Смекни!
smekni.com

Покушение на преступление (стр. 1 из 5)

Челябинский Государственный Университет

Костанайский Филиал.

Курсовая работа.

Тема: Покушение на преступление.

Выполнил: Лысенко Дмитрий гр 203.

Проверил: Бекмагамбетов А.Б.

Костанай 2002 г.

Содержание:

Введение. Стр.3

Глава I Понятие неоконченного преступления и его виды. Стр.5

Глава II Приготовление к преступлению. Стр.6

Глава III Объективные и субъективные признаки покушения на преступление. Стр.9

Глава IV Виды покушения, ответственность за покушение. Стр.11

Глава V Добровольный отказ от преступления. Стр.18

Заключение. Стр.21

Список используемой литературы Стр.22

I. Введение

Цель курсовой: раскрыть все стадии развития преступления, отграничить стадию покушения на преступление от стадий приготовление к преступлению, и оконченного преступления, выделить объективные и субъективные признаки покушения на преступление, раскрыть понятие добровольный отказ от преступления и на какой стадии он возможен.

Предусмотренные в нормах Особенной части УК составы преступлений формулируются как оконченные криминальные деяния. Однако в реальной жизни преступления не всегда доводятся до конца, по независящим от виновного обстоятельствам прерываясь на более ранних стадиях. Поэтому законодательство знает ответственность за неоконченное преступление. Стадии развития преступления - это определённые взаконе этапы его подготовки и непосредственного осуществления (определённые этапы развития преступной деятельности). Выделяют следующие стадии развития преступления:

1. Приготовление к преступлению.

2. Покушение на преступление.

3. Оконченное преступление.

4. Некоторые деятели уголовной науки выделяют ещё одну стадию “Обнаружение умысла” – представляет собой проявление вовне (словесно письменно или иным путем) намерения совершить конкретное преступление.

Четвертая стадия характеризуется с субъективной стороны умыслом, в уголовном кодексе нет наказания за умысел, т.к. человек мог просто пошутить, также умысел и с объективной стороны не очень опасен. Отдельно эта стадия совершенно безвредна в отличие от трех преведущих. Первые же две стадии составляют неоконченное преступление их называют ещё предварительной преступной деятельностью. Приготовление и покушение совершаются до окончания преступления и для его осуществления. Предварительная преступная деятельность возможна лишь в преступлениях, совершаемых с прямым умыслом. Приготовление и покушение на преступление уголовно наказуемы, но что же делать если лицо пройдя эти две стадии одумалось поняло общественную опасность этого преступления и его наказуемость, для этого законодатель предусмотрел такой фактор, отменяющий уголовную ответственность, как добровольный отказ от преступления. Отказ от преступления возможен на стадии приготовления к преступлению, если только лицо могло было совершить преступление но не захотело в виду каких либо моральных обстоятельств, если же будет доказано, что отказ был вынужденным, сохраняется как опасность уже совершенных лицом действий, так и его самого, и поэтому лицо не освобождается от уголовной ответственности. Отказ является вынужденным, когда он обусловлен невозможностью доведения преступления до конца (например лицо не смогло проникнуть в квартиру с целью кражи по причине того что квартира была оснащена новейшими замками которые это лицо не смогло взломать). Статья покушение на преступление присутствует как в уголовном кодексе Российской Федерации (ст 30), так и в уголовном кодексе Республики Казахстан (ст 24), но они немного отличаются это отличие дальше будет рассмотрено. Так же хорошо эта тема рассмотрена в теоретическом плане, существует много комментариев к этим статьям, высказывания различных деятелей уголовного права, и другой литературы. Курсовая работа будет выполнена по схеме статей уголовного кодекса Российской Федерации, сперва будет рассмотрено неоконченное преступление (глава 6), а затем все её составные части приготовление к преступлению и покушение на преступление.

II . Понятие неоконченного преступления и его виды.

Неоконченным преступлением - признаются действия направленные непосредственно на совершение преступления, но прерванные либо по причинам не зависящим от посягавшего лица (покушение на преступление), либо прерванное по его воле (добровольный отказ от доведения преступления до конца)

К видам неоконченного преступления можно отнести:

1) Преступление, прерванное по независящим от лица обстоятельствам – приготовление к преступлению и покушение на преступление;

2) Преступление, прерванное по воле деятеля. Таковым является добровольный отказ от доведения преступления до конца.

Момент определения окончания преступления зависит от особенностей законодательной конструкции того или иного преступления, в первую очередь его объективной стороны, то есть от того, как в уголовном законе определено преступление - с материальным или с формальным составом. Оконченное преступление в случаях совершения преступления с материальным составом характеризуется наступлением указанного в законе преступного последствия. Так, убийство считается оконченным, когда наступит смерть потерпевшего, кража и грабеж - когда преступник завладел чужим имуществом и имеет реальную возможность распорядиться им и т. д. Преступление с формальным составом признается оконченным, когда полностью выполнено общественно опасное действие (бездействие), предусмотренное уголовным законом. Так, например, оставление в опасности (ст. 125) является оконченным с выполнением акта бездействия, выразившегося в заведомом оставлении без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

III. Приготовление к преступлению.

Часть 1 ст. 30 УК РФ определяет приготовление к преступлению как “приискание, приготовление или приспособление лицом средств или орудий, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от лица обстоятельствам”. С точки зрения анализа юридической нормы это определение специфично — оно начинается с конкретизации приготовительных действий в виде приискания, изготовления или приспособления средств или орудий совершения преступления. Следовательно, любые приготовительные действия — это всегда умышленное создание условий для совершения преступления.

В уголовно-правовой доктрине относительно содержания приготовления к преступлению существовало множество точек зрения. Оно то признавалось “отдаленным покушением”, то включалось в обнаружение умысла. В частности, в дореволюционном уголовном праве “приготовлением признавалось лишь приискание и приспособление средств для совершения преступления”[1]. Остальные виды приготовительных действий, не связанные с орудиями и средствами совершения преступления, относились к обнаружению умысла.

УК РСФСР 1922 г. Расширил понятие приготовления, но отказался в принципе от его криминализации. Ст. 12 гласила: “Приготовлением к преступлению считается приискание, приобретение или приспособление орудий, средств и создание условий для совершения преступлений.

Приготовление к преступлению карается, если оно само по себе является наказуемым действием”. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик вообще отказались от терминов “приготовление к преступлению” и “покушение на преступление”; в них говорилось о “начатом преступлении”. Такое обобщение привело к тому, что на практике законодатели союзных республик толковали это понятие по-разному: одни как покушение, а другие как приготовление и покушение. В последствии Пленум Верховного Суда СССР 7 мая 1928 года разъяснил, что под “начатым преступлением” имеются в виду и приготовление, и покушение на преступление.

Преведущие уголовные кодексы исходили из принципа наказуемости приготовительных действий к любому преступлению. В судебной практике случаи осуждения за приготовление к преступлению встречались редко, что вполне объяснимо отдаленностью приготовительных действий от окончания преступного посягательства и в связи с этим незначительной степенью их общественной опасности. Кроме того, на практике приготовление обычно трудно доказать, так как совершение приготовительных действий само по себе не всегда еще свидетельствует о преступном намерении лица, их совершившего. В связи с этим законодатель вполне обосновано отказался от общей наказуемости приготовления к преступлению. По УК РФ уголовная ответственность за приготовление к преступлению ограничена кругом тяжких или особо тяжких преступлений (ч.2 ст. 30 УК РФ). Любые приготовительные к преступлению действия образуют объективную сторону приготовления к преступлению, однако они не входят в объективную сторону готовящегося преступления. Например, лицо в целях совершения грабежей приобретает огнестрельное оружие. Объективную сторону грабежа будет составлять насильственное лишение собственности другого человека. Приобретение огнестрельного оружия не образует объективной стороны грабежа. Таким образом, состав приготовления к преступлению характеризуется собственной самостоятельной объективной стороной.

Дискуссионным является вопрос о форме совершения данной стадии преступления. По этому поводу существует 2 точки зрения. В комментарии к Уголовному кодексу РФ под редакцией А.В. Наумова говорится: “С объективной стороны приготовление к преступлению характеризуется также тем, что оно может быть совершено только путем действия. Это вытекает и из законодательного определения приготовления к преступлению (ч. 1 ст. 30 УК), так как уголовный закон перечисляет лишь активные формы данной стадии совершения преступления. Очевидно, что ни одна из этих форм преступного поведения не может быть осуществлена путем бездействия”[2].