Смекни!
smekni.com

Основные этапы Французской революции (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение 3

1. Взятие Бастилии 5

2. Конституция 1791 года 10

3. Война с Австрией и Пруссией 13

4. Свержение монархии 15

5. Конвент 18

6. Якобинская диктатура 21

7. Контрреволюционный переворот 9 термидора 28

Заключение 31

Список литературы 32

Введение

Во второй половине XVIII в. Франция являлась аграрной страной. Ее население насчитывало 25 млн. человек, из которых более 22 млн. составляло крестьянство. Крестьяне, быв­шие в большинстве своем уже лично свободными, являлись наследственными держателями земель­ных участков, за пользование которыми платили денежный оброк и несли другие повинности. Сель­ский труженик был, как паутиной, опутан различ­ными ограничениями: он не мог воспользоваться пастбищем, переправиться через реку, продать то­вар на базаре, наловить рыбы, смолоть зерно на мельнице, вырыть колодец без того, чтобы не уп­латить пошлину местному дворянину.

К середине XVIII в. во французской деревне произошло значительное расслоение крестьянст­ва. Выделились группы «пахарей» (зажиточных, крепких хозяев), «работников» (вынужденных под­рабатывать батрачеством или кустарными про­мыслами) и «поденщиков», или «слуг» (сельских бедняков-пролетариев). Повсеместное обнищание деревень приводило к запустению целых облас­тей. Нередким явлением становились «хлебные бунты».

Господствовавший во Франции феодальный ре­жим — «старый порядок» — сдерживал развитие не только сельского хозяйства, но и промышлен­ности и торговли. Нищета сельских жителей не позволяла им покупать товары, а это сужало внут­ренний рынок. Процветало производство пред­метов роскоши для дворянства (преимущественно придворного) и верхушки буржуазии, стремив­шейся во всем подражать «благородным». В конце XVIII в. Франция еще не пережила промышлен­ный переворот. Крупное капиталистическое про­изводство было развито слабо.

Монархия охраняла традиционное деление об­щества на сословия. Первым сословием считалось духовенство, вторым — дворянство, третьим — все остальные слои населения. В отличие от анг­лийских дворян представители французской знати считали для себя унизительным заниматься таки­ми «неблагородными» делами, как торговля, сель­ское хозяйство и мануфактурное производство, хотя и среди них были уже владельцы капиталис­тических предприятий.

Франция являлась самой сильной европейской страной в век Людовика XIV. В пос­ледующий период регентства и правления Людо­вика XV (1715-1774 гг.) государственная система и экономика Франции обнаружили все признаки деградации. Людовик XV вошел в историю как тип безответственного правителя, жизненным принципом которого было: «После нас хоть потоп». Вся его политика заключалась в выкачивании средств для поддержания роскоши двора.

За эту его политику, как это нередко случалось в истории, пришлось расплачиваться пришедшему ему на смену правителю. Вступивший на престол в мае 1774 г. Людовик XVI не был худшим коро­лем Франции. Но бессилие королевской власти в период все углублявшегося экономического кри­зиса, а также непопулярность королевы Марии-Антуанетты, австрийки по происхождению, усу­губляли ненависть, как к самой монархии, так и к носителям ее идеалов.

Поводом для революции стал дефицит госу­дарственного бюджета. Расточительность двора и беспечность министров довели к 1788 г. задол­женность государственного бюджета Франции до 140 млн. ливров (на эту сумму тогда можно было купить десяток королевских дворцов). Чтобы выйти из положения, достаточно было обложить налогами привилегированные сословия — дворян­ство и духовенство. Однако эти высшие сословия не желали поступаться даже частью своих дохо­дов.

1. Взятие Бастилии

В 80-х годах XVIII сто­летия во Франции сильно обострились социальные и экономические противоречия внутри общества, и возник глубокий торгово-промышленный кризис 1787-1789 гг. Его усугубил жестокий неурожай, поразивший страну в 1788 году. Все это стало причиной того, что огромная масса малоимущих крестьян, которые ра­ботали в деревнях на капиталистических мануфактурах, лишились из-за кризиса в промышленности средств к существованию.

Неурожай 1788 года привел к массовым народным восстаниям, которые охватили многие провинции Франции.

К осени 1788 года народные восстания усилились, а зимой и весной 1789 года восстания охватили та­кие крупные города, как Марсель, Тулон и Орлеан.

В конце апреля 1789 года восстание вспыхнуло в самом Париже, в Сент-Антуанском предместье. Против восставших направили от­ряды королевской гвардии и кавалерии. Восстание это было подавлено.

Подавление восстания в Сент-Антуанском предместье однако не принесло спокойствия. Король и аристократия оказались бессильными остановить нарастание возму­щения бедноты: отказывали старые рычаги, с помо­щью которых королевские власти удерживали народ в повиновении прежде, репрессии уже не достигали сво­их целей.

Король был вынужден объявить о собрании Генеральных штатов. Заседания Генеральных штатов открылись в Версале 5 мая 1789 года. Король, а также депутаты от дво­рянского сословия и духовенства пытались ограничить Генеральные штаты функциями совеща­тельного органа, главной задачей которого они хотели сделать вопрос разрешения финансовых затруднений королевской казны, но депутаты от третьего сословия настаивали на расширении прав Генераль­ных штатов, добивались и превращения их в высший законодательный орган страны.

17 июня депутаты третьего сословия на своем со­вместном заседании провозгласили себя Националь­ным собранием и призвали остальных депутатов при­соединиться к ним.

20 июня королевское правительство совершило по­пытку сорвать очередное заседание Национального со­брания. Это привело к тому, что депутаты третьего сословия, которые собрались в Манеже, в здании для игры в мяч, поклялись не покидать этого помещения до тех пор, пока не будет выработана конституция.

Все это привело к тому, что 9 июля На­циональное собрание объявило себя учредительным собранием — высшим правительственным и зако­нодательным органом Франции, якобы, призван­ным выработать для французского народа основные законы.

Само собой, что король и его приближенные не по­желали мириться с решением Национального собра­ния. Постепенно в Париж и Версаль стали стягиваться верные королю войска. 11 июля 1789 года король Людовик XVI дал отставку министру Неккеру.

Распоряжение короля вызвало бурю негодования в Париже. 12 июля произошли первые столкновения между восставшими и королевскими войсками. Восставшие напа­дали на военные гарнизоны и захватили десятки тысяч ружей.

Стихийные выступления вылились в то, что лю­ди двинулись к возвышающейся в центре города крепости — Бастилии.

Утром 14 июля огромные толпы окружили со всех сторон стены Бастилии. Комендант крепости-тюрьмы отдал приказ открыть огонь. Начался штурм. Гарнизон крепости оказался весьма малочисленным, и он без сопротивления сдал оружие.

Взятие Бастилии 14 июля 1789 года принято счи­тать началом французской буржуазной революции. Напуганные масштабом восстания, король и феодальная партия были вынуждены пойти на уступки. Снова вер­нули к власти министра Неккера. Кроме этого, король признал все решения Национального собрания.

В эти дни в Париже возник орган городского самоуправления — муниципалитет, в который вошли представители крупной буржуазии. Под их руководством была сформирована буржуазная национальная гвардия, командующим которой стал маркиз Лафайет.

Весть о парижском восстании и о падении Бастилии быстро разнеслась по стране. Крестьяне вооружались ви­лами, серпами и цепями, громили усадьбы землевладель­цев, сжигали феодальные архивы, захватывали и делили земли дворян.

Широкий размах крестьянских восстаний заставил Уч­редительное собрание в неотложном порядке заняться ре­шением аграрного вопроса. 4-11 августа 1789 года Уч­редительное собрание провозгласило, что «феодальный режим полностью уничтожается». Однако безвозмездно были упразднены лишь так называемые личные повинности и церковная десятина, остальные феодальные повинности, которые вытекали из держания крестьянином земельного участка, подлежали выкупу. Выкуп устанавливался не только в интересах дворянства, но и крупной буржуа­зии, которая стала усиленно скупать земли, принадле­жавшие дворянству. Кроме того, буржуазия приобретала и феодальные права.

«Муниципальная революция» в городах, а также кре­стьянские восстания закрепили победу, которую одержали восставшие в Париже 14 июля 1789 года. Постепенно власть в стране перешла в руки буржуазии. Последняя главенствовала в муниципалитетах Парижа и других городов Франции, кроме того, под ее руководством находилась основная вооруженная сила революции — национальная гвардия. В Учредительном собрании гос­подство принадлежало также буржуазии и либерально­му дворянству, которое примкнуло к ней.

Это привело к тому, что 26 августа 1789 года Уч­редительное собрание приняло «Декларацию прав че­ловека и гражданина» — важнейший документ Фран­цузской революции, который приобрел впоследствии всемирно-историческое значение. Естественными, священ­ными, неотчуждаемыми правами человека и гражда­нина Декларация объявляла свободу личности, сво­боду слова, свободу убеждений, права на сопротивление угнетению.

Уже через пять дней после того, как Учредитель­ное собрание с воодушевлением приняло Деклара­цию прав человека и гражданина, оно стало обсу­ждать законопроект об избирательной системе. Вскоре он был принят, но назвать его демократическим было нельзя. Согласно этому закону, граждане делились на активных и пассивных. Пассивными объявлялись граждане, которые не обладали имущественным цензом, — они были лишены права избирать и быть избираемыми. Активными же считались граждане, которые обладали установленным цензом, — им предоставлялись все избирательные права.