Смекни!
smekni.com

Глобализация и проблемы духовной безопасности России (стр. 1 из 2)

Иоанн, Архиепископ Белгородский и Старооскольский, о. Родос

I. «Новый Вавилон»?

Одиннадцатая глава Книги Бытия повествует нам о строительстве Вавилонской башни, когда «на всей земле был один язык и одно наречие» (Быт. 11:1), когда люди начали строить город и башню высотою до небес, чтобы сделать себе имя (Быт.11:4). Но сказал Господь: «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню» (Быт. 11:6- 8).

Как известно, на Востоке быть людьми одного языка нередко означало – входить в единую империю, т.е. иметь единое глобальное пространство, политическое, экономическое, социальное, религиозное. Религиозный смысл рассказа о Вавилонской башне понятен всем: люди захотели обойтись без Бога и создать мировую цивилизацию «с башней до небес» во имя свое. В древности башня была частью храмового здания. Ее строительство означало принятие человечеством новой религии, основанной на гордыне и противостоянии Богу.

С тех пор человечеством время от времени обладают сверхидеи объединения и строительства некоего универсального мира. Стремительные изменения, охватившие мир в конце ХХ века, и попытки осмысления происходящего, поиск некоего знака перемен, определение лика и имени времени привели к появлению устойчивой дефиниции новой веры, которую назвали – Глобализация.

Известны различные формы глобализации:

1. «Мировоззренческая глобализация» предполагает объединение человечества в рамках общего вселенского проекта, основа которого – в выработке человечеством универсального мировоззрения, «вселенской соборной формулы» единства, способной объединить все нации и народы, населяющие планету. Несомненно, что «мировоззренческая глобализация» имеет библейские корни – чаяния наступления эры всеобщего благоденствия и мира, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок и молодой лев, и вол будет вместе, и малое дитя будет водить их». (Ис. 11:6)

2. «Имперская глобализация». Ярким примером этого типа глобализации является историческое развитие Римской империи, когда посредством военной силы, экономического превосходства и искусной политики завоевывались народы, государства и территории. Однако, «имперская глобализация» не разрушала традиционное религиозное представление и верование, культуру и обычаи завоеванных народов, напротив, Рим впитывал в себя все их достижения и помещал в своем Пантеоне их богов.

3. «Христианская глобализация». Отличительной особенностью этой глобализации является попытка построения и обустройства универсального пространства спасения, что особенно ярко проявилось в первом тысячелетии по Рождестве Христовом, когда существовала единая, не разделенная на Западную и Восточную, Церковь, у которой были общие святые. Формулу христианской глобализации «вывел» блаженный Августин, провозгласив, что должно быть «единство в главном, свобода во второстепенном и во всем любовь». Однако, после великого раскола, начиная с XI века, возникают две цивилизационные модели – западноевропейская и византийская.

Западноевропейская цивилизационная модель постепенно отказывается от идей универсального пространства спасения, и главной тенденцией западной культуры становится гуманистическая эмансипация человека, происходит безумное расходование духовной энергии, накопленной в предыдущие тысячелетия. Запад принимает секулярную систему политического мироустройства, опираясь на развитие правовых структур и начавшуюся индустриализацию производства, что, в конце концов, приводит к созданию нового мира, колониального по своей сути. Мир объединяется через колонизацию, создаются трансконтинентальные империи, но при всем при этом мир остается многополярным.

Византийская модель цивилизации имеет в себе свой, оригинальный алгоритм строительства универсального мира. Ярким примером тому является создание Российской Империи, которая благодаря своему духовному стержню – Православию – смогла осуществить свой «глобальный проект», включив в единое социальное пространство разнообразные религиозно-культурные общности и народы посредством просвещения и инкультурации, а не колонизации, как это было на Западе.

4. «Исламская глобализация». Мусульманская схема универсализации мира, развившаяся прежде всего в Азии и Африке, а затем пришедшая и в Европу, включала в себя как «имперскую глобализацию» (трансконтинентальная и многонациональная Оттоманская империя), так и новые проекты строительства универсального мира (пан-исламизм, пан-туркизм).

5. «Идеологическая глобализация». ХХ век явил на свет новый тип глобализации, отличительной чертой которой являлся тотальный контроль за сознанием миллионов людей. Противостояние коммунизма и капитализма во всех сферах деятельности человека характеризовалось доминирующим положением политики над экономикой, когда идеология определяла приоритетные сферы развития науки (например, соревнование в освоении космического пространства), форм государственности, культуры и социальной жизни. Трансконтинентальная и многонациональная идеологическая глобализация в своем коммунистическом варианте походила больше на «имперскую глобализацию», однако, ее отличительной чертой являлось жесточайшее преследование религии, в которой «отцы идеологической глобализации» видели своего конкурента.

С православной точки зрения, можно было бы приветствовать лишь такую глобализацию, которая бы объединяла мир на основе Божией Истины для служения Ей и для сопротивления силам зла. В этом смысле, необходимо вспомнить послание старца Филофея из Псково-Елеазарова монастыря (XVI в.), обращенного к Великому Князю Василию III и дьяку Мунехину, где говорилось о Москве – Третьем Риме и о невозможности существования Четвертого Рима. По мысли старца, Четвертый Рим не может быть из-за апостасийного развития человечества, которое духовно истощится и из-за своей внутренней исчерпанности не сможет иметь Четвертого Рима как Вселенский полюс притяжения для единения человечества. Процесс построения универсального мира, с точки зрения православной, может иметь лишь одну цель – совместный духовный рост и служение Богу и просвещение народов, еще не познавших Истину и живущих «во тьме». Современные процессы глобализации, создание нового мирового порядка по своим целям прямо противоположны идеям Третьего Рима, так как в основе своей имеют материалистическую идеологию сродни той, которая была выражена в устах сатаны, искушавшего Христа в пустыне.

II. Новая цивилизация

Мы являемся свидетелями рождения нового мира. Сегодня стало очевидным, что в XXI веке мир вступил в эру построения информационного общества, для которого характерно создание единого глобального мирового информационного пространства. Многие аналитики утверждают, что в ближайшие два десятилетия человечество изменится до неузнаваемости. Главные направления и особенности развития глобального, т.е. в масштабах всей планеты, информационного общества определены постиндустриальными государствами в принятой ими в Японии в июле 2000 г. Окинавской хартии.

Если вспомнить исторический путь развития человечества, до сих пор были известны две волны глобальных перемен – переход от кочевой жизни к оседлости и земледелию, так называемая «аграрная эра» (интересно, что в эту эру возникает и распространяется ислам), и промышленная революция, приведшая к новому способу производства – «индустриальная эра» (возникает и распространяется протестантизм).

«Информационная эра» наступает в процессе тихой информационной революции, т.к. не вызывает каких-либо социальных катастроф. Однако, при этом стремительно меняются ценности нравственности и культуры, которые были базовыми для предыдущих эпох. В духовной сфере это приводит к появлению новых религиозных движений, которые могли появиться только в «информационную эру» (например, виртуальные религиозные сообщества» в глобальной сети Интернет и т.п.). В социальной сфере, как утверждают аналитики, постепенно произойдет смена социального неравенства интеллектуальным, что приведет к интеллектуальной эксплуатации одних людей другими.

Всеобъемлющая глобализация стирает грань между внутренней и внешней средой деятельности человечества. Ее развитие предполагает исчезновение межцивилизационных различий через унификацию народов. А это означает, что глобализация покушается на государство, суверенитет, национально-экономические системы, национальные администрации, автономии конфессий, связанные в той или иной степени с политико-социальной, культурной или хозяйственной идентичностью.

Глобализация предполагает некую однолинейную схему развития, когда миру уготована некая столбовая дорога, по которой вслед за лидирующими образцовыми странами должно идти к своему процветанию все человечество. Однако, если вспомнить таких всемирно признанных авторитетов, как А.Тойнби, К.Леви-Стросс, О.Шпенглер, Питирим Сорокин, К.Ясперс, то следует заметить, что все они видели угрозу человечеству в губительных последствиях гегемонии одного типа цивилизации. Эту же мысль можно найти у Н.Я. Данилевского, который в противовес теоретикам глобализации, опираясь на свою теорию культурно-исторических типов, открыл закон «о непередаваемости цивилизации».

Глобализация – это не только новый мировой порядок, но и изменение господствовавшего на протяжении многих столетий мировоззрения, новое прочтение целей развития человечества.

Стратегия глобализации предполагает:

1. Достижение определенной формы унификации мира.

2. Установление глобального контроля над движением мировых ресурсов и мировых доходов и соответствующее его перераспределение,