Смекни!
smekni.com

Державин Михаил Михайлович (стр. 1 из 2)

Народный артист России

Родился 15 июня 1936 года в Москве. Отец - Державин Михаил Степанович (1904-1951), народный артист РСФСР, был одним из ведущих актеров Театра имени Е. Вахтангова. Мать - Державина Ираида Ивановна (1916-2000). Супруга - Державина (Бабаян) Роксана Рубеновна (1946 г. рожд.), известная эстрадная певица, народная артистка России. Дочь - Державина Мария Михайловна (1963 г. рожд.).

Михаил Державин вырос в уникальном доме на улице Вахтангова. В нем жили актеры, художники, музыканты, в соседнем подъезде находилось Театральное училище имени Б.В. Щукина. На первом этаже в маленькой квартирке жила семья замечательного чтеца Д.Н. Журавлева. Здесь всегда было весело и шумно, для детей устраивались балы, вечера шарад и импровизаций, здесь пели, читали и танцевали под аккомпанемент С. Рихтера... Среди постоянных гостей были Михаил Державин и Александр Ширвиндт.

К Державиным часто приходили знаменитые вахтанговцы - Р.Н. Симонов, В.Г. Кольцов, А.И. Горюнов, Н.П. Охлопков, А.Л. Абрикосов и другие. В детстве Михаил и не подозревал, что в Москве, кроме театра, есть еще места, куда можно ходить на работу. Вся жизнь заключалась в театре, который был для него центром Вселенной. Дома дети ставили сказки, сами придумывали декорации, с азартом распределяли роли, шили костюмы. Кулисами для домашней сцены служили огромные географические карты, привезенные из Омска, где во время Великой Отечественной войны Державины вместе с другими актерами Театра имени Е. Вахтангова жили в эвакуации в здании школы. Там, в Омске, Михаил не пропускал ни одного спектакля отца. Особенно ему нравился "Фельдмаршал Кутузов", в котором Державин-старший играл главную роль. В свои пять лет Михаил выучил наизусть монолог Кутузова, читал его в госпитале перед ранеными.

Хотя в дальнейшем Михаил Державин не сыграл ни одной роли из репертуара своего отца, но "семейные черты" ярко проявились в его творчестве - сильный драматизм, яркий юмор, колоритность бытовых деталей.

Отец ушел из жизни, когда Михаилу исполнилось всего 15 лет. Мама не работала, остались еще две младшие сестры. Михаил помогал семье как мог: снимался в массовке на "Мосфильме", десятый класс окончил в вечерней школе, так как днем приходилось подрабатывать.

В 1954 году Михаил Державин поступил в Театральное училище имени Щукина, где его учителями стали замечательные актеры Театра имени Е. Вахтангова, которых он помнил еще с детства.

Работа на сцене для молодого актера началась с гастролей. В 1959 году, по окончании училища имени Б.В. Щукина, его пригласили в Московский театр имени Ленинского комсомола. Однако в то время, когда Михаил Державин сдавал выпускные экзамены, театр уехал на гастроли по Волге. Присоединился к труппе уже в Куйбышеве. В спектакле, посвященном молодым годам Ленина, он сыграл семь эпизодических ролей. А после возвращения театра в Москву сыграл свою первую большую роль в пьесе-фельетоне "Опасный возраст" Семена Нариньяни, посвященной стилягам. Спектакль имел гигантский успех у зрителей. Стиляга по прозвищу Бубусь принес молодому актеру широкую известность.

В 1967 году Михаил Державин короткое время работал в Театре на Малой Бронной, куда в числе других актеров перешел вслед за режиссером А.В. Эфросом. В том же году под влиянием старых друзей А. Миронова и М. Захарова он перешел в Московский академический театр Сатиры, где работает до настоящего времени.

Первой ролью Державина в новом театре стал Марич в "Последнем параде" А. Штейна (1968), в котором он вместе с Анатолием Папановым исполнял специально для этого спектакля написанные песни Владимира Высоцкого, в том числе и очень популярную впоследствии "Утреннюю гимнастику".

Всего за время работы в Московском академическом театре Сатиры Державин сыграл более 60 ролей. Следуя на сцене традициям реализма, он естественен и органичен и в классике, и в пьесах современных авторов. В многообразии характеров, воплощенных актером, сосуществуют и взаимодействуют две линии: человек добрый, веселый, открытый (например, Елисеев в "Банкете" А. Арканова и Г. Горина, 1968; Велосипедкин в "Бане" В. Маяковского,1970; Телятев в "Бешеных деньгах" А. Островского, 1981; Николай Буркини в "Прощай, конферансье!" Г. Горина, 1984) и человек агрессивный, ироничный, жестокий (например, Красная кепка в "Ремонте" М. Рощина, 1975; Скалозуб в "Горе от ума" А. Грибоедова, 1976; Тартюф в одноименной пьесе Ж.-Б. Мольера, 1977; Семенов в спектакле "Мы, нижеподписавшиеся" А. Гельмана; Виктор Викторович в "Самоубийце" Н. Эрдмана, 1982). Всем без исключения героям Державина присущи жизнелюбие и внутренняя активность.

По словам Михаила Державина, сатира для него - это прежде всего высокая гражданственность, ее назначение - помочь людям разобраться в сложных житейских ситуациях, искоренить все плохое, что есть в жизни. Создавая образы, актер балансирует на грани смешного и серьезного, смешного и грустного, смешного и уродливого. На сцене Державин любит театральность, само состояние игры, перевоплощение и, если роль написана одной краской, старается найти в ней еще и другую, нащупать в характере неоднозначность. Так, Тартюф в исполнении Державина начисто лишен ханжества, с которым обычно связывают представление об этом персонаже. Его Тартюф становится героем психологической драмы, он берет не обманом и лицемерием, а открытой наглостью, грубой силой в сочетании с почти мистическим обаянием, исходящем от его нарочито замедленных жестов, ровного и властного голоса, от взгляда, завораживающего собеседника. Актеру удалось передать весь трагизм финального краха своего героя. Жестокость другого своего персонажа - литератора Виктора Викторовича ("Самоубийца"), стремящегося довести до самоубийства другого человека, Державин скрывает под маской простодушия, изображая его в иронически комедийной, шаржированно бытовой манере.

Неожиданные краски привносит Михаил Михайлович в роль Бобчинского в "Ревизоре" Н. Гоголя (1972), наделяя его болезненным честолюбием и агрессивностью. Вообще, в "Ревизоре" в постановке Театра Сатиры Бобчинский и Добчинский (Александр Ширвиндт) выдвигаются на первый план, отношения их резко конфликтны и основаны на взаимной ненависти. В течение всего действия Бобчинский морально угнетает Добчинского, но при всем накале соперничества они не могут существовать один без другого. При этом для актеров важно было показать причины, породившие отчаянное соперничество их героев: сознание собственной нереализованности, пустоту и тоску существования.

Работая над ролью, Державин всегда старается играть живого человека, во всей его сложности и противоречивости. Так, его властный, амбициозный, абсолютно уверенный в собственной непогрешимости Скалозуб в "Горе от ума" Грибоедова (1976), однако по-своему умен, корректен, изящен. Епиходов в "Вишневом саде" Чехова (1983) вызывает у зрителя одновременно и смех, и жалость.

В 1970-х - начале 1980-х годов на сцене Театра Сатиры, помимо уже упомянутых ролей, Державин сыграл Медведя в "Обыкновенном чуде" Е. Шварца (1971), Иванова в "Феноменах" Гр. Горина (1979), Брауна в "Трехгрошовой опере" Б. Брехта (1980).

Интеллектуальная, аналитическая сторона творчества Михаила Державина отчетливо проявилась в образе Роберта Макнамары в исторической пьесе журналиста-международника Ф. Бурлацкого "Бремя решения"(1985) об Америке времен карибского кризиса. Министр обороны США Макнамара у Державина - не реакционер и милитарист, как этот персонаж долгое время трактовался в отечественной прессе, а прежде всего честный, интеллигентный человек, преданный своей стране и своему долгу.

В пьесе "Рыжая кобыла с колокольчиком" И. Друцэ (1986) Михаил Державин в тонкой иронической манере сыграл роль Ответственного, члена Особой комиссии. Пьеса И. Друцэ - философская притча, близкая театру абсурда: конкретные, жизненно достоверные характеры помещены в причудливую, нереальную ситуацию. Герой Державина вне своей должности, за пределами своей социально-политической функции - жизнелюбивый, приятный, остроумный человек. Но застывшие в его сознании догмы воздвигли стену между ним и реальной действительностью, все его попытки улучшить и перестроить жизнь оканчиваются ничем. Герой Державина воспринимался зрителем как грустный символ давно исчерпавшего себя государственного аппарата.

В спектакле "Прощай, конферансье!" Григория Горина (1984) в постановке Андрея Миронова соединились воедино эстрадная и драматическая грани актерской индивидуальности Державина. Миронов и Державин посвятили спектакль памяти своих отцов. В этом одновременно смешном и трагическом повествовании о жизни актеров в годы Великой Отечественной войны герой Державина конферансье Николай Буркини - тонкий, добрый, интеллигентный человек, перед лицом смерти обнаруживает несокрушимую мощь духа и разума. В спектакле "Прощай, конферансье!" Державин - не только центральный герой пьесы, но и ведущий представления, вступающий в непосредственное живое общение со зрителем. Начав спектакль в иронично лирической манере, он постепенно усиливает драматизм, переходя в финале к открытому, пронзительному трагизму.

Среди недавних работ Михаила Михайловича Державина в Театре Сатиры - Американец в спектакле Ф. Искандера "Привет от Цюрупы!" (1999) и участие в новом спектакле-обозрении "Андрюша", посвященном Андрею Миронову.

Есть в творческом портрете актера Державина еще одна черта, которая дала ему особую популярность. Она проявилась еще со времен "капустников", где родился знаменитый дуэт Ширвиндт-Державин. Она позволила ему стать настоящим мастером точной и тонкой репризы - в эстрадном диалоге, конферансе, сценке, розыгрыше. Сдержанный иронист Ширвиндт и бойкий юморист Державин - так распределены их роли в творческом дуэте. Позднее они выступали в этом качестве не только на эстраде, но и в Театре Сатиры в спектакле Ширвиндта "Молчи, грусть, молчи..." (1985), который изначально делался как капустник, к юбилею театра, а в результате шел на его сцене более пятнадцати лет. В 1997 году состоялась премьера спектакля "Счастливцев - Несчастливцев" Горина - спектакля для двух исполнителей - Державина (Счастливцев) и Ширвиндта (Несчастливцев). В этой пьесе, повествующей о жизни актеров, есть и игра со зрителем, и буффонада, и цирк, и водевиль, и драма.