схемы. В тех случаях, когда про­тиводействующих отклонению схем оказывается не­достаточно для того, чтобы привести поведение в со­ответствие с потребностями сеттинга и его целями,

вступают в силу запрещающие схемы (vetoing circuits). Руководитель увольняет сотрудника, кото­рый работает недостаточно активно или профессио­нально; лидер ансамбля просит уйти музыканта, ко­торый злоупотребляет наркотиками; преподаватель выставляет шумного и мешающего занятиям учени­ка из класса. Неодушевленные компоненты сеттин­га также подлежат воздействию управляющего меха­низма наложения вето (запрета): новое осветитель­ное оборудование для театральной постановки производит нежелательный эффект; громкая музы­ка во время собрания мешает общению; машина для выдачи книг из библиотеки оказывается еще более неудобной в работе, чем традиционный метод.

Взаимодействие управляющих схем в процессе достижения целей. Управляющие схемы изменяют компоненты сеттинга в соответствии с ожиданиями, что позволяет соблюдать выполнение программы или плана. Если одна схема управления не в состоя­нии побудить участника или другой компонент должным образом способствовать достижению цели поведенческого сеттинга, участники активизируют другую схему. Компоненты и схемы действуют по принципу гомеостатического механизма, чтобы под­держивать функционирование всего сеттинга пред­писанным и предсказуемым образом. Рабочий на литейном заводе, который слишком медленно разли­вает расплавленную сталь в формы, будет вынужден работать быстрее благодаря другому рабочему, кото­рый приближается к нему с огромным ведром, что­бы вновь наполнить черпаки для заполнения форм. Того, кто работает слишком быстро, будет удержи­вать в нужном темпе скорость, с которой ему пода­ются формы, движущиеся по конвейерной ленте. От неправильно заполненных форм подается обратная связь литейщикам, что приводит к коррекции (про­тиводействующие отклонению схемы). Действия ра­бочих, физическое окружение и регулирующие схе­мы функционируют совместно, порождая предсказу­емую программу, которая отвечает цели.

Саморегулирование. Баркер (Barker, 1963b) утверждает, что поведенческий сеттинг существует не в поведении или в физическом окружении, а в «схематике (circuitry), связывающей поведенческие сеттинги, их обитателей и другие компоненты пове­денческого сеттинга» (р. 171). Эта схематика обеспе­чивает саморегулирование сеттинга.

«Поведенческие сеттинги представляют собой саморегулирующиеся активные системы. Они на­вязывают свою программу действий находящим­ся в них лицам и объектам. Необходимые для функционирования лица и материалы вовлекают­ся в сеттинг, а мешающие компоненты модифи­цируются или удаляются из него. Поведенческие сеттинги можно рассматривать как живые систе­мы, стремящиеся оставаться живыми и здоровы­ми, даже ценой своих отдельных компонентов» (Wicker, 1979b, p. 12).

194

Дополнительные факторы. Можно идентифици­ровать и другие механизмы или схемы (Stokols & Shumaker, 1981). Для того чтобы принимать новых людей вместо наложения вето на их вступление, пе­реукомплектованные людьми сеттинги расширяют­ся. Они также могут ограничить приток новых лю­дей, вместо того чтобы принимать людей, которых им придется исключать. Сеттинги различаются по тому, как часто они воспроизводятся, а также по своей про­должительности. Учебные занятия и рабочие смены на заводе имеют строго определенную продолжи­тельность. И те и другие существуют в установлен­ное время и регулярно возобновляют свою работу в соответствии с графиком, однако учебные занятия заканчиваются в конце семестра, тогда как работа на заводе продолжается в течение неограниченного пе­риода времени. Вечеринка по случаю дня рождения может иметь конкретно обозначенное начало, весь­ма размытое окончание и не иметь вероятного про­должения. Некоторые сеттинги остаются жизнеспо­собными лишь до тех пор, пока определенные люди, такие как сильные лидеры или исполнители, продол­жают быть активными. Другие в достаточной степе­ни независимы от каких-либо типов индивидуумов, а многие, вероятно, представляют собой нечто сред­нее. Стабильности сеттинга может угрожать давле­ние со стороны окружающих условий (конкурирую­щие сеттинги, сокращение финансирования, переда­ча другим служебных помещений, враждебность противников). Неожиданное прекращение сеттинга может наступить в результате пожара, урагана или смерти ключевой фигуры, например, владельца ма­газина. Сеттинги различаются по тому, насколько хорошо им удается предвидеть и подготовиться к изменениям и кризисам в окружающей среде, а так­же по тому, выживают они, гибнут или несут потери, если такие события случаются. Иногда участники изменяют паттерны сеттинга, чтобы подготовиться к таким событиям; а иногда они изменяют их просто для разнообразия, с целью повышения эффективно­сти, обновления сеттинга, а также по множеству дру­гих причин.

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

Начало

В период обучения в Педагогическом колледже Университета штата Иллинойс Баркер (Barker, 1979) посещал занятия практикующих учителей и пришел к выводу, что он «знает о типичных формах поведе­ния и условиях жизни городских детей не больше, чем непрофессионалы» (р. 2150), да и другие детские психологи также знают об этом не больше. Не суще­ствовало также методов, позволяющих «определить

степень и обстоятельства фрустрации, радости, гне­ва, успеха, конфликта, разрешения проблем, страха и т. д. среди городских детей» (р. 2150). Позднее, в Университете штата Канзас, он обнаружил располо­женный неподалеку городок, в котором мог опробо­вать свои новаторские методы изучения этих форм поведения в естественных условиях. Источником влияний, которые привели его к использованию ес­тественной обстановки, сбору данных, не руковод­ствуясь какой-либо теорией, а также составлению архива данных, послужила его работа в лаборатории по изучению животных, а также в лаборатории при детских яслях. Полевые исследования культурных антропологов также повлияли на выбор им данного направления, а некоторые первоначальные концеп­ции он позаимствовал у социального психолога Кур­та Левина (Kurt Lewin, 1951), утверждавшего, что поскольку различные науки несоизмеримы (измере­ния, используемые одной наукой, не используются в другой, см. с. 198), психологические науки не могут включать какие-либо другие науки. Концепция Ле­вина, согласно которой В = f(P, E) (см. с. 66), также оказала на него влияние. Баркер начинал свою рабо­ту исходя из предположения, что в фокусе этой ра­боты будет находиться индивидуальное поведение в естественно складывающейся обстановке, однако на­блюдаемые события показали ему, что поведение оп­ределяется преимущественно окружающей обстанов­кой, а не индивидуумом. Его формула выглядела как В - f(E).

Поток индивидуального поведения

Баркер и его коллеги начали свои исследования с изучения повседневной жизни отдельных детей. Ког­да они попытались регистрировать формы поведения детей и окружающие их условия, они «обнаружили, что поведение и окружающая среда неизбежно ока­зываются непрерывными во времени, они неумоли­мо преследуют нас от рассвета до заката без всякого перерыва» (Barker, 1978, р. 3). Хотя это наблюдение и не было откровением, оно определило проблемы, для разрешения которых психологическая лаборато­рия — с ее дискретными единицами измерения, та­кими как временные интервалы, пробы, тесты и за­дачи, — не располагала соответствующими возмож­ностями. Как мы можем идентифицировать части потока, регистрировать или анализировать его? Все элементы методики такой работы Баркеру и его кол­легам пришлось постепенно разрабатывать. Они раз­били поток поведения на две общие категории; пове­денческие эпизоды и содержание поведения.