Смекни!
smekni.com

Ответственность за неоказание и ненадлежащее оказание медицинской помощи больному (стр. 4 из 7)

В своем Определении от 6 июня 2002г.115-О Конституционный Суд указал, что возмездное оказание медицинских услуг представляет собой реализацию гарантируемой в Российской Федерации свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 8, часть 1; статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации) и производится медицинскими учреждениями в рамках соответствующих договоров. К таким договорам, как следует из пункта 2 статьи 779 ГК Российской Федерации, применяются правила главы 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса Российской Федерации.

Договор о предоставлении платных медицинских услуг (медицинского обслуживания) согласно пункту 1 статьи 426 ГК Российской Федерации признается публичным договором, т.е. соглашением, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится; при этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается. При рассмотрении судами общей юрисдикции дел об отказе медицинских учреждений от предоставления соответствующих услуг Конституционный Суд разъясняет, что суды должны исходить из того, что законными причинами прекращения договора платных медицинских услуг не могут признаваться такие, которые обусловлены исключительно волей лица, оказывающего данные услуги.

К компетенции судов общей юрисдикции относится и решение вопроса о понуждении исполнителя к исполнению договора об оказании платных медицинских услуг при условии, что истцом такие требования заявлены.

Что касается второго вопроса, то больной становится пациентом врача с момента его обращения в соответствующее медицинское учреждение, с момента начала оказания медицинской помощи (например, при оказании скорой медицинской помощи).

При заключении договоров медицинского страхования или договоров на предоставление платных медицинских услуг гражданин имеет право на получение медицинской помощи с момента заключения соответствующих договоров (вступления их в силу).

Уголовная ответственность медицинского персонала

Говорить об уголовной ответственности медицинских работников за правонарушения в своей профессиональной деятельности, можно только при наличии трех условий:

1. действия медицинского работника в рассматриваемом конкретном случае были объективно неправильными, находящимися в противоречии с общепризнанными и общепринятыми правилами медицины. (К таким действиям по отношению к больному относятся не только назначение лечения, режим, диета, оперативное вмешательство, физиопроцедуры, но и решение о госпитализации, выписке, транспортировке).

2. медицинский работник в силу полученного им образования и занимаемой должности должен был сознавать, что действия его являются неправильными и потому могут причинить вред больному. (Если врач не осознает свои неправильные действия, то уголовная ответственность может наступить, лишь в случаях, когда медицинский работник в соответствии с полученным им образованием и занимаемой должностью обязан, был понимать неправильность своих действий и осознавать возникновение противоречий с определенными правилами в медицине).

Обязанность сознавать неправильность тех или иных действий предполагает также, что данный медицинский работник не только должен был, но и имел реальную возможность знать, как следует поступать в определенной ситуации.

Таким образом, уголовная ответственность не наступает, если при неблагоприятном исходе лечения действия медицинского работника были правильными, если он сделал все, что следовало сделать в данной ситуации; если медицинский работник не мог предвидеть, что его действия являются неправильными; если при объективно неправильных действиях не наступили вредные последствия или же отсутствует причинная связь между действиями и наступившими последствиями.

3. эти объективно неправильные действия способствовали наступлению неблагоприятных последствий - это или смерть больного или причинение существенного вреда здоровью. (Причинная связь носит не случайный, а необходимый характер).

Таким образом, под профессиональным преступлением в медицинской деятельности понимается умышленное или по неосторожности совершенное лицом медицинского персонала в нарушение свих профессиональных обязанностей такое общественно опасное деяние, которое причинило (или реально могло причинить) существенный вред здоровью отдельных граждан или вызвало опасность для их жизни.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий ответственность исключается. Основная сложность для следственных органов заключается в установлении вины того или иного медицинского работника, так как уголовная ответственность наступает лишь для лица, умышленно или по неосторожности совершившего общественно опасное деяние (действие или бездействие), прямо предусмотренное уголовным законодательством.

Уголовная ответственность возникает лишь в случаях, когда возникли СЕРЬЕЗНЫЕ неблагоприятные последствия - смерть или существенный вред здоровью больного.

Существенный вред здоровью - повреждение, адекватное причинению тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.

В районную больницу поступил больной О., 38 лет, с диагнозом "закрытый перелом лучевой кости в нижней трети". Хирург, дежуривший в больнице, принял решение о срочном сопоставлении смещенных отломков кости под общим наркозом, хотя непосредственная опасность для жизни больного отсутствовала. Анестезиолога-реаниматолога, который должен был дежурить на дому, на месте не оказалось, и хирург дал указание сестре-анестезистке о проведении внутривенного наркоза. Введение в наркоз привело к развитию асфиксии (удушье), остановке дыхания и смерти больного.

В приведенном случае врач-хирург и сестра-анестезистка могут быть привлечены к ответственности за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения ими своих профессиональных обязанностей. Хирург не владеет общей анестезией, не должен был заниматься ее проведением, тем более в ситуации, не угрожающей жизни больного. Состояние больного позволяло отложить оперативное вмешательство до прибытия анестезиолога-реаниматолога.

В законе сказано: "Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки деяния, предусмотренного Кодексом, но в силу малозначимости не представляющее общественной опасности".

Причинение легкого вреда здоровью, при аналогичных обстоятельствах, может расцениваться как проступок, влекущий за собой дисциплинарную ответственность.

Наиболее опасными преступлениями, затрагивающими интересы пациента в области охраны здоровья, являются:

неоказание помощи больному (Ст.124);

причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ст.109, ч.2);

причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (Ст.118, ч.2);

Конституция РФ (п.1 ст.41) признает право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Одной из гарантий данного конституционного правила является уголовно-правовой запрет на неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного (ст.124 УК РФ). Квалифицирующим признаком данного преступления является неоказание помощи больному, повлекшее по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью.

В соответствии со ст.124 Уголовного кодекса РФ, "Неоказание помощи больному" уголовная ответственность за неоказание помощи больному наступает при наличии существующей правовой обязанности ее оказания и обращения больного или его представителя. В исключительных случаях медицинский работник обязан оказывать помощь и без обращения. Например, врач оказался свидетелем автоаварии с тяжелыми последствиями, пострадавшие не могут самостоятельно обратиться за помощью.

Неоказание помощи может выразиться в различных действиях:

неявка врача по вызову на дом; отказ принять больного в больницу;

отказ в оказании помощи пациенту, находящемуся в лечебном учреждении;

невызов некомпетентным работником другого специалиста к больному, находящемуся в ЛПУ;

невыполнение в полном объеме своих профессиональных обязанностей.

Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в бездеятельности, сознательном уклонении медицинского или фармацевтического работника от выполнения своих обязанностей по оказанию первой неотложной помощи больному, сокрытии своей профессии. Это может происходить как в условиях экстремальной ситуации (дорожно-транспортное происшествие, падение с высоты, ножевое или огнестрельное ранение, поражение электрическим током, механическая асфиксия, внезапное заболевание), так и при необоснованном отказе принять больного в лечебное учреждение, провести необходимые лечебно-диагностические мероприятия, при неявке к больному по вызову.

Ответственность за неоказание помощи больному наступает только при наличии последствий (смерти или существенного вреда здоровью). Если помощь больному не оказана и реальных вредоносных последствий для здоровья не наступило, уголовная ответственность врача, не оказавшего помощь, исключается.