КНИГИ        регистрация / вход

Устойчивый диалог между людьми разных культур

СОДЕРЖАНИЕ: Если для простых людей тривиальность видения - это несчастье, еще более обедняющее их непростую жизнь, то для национальной элиты банальность видения - это преступление перед собой, перед своими детьми и перед человечеством.

Если мы спросим себя, в чем основная причина отсутствия человеческого взаимопонимания, то ответ окажется неожиданно парадоксальным: дело в растущей коррумпированности нашего сознания, в общей тривиальности и удручающей стереотипности современного мышления. Казалось бы, чем больше видишь различий, непохожего и непривычного, тем труднее должно быть понимание между людьми. На деле же складывается парадоксальная ситуация: чем меньше различий видишь, тем обманчивее иллюзия в возможности диалога, и как следствие из этого - тем меньше понимаешь тот сложный мир, в котором живешь. Эта постыдная ситуация распространена сегодня, прежде всего, среди новой мировой и локальных элит. Ничто так не объединяет верхи, как близорукость и недальновидность в видении глобальных вызовов времени, за которыми прячутся индифферентность и бездуховность.

Отсюда следует, выносимый на обсуждение, первый вывод. Если для простых людей тривиальность видения - это несчастье, еще более обедняющее их непростую жизнь, то для национальной элиты банальность видения - это преступление перед собой, перед своими детьми и перед человечеством. Без осознания этой истины всякая принадлежность к элите иллюзорна. Поэтому истинный долг элиты - находить адекватный ответ на вызов времени.

Каковы же некоторые основные проблемы, в совокупности образующие вызов XXI века? Проблема окружающей среды, осознанная полвека тому назад как ключевая угроза выживанию человечества, сегодня технически уже может решаться на локальном уровне, но остается крайне слабо управляемой на региональном и глобальном уровнях. Об этом наглядно свидетельствует судьба Киотских протоколов. Более того, в связи с успехами генной инженерии экологическая опасность на микроуровне становится не менее грозной, чем на макроуровне. Сами по себе международно-правовые санкции, даже в случае их принятия большинством национальных государств, могут оказаться малоэффективными, если они не будут подкреплены активными неправительственными действиями широкой международной общественности. Их усилия предполагают добровольное следование согласованному этическому кодексу поведения, создание мирового общественного климата неприятия макро- и микроэкологических преступлений против человечества. При этом нарушители - организации, фирмы и ответственные специалисты - будут подвергаться остракизму и публичному осуждению некой ключевой международной неправительственной структурой, способной найти пути решения глобальных проблем, которые оказываются неподъемными для существующих межправительственных и национальных организаций.

Наиболее ярким недавним примером неспособности этих устоявшихся организаций упреждать возникновение международных угроз стали развитие и экспоненциальный рост ограничительной деловой практики после крушения планового народного хозяйства и мировой социалистической системы. Западные по своей ориентации международные финансовые и экономические институты, распространяющие рыночные ценности на обширные просторы последнего мирового прибежища эгалитаризма (уравниловки), были больше озабочены развертыванием процесса первоначального накопления капитала в его самых примитивных формах, нежели распространением на весь мир западных правил честного ведения бизнеса и установлением высоких стандартов современной деловой активности. В результате, после излишне трудного десятилетнего переходного периода, вместо ожидавшегося всемирного триумфа западной модели развития мы вступили в XXI век с возникшими во многих регионах мира экономическими серыми зонами, с растущим черным рынком и повсеместно распространяющейся государственной коррупцией. Совершенно очевидно, что время судьбоносных решений было упущено, но и сегодня в интересах сообщества деловых людей было бы важно начать работу по установлению международных принципов честного предпринимательства, по разработке кодекса делового поведения, который сделал бы мировое хозяйство более надежным, прозрачным и безопасным местом для частного предпринимательства.

И, наконец, размышляя о проблемах безопасности, нельзя не сказать о распространившейся во всех мировых центрах проблеме цивилизационного разлома, который на поверхности явлений проявляется в виде угрозы международного терроризма. Несмотря на приложенные значительные совместные усилия, используемые сегодня государственные и международные меры силового и гуманитарного сдерживания терроризма явно не приводят к решению этой сложнейшей глобальной проблемы. Впервые за всю человеческую историю мир столкнулся с подлинной аннигиляцией (превращением в ничто) культурного диалога между Севером и Югом, между модернизмом и традиционализмом, между западной и восточной цивилизациями. Международный терроризм - это химера- мутант, невольно рожденная пресловутой западной концепцией игры с нулевой суммой. Это даже не война, потому что противника в равной мере не интересует ни победа, ни поражение. Пришла в действие самопроизвольная и необратимая цепная реакция. Перед нами стиль и метод тотального антидиалога, новая форма антибытия, которая, соответственно, способна оперировать вне времени. Эта сила не имеет лица, родины или домашнего адреса. Пожалуй, ее можно назвать синдромом накопленного иммунодефицита культуры. Мы должны пройти между Сциллой упрощенного понимания и Харибдой антидиалога.

Итак, мы можем сформулировать второй постулат для обсуждения. Ни взаимный обмен мнениями, ни простое согласование различных высказанных точек зрения сегодня уже не образуют подлинного диалога цивилизаций. Диалог - это не просто мирное существование различных культур. Он обязательно выходит за старые рамки биполярной картины мира и, уж конечно, не сводится к одному игроку за мировой шахматной доской. Диалог цивилизаций отнюдь не консенсус - это новый коллективный синергетический продукт. Он скорее подобен одному из семи чудес света - Колоссу Родосскому, который своим светом объединяет разные части света в одну общую ойкумену, где соединяются Вера, Наука, Искусство и Дело.

В.М. Немчинов

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Предложения интернет-магазинов

Практический курс английского языка для межнационального общения. Business across cultures

Автор(ы): Воробьева Светлана Александровна   Издательство: Омега-Л, 2015 г.

Цена: 363 руб.   Купить

Курс разговорного английского языка позволяет привить навыки правильного общения с людьми из разных стран и культур. Тексты носят характер советов и инструкций относительно выбора правильных моделей поведения и соответствующих фраз, они охватывают ситуации, которые происходят с нами каждый день.


Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС

Автор(ы): Мацыяка Елена Владимировна   Издательство: Просвещение, 2017 г.  Серия: Школа России (ФГОС)

Цена: 238 руб.   Купить

Рабочая тетрадь разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и рабочей программой "Сборник рабочих программ. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс". Содержание тетради отражает особенности тематического планирования курса ОРКСЭ в соответствии с учебником А. Л. Беглова, Е. В. Саплиной, Е. С. Токаревой, А. А. Ярлыкапова "Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс". Рабочая тетрадь включает творческие и проверочные задания, а так­же исследовательские задания и проекты (индивидуальные и коллективные). Тетрадь поможет четвероклассникам закрепить и углубить знания об основах мировых религиозных культур, развить творческое мышление, отработать универсальные учебные действия, сформировать представления о нравственном поведении, о тех правилах и нормах, на которых должны строиться взаимоотношения с людьми. Тетрадь можно использовать как на уроке, так и во время самостоятельных занятий детей дома в кругу семьи. 3-е издание.


Основы православной культуры. 4 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС

Автор(ы): Обернихина Галина Аркадьевна   Издательство: Просвещение, 2016 г.  Серия: Школа России (ФГОС)

Цена: 238 руб.   Купить

Линия УМК "Основы духовно-нравственной культуры народов России. (4 класс) (Школа России)". Рабочая тетрадь разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального (общего) образования и рабочей программой "Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс". Содержание тетради отражает особенности тематического планирования курса в соответствии с учебником А. В. Кураева "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс". Рабочая тетрадь включает творческие и проверочные задания, а также исследовательские задания и проекты (индивидуальные и групповые). Тетрадь поможет четвероклассникам закрепить и углубить знания об основах православной культуры, развить творческое мышление, отработать универсальные учебные действия, сформировать представления о нравственном поведении, о тех правилах и нормах, на которых должны строиться взаимоотношения между людьми. Тетрадь можно использовать как на уроке, так и во время самостоятельных занятий детей дома в кругу семьи. 2-е издание.


Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС

Автор(ы): Донина Ирина Николаевна   Издательство: Просвещение, 2016 г.  Серия: Перспектива

Цена: 238 руб.   Купить

При подготовке издания использованы иллюстративные материалы: Фотобанк Лори, DIOMEDIA, ©"РИА Новости", Государственный музей истории религии. Рабочая тетрадь разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и рабочей программой "Сборник рабочих программ. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс". Рабочая тетрадь включает творческие и проверочные задания, а так­же исследовательские задания и проекты (индивидуальные и коллективные). Тетрадь поможет четвероклассникам закрепить и углубить знания об основах мировых религиозных культур, развить творческое мышление, отработать универсальные учебные действия, сформировать представления о нравственном поведении, о тех правилах и нормах, на которых должны строиться взаимоотношения с людьми. Тетрадь можно использовать как на уроке, так и во время самостоятельных занятий детей дома в кругу семьи. 2-е издание.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта - спам опубликован не будет

Ваше имя:

Комментарий

Все материалы в разделе "Безопасность жизнедеятельности"