Смекни!
smekni.com

Основы конституционного строя как институт конституционного права (стр. 5 из 5)

- предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу.

Независимость судьи сводится, в конце концов, к свободе судебного усмотрения, защищенности от какого-либо и чьего-либо воздействия и влияния при принятии решения им и вынесении приговора. Признается единственный вид зависимости, причем зависимости, обязательной для судьи – подчинение его закону (прежде всего Конституции РФ).

К числу существенных особенностей судебной власти относятся:

во-первых, как уже отмечалось, эта власть может осуществляться исключительно судами и в этом смысле обособление судебной власти от других «ветвей» государственной власти производится путем монопольного сосредоточения ее в рамках системы судебных органов, что принципиально исключает возможность какого-либо перераспределения властных полномочий с другими органами государства.

Во-вторых, правосудие как власть суда – это непосредственное соединение власти и права, соединение, которое обусловливает два начала; власть в строгих рамках права, за пределами которых произвол; право, реализующее себя во власти. В соединении двух указанных начал находит свое воплощение правосудие. «За правом должно находиться правосудие, которое меньше всего – сила аппарата, а больше всего – сила истины, правды, справедливости, мудрости», - справедливо отмечает С.С. Алексеев.[21]

В-третьих, осуществление правосудия возможно лишь при неукоснительном соблюдении установленных законом процессуальных норм – судопроизводства, соответственно, конституционного, гражданского, административного и уголовного. Судопроизводство – это правовая технология формирования судебной власти, если рассматривать правосудие как процесс нахождения истины и достижения справедливости объективным и независимым судом при строгом соблюдении законных прав и интересов участвующих в суде лиц.

В-четвертых, применение судебной власти жестко предопределено необходимостью юридического конфликта или спора. Без такого конфликта и спора пусть даже в потенции, не может осуществляться правосудие, судебная власть.

В-пятых, равноправие сторон в судебном процессе, состязательность и реальная возможность сторон доказывать суду истину в конфликте или споре, справедливость своей позиции, предоставлять в соответствии с установленными процессуальными правилами доказательства, обеспечение гарантированного законом права на защиту – все это направлено на формирование таких имманентно присущих судебной власти - правосудию качественных характеристик, как объективность и справедливость. Лишенная объективности и справедливости власть суда, не будучи правосудной, превращает этот орган государства в орудие репрессий.

В-шестых, судебная власть – власть системная, и в этом одна из ее основных качественных особенностей, отличающих судебную власть от других «ветвей» государственной власти. Каждый из судов, составляющих отдельные звенья общей судебной системы, самостоятелен и независим в осуществлении правосудия от кого бы то ни было, исключая закон, в том числе и от других судов, в том числе вышестоящих. Но результат осуществления этой власти – решение или приговор суда – может быть отменен или изменен судом вышестоящим (кассационная и надзорная инстанции).

В-седьмых, в отправлении правосудия, чего нет ни в одной из других «ветвей» государственной власти, имеют право принимать участие непосредственно граждане РФ. Согласно ч. 5 ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Таким образом, судебная власть включена в систему народовластия, и обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав коллективов и народа в целом. Демократические основы организации и деятельности самой судебной власти (участие судей из народа – присяжных, народных и арбитражных заседателей, гласность, независимость судей, состязательность и равноправие сторон) позволяют рассматривать ее в качестве особого канала реализации воли народа.


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации // "Российская газета" от 25 декабря 1993 года

2. Постановление Конституционного Суда РФ № 12-П от 14.07.97 '' О толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области. // Российская газета № 139 (1749), 22.07.97

3. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.2000

4. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юридич. вузов и факультетов. — М.: Изд. группа ИНФРА. М — КОДЕКС, 1996

5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юридич. вузов и факультетов. — М.: Изд. группа ИНФРА. М – НОРМА, 1997

6. Богданова Н. А. О значении конституционного права для юридического образования и практической деятельности юристов //Вестник Моск. ун-та. Серия 11, право – 1995.№1.

7. Конституция Российской Федерации. Комментарий /Под общей редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. — М.: Юрид. лит., 1994

8. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (под ред. Л.А. Окунькова) //М. Издательство БЕК, 1996

9. Основы государства и права под ред. акад. Кутафина А. В. — М.: Юрист, 1997

10. Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебник /Под общей ред. д.н.ф. Хмелевской С.А., к.ф.н. Хмелевского С.В. – М: ПЕР СХ, 2003


[1] Это система, наделенная характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом.

[2] О.Г. Румянцев – один из наиболее авторитетных в нашей стране конституционалистов.

[3] Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебник /Под общей ред. д.н.ф. Хмелевской С.А., к.ф.н. Хмелевского С.В. – М: ПЕР СХ, 2003 С.66

[4] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юридич. вузов и факультетов. — М.: Изд. группа ИНФРА. М – НОРМА, 1997 С. 98

[5] См: Основы государства и права под ред. акад. Кутафина А. В. — М.: Юрист, 1997. С.54.

[6] См. Богданова Н. А. О значении конституционного права для юридического образования и практической деятельности юристов //Вестник Моск. ун-та. Серия 11, право – 1995.№1.

[7] См: "Комментарий к Конституции Российской Федерации" (под ред. Л.А. Окунькова)//М. Издательство БЕК, 1996

[8] См: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.2000, С.81.

[9] Подробнее конституционные нормы о светском характере РФ раскрываются в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях».

[10] Москва - город федерального значения, субъект Российской Федерации. Ее статус в этом качестве определен Уставом - Основным Законом города Москвы, принятым Московской городской Думой 28 июня 1995 г. Москва является Столицей Российской Федерации Статус столицы устанавливается федеральным законом Российской Федерации о статусе столицы Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями от 18 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2863.

[11] стоит отметить, что и уставы, и конституции субъектов имеют одно и то же назначение. Роль устава аналогична роли конституции в республике - и тот и другой регулируют сходные виды правоотношений. При этом оба документа подлежат одинаковой государственно-правовой защите, исходя из равноправия субъектов в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

[12] в правовую систему субъектов РФ входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах), законы, подзаконные акты.

[13] Проверку соответствия конституций республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ осуществляет Конституционный Суд РФ. Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и исполнительной власти вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125). Право на такой запрос имеют также Президент России, Совет Федерации, Госдума и ряд других органов. Конституционный суд РФ, кроме того, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.

[14] Однако их международная правосубъективность носит ограниченный характер. Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т.д. Российская Федерация координирует международную деятельность субъектов Федерации.

[15] В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком РФ, т.е. русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения, законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане. Практически все республики признают и гарантируют права всех на наций на пользование своим языком и на его развитие.

[16] Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Указ соч. С.189

[17] Постановление Конституционного Суда РФ № 12-П от 14.07.97 '' О толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области. // Российская газета № 139 (1749), 22.07.97

[18] чрезвычайный суд – это орган уже по своему назначению ориентированный на осуществление политики репрессий, подавления, запугивания, произвола. Он не предназначен и не способен быть органом подлинного правосудия.

[19] В соответствии с Конституцией РФ (ст. 124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Этим преследуется цель оградить суды от местных влияний, создать условия для их полной самостоятельности и независимости, поставить суды в равные материально-технические условия обеспечения осуществления правосудия.

[20] Порядок и основания прекращения или приостановления полномочий судьи устанавливаются Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (в ред. от 20.06.2000) "О статусе судей в Российской Федерации" // "Российская газета", N 170, 29.07.1992

[21] См: Алексеев С.С. Проблемы теории права: в 2 Т. Т1. – Свердловск, 1972. С.74.