Смекни!
smekni.com

Виртуальность как элемент повседневности (стр. 1 из 2)

Виртуальность как элемент повседневности

Т. А. Бочарова, Л. Е. Бляхер, 2013

Современное общество диктует свои приоритеты и систему ценностей, под влиянием которых образуется новая культура мышления, формирующая отношение к реальности. В данной статье анализируется происхождение понятия виртуальность и его роль в повседневной жизни человека 21 века. Обосновывается тот факт, что виртуальная реальность является неотъемлемой частью среды обитания человечества на протяжении всего его существования, реализующей его сущностную свободу. Научно-технический прогресс и развитие информационных технологий лишь способствуют развитию виртуальности, но не порождают ее.

Окончание 20-го столетия ознаменовало переход человечества в 3-е тысячелетие, а также закрепило в нашем сознании, ставшие повседневными и привычными, понятия «виртуальное сообщество», «виртуальная политика», «виртуальная экономика» и т.п. Сам термин «виртуальность» используется и в научном и в бытовом смысле. Современное понимание этого термина, наполнено новым содержанием и смыслом, и, все чаще, появление «виртуальных миров» связывается с появлением и развитием компьютерных технологий. Но таким ли уж новым в действительности является это понятие?

Исследованием феномена виртуальной реальности занимается большое количество специалистов из разных областей: философы, культурологи, социологи, психологи, политологи, экономисты и многие другие. Это вызван тем, что понятие виртуальной реальности одно из немногих в науке, имеющих разные варианты толкования, зависящее от его трактовки и понимания. Слово «виртуальный» и словосочетание «виртуальная реальность» очень многозначны, в современной жизни их часто употребляют при описании различных феноменов и явлений. Некоторые исследователи рассматривают виртуальную реальность как комплекс специальных технологий и устройств - компьютеры, игровые шлемы, очки и т.п., другие относят к виртуальной реальности мир художественной и научной литературы, фильмов и игр.

Вопрос о виртуальной реальности, идея «лучшего мира» уходит глубоко в историю. Предпосылками ее появления можно считать древние мечты человека об избавлении от физической оболочки, воспринимаемую людьми как некоторую помеху для осуществления своих желаний и фантазий. Человеку свойственно существовать не только в естественной среде обитания, предназначенной ему природой. Человечество создавало свой искусственный мир от начала своего существования. И этот искусственный мир, искусственная среда становились естественной средой обитания человека. Движущей силой этого процесса было стремление человека улучшить условия жизни, сделать ее проще, комфортнее и безопаснее. Такая созданная реальность - выдуманная виртуальная реальность -может осуществить нереальные мечты: освобождение от привычной жизни, переход в другие миры, обладание сверхъестественными силами и возможностями.

В качестве средств осуществления таких желаний в разные времена выступали мифы, сказки, введение в транс с помощью наркотических веществ и гипноза и т.д. Так или иначе, воздействие оказывалось на сознание человека, реальность менялась именно не вокруг, а внутри. В современном мире все чаще понятие виртуальной реальности привязывается к возможностям компьютерных технологий, трактуется как реальность трехмерного компьютерного мира с имеющимися в ней объектами для взаимодействия с человеком. Т.е. виртуальные миры приобретают черты некой технической реальности, и рассматриваются как результат работы сложных технических систем.

Так что же такое «виртуальность»? Новая философская энциклопедия дает следующую формулировку: виртуальность (от лат. virtualis - возможный) - объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях [1]. Т.е. любой объект, с функциями того, чем не является на самом деле, с позиции погруженного в ситуацию не отличимый от этого чего-то (от англ. virtual - похожий, неотличимый), является объектом виртуальным.

В самом определении виртуальности нет ни слова об ее связи с компьютерными и информационными технологиями. Таким образом, природа виртуальных реальностей может быть самой разнообразной -физической, социальной, психологической и т. п. Новые компьютерные технологии - это лишь новое средство построения виртуальных реальностей, средство взаимодействия человека с иными мирами. Ф.И Гиренок пишет о том, что следует «...отделить слово «виртуальность» от современных информационных технологий и ... отождествить с культурой вообще» [2].

Новое научное направление «Виртуалистика» занимается изучением проблем, связанных с происхождением и трансформации виртуальной реальности, ее взаимодействия с реальностями объективной и субъективной, а также вопросы ее проникновения в практическую деятельность людей [3]. В рамках нового направления понятие виртуальная реальность разбивается на множество составляющих (физическая, психологическая, социальная и др.) и изучается на разных уровнях - прикладном, философском, техническом.

Понятие виртуальная реальность в различных аспектах своего рассмотрения имеет следующие представления: в философско-культурологическом - некое возможное пространство; в техническом - продукт компьютерных технологий; в социально-психологическом - результат искусственного изменения реальности и отношения к ней (сон, вымысел, миф, стресс, психическое воздействие т.п.).В узком смысле виртуальные реальности - это «искусственные реальности», возникающие в результате воздействия компьютерных технологий на сознание человека; в широком смысле - это любые варьирования в сознании, вызванные чем угодно. В частности, О. Н. Астафьева к виртуальным мирам относит «все идеальные построения человеческой культуры - религия, миф, эзотерика и пр. - все то, что противостоит физической реальности» [4].

Подойдем к вопросу о виртуальности с другой стороны. Рассмотрим грань между противопоставлением виртуальность - реальность. Так что же такое реальность: виртуальная и реальная?

Реальность (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - философский термин, употребляющийся в разных значениях: все существующее вообще; объективный мир; действительность; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки (напр., «физическая реальность»). В традиционном естественнонаучном понимании под реальностью понимается совокупность всего материального вокруг нас, окружающий мир, воспринимаемый нашими органами чувств и независимый от нашего сознания [1].

Людвиг Витгенштейн в «Логико-философском трактате» озвучил следующую идею: «мир есть все, что происходит» т.е. любая картина мира субъективна. Мир счастливого совершенно другой, чем мир несчастного [5]. Когда человек здоров и счастлив, его ничего не раздражает, мир вокруг него кажется радужным и прекрасным. Реальность резко меняется, если происходит нечто, что изменяет привычный темп жизни. Несмотря на то, что мир вокруг не изменился и объективная реальность не претерпела изменений, субъективная реальность человека меняется кардинальным образом, т.е. реальность одного и того же человека становится уже не столь «реальной».

Получается, что всякая реальность является виртуальной. Существует не только то, что не зависит от сознания - реальное, но и то, что от него зависит - виртуальное. Отличие виртуальной реальности от привычной повседневной жизни заключается в том, что она отражает и характеризует состояние сознания.

Понятие реальность не охватывает всего существующего. Определение реальности требует определенного разделения, дифференциации действительности. Все, что существует, является реальным, но реальным по-разному. Таким образом, понятие реальности, помимо существования, подразумевает различия в способе существования.

Любую реальность можно классифицировать по степени вовлеченности человека на три основных группы:

пассивная — человеку отводится роль наблюдателя, не способного влиять на ее развитие;

активная — человек становится равноправным участником взаимодействия, имеющим возможность не только управлять ее изменением, но и создавать новую;

исследовательская — человек становится сопричастным к происходящему, но все еще не полноправным, т.е. может действовать внутри реальности по ее правилам.

Любая книга, фильм или даже картина определяет особую реальность, не отражающую, а порой даже искажающую объективную, настоящую реальность. При этом степень соответствия дополнительно зависит от субъективного восприятия, личного опыта и воображения членов целевой аудитории. Даже объективную, физическую реальность невозможно определить как единую для всех. Это вызвано тем, что на ее восприятие влияет множество факторов, таких как социальная, расовая и культурная принадлежность. Тем более лишена смысла унификация реальности вымыслов и фантазий. «Человек нуждается в фиктивном удвоении мира... Потребность в иллюзорной жизни, когда мир раскрывается как приключение, есть антропологическое свойство» [6].

Таким образом, сформулируем определение в следующей трактовке: виртуальная реальность - некоторое пространство, созданное искусственно с помощью каких-либо инструментов (компьютерных технологий, книг, фильмов, снов и т.д.), воспринимаемое как реально существующее.

В жизни современного человека наблюдается тотальное смешение виртуального и реального миров, реальные вещи и поступки заменяются образами и симуляциями практически во всех сферах деятельности. Например, в экономике рынок реальных товаров и услуг заменяется рекламными образами товаров и производителей; политическая борьба за власть проходит в виде соревнования политических имиджей; повседневное общение между людьми трансформируется в виртуальное общение с помощью различных технологий, основанное на использовании образов и реального опыта общения. Виртуальная реальность обретает черты и функции среды общения и социализации, но не всегда человек, «живущий» в виртуальной реальности, управляющий её параметрами, осознающий возможность выхода из неё, отдает себе отчет в том, что она условна [7].