Смекни!
smekni.com

Плетнев Михаил Васильевич (стр. 1 из 2)

Народный артист России, лауреат Государственных премий

Родился 14 апреля 1957 года в Архангельске в семье профессиональных музыкантов. Отец - Плетнев Василий Павлович, баянист, окончил институт имени Гнесиных. Мать - Плетнева Ольга Дмитриевна, пианистка.

Вскоре после рождения Михаила семья Плетневых переехала в Саратов. Отец стал преподавателем консерватории, мать - концертмейстером в консерватории. Через год в связи с проблемами с жильем семья переехала в Казань. Музыкальные наклонности Миши Плетнева проявились очень рано. В три года будущий музыкант рассаживал перед собой любимых плюшевых зверей, рисовал и вырезал бумажные музыкальные инструменты и раздавал их своим зверятам, а затем начинал дирижировать. Таким был самый первый оркестр Плетнева. В 7 лет Михаил поступил в специальную музыкальную школу десятилетку при Казанской консерватории по классу фортепиано к преподавателю К.А.Шашкиной. В 13 лет он был переведен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории имени Чайковского в класс Е. Тимакина.

В усвоении знаний он был неутомим и активен, имел собственный подход к изучаемому материалу, отличался независимостью суждений и мыслей, умел защищать свою точку зрения. Одаренный подросток старался максимально полно использовать время учебы в школе. В 16-летнем возрасте Михаил Плетнев получил Гран-при на Международном юношеском конкурсе в Париже (1973). В 1974 году он поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Я. Флиера, выдающегося пианиста и педагога. Профессору достался очень непростой студент, весьма крепкий орешек с неуступчивым характером. Однажды Флиер упомянул, что на одно занятие с этим юношей он тратит столько же сил и нервов, сколько на два своих сольных концерта...

Успехи не замедлили сказаться. В 1977 году М. Плетнев получает первую премию на V Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году завоевывает золотую медаль и первую премию на VI Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского в Москве. Член жюри конкурса, замечательный американский пианист и педагог Ю. Лист сказал: "У Плетнева сильный музыкальный ум, широкое мировоззрение. Но это не значит, что он играет одним рассудком. У него есть тот баланс сердца и ума, который так необходим музыканту". "Я чрезвычайно благодарен судьбе, - говорил после конкурса М. Плетнев, - что она подарила мне 3,5 года учебы и тесного общения с Яковом Владимировичем (Флиер умер 18 декабря 1977 года). Вскоре после смерти Я.В.Флиера М.Плетнев поступает в класс под руководством Л.Н.Власенко (в свое время ученика Флиера), лауреата премии имени Чайковского. Кстати, всю программу для конкурса имени Чайковского я успел подготовить под его руководством и на этом ответственном соревновании выступал как бы от его имени". Триумф на конкурсе положил начало мировой известности Михаила Плетнева.

В 1979 году Плетнев с отличием окончил консерваторию, в 1981 году - аспирантуру у Л.Н.Власенко и становится ассистентом у него в классе. Через некоторое время у Михаила Плетнева появляется свой класс фортепиано в Московской консерватории. С 1981 года он являлся солистом Госконцерта, неустанно расширял свой репертуар, который включал в себя сочинения различных эпох и стилей. В огромном исполнительском багаже Плетнева-пианиста есть произведения Баха и Бетховена, Скрябина и Шостаковича, все фортепианное наследие Чайковского, недавно обнаруженные Семь фуг Грига (мировая премьера!) и Симфонические этюды Шумана. В его активе - произведения крупных форм Гайдна, Моцарта, Шопена "Пляска смерти" - парафраз на Dies Irac для фортепиано с оркестром Листа, концерты для фортепиано с оркестром Грига, Листа, Рахманинова. Особо следует отметить Плетневские интерпретации, его транскрипции для фортепиано сочинений Чайковского. Плетнев предстает на сцене не только как солист, но и как ансамблист в партнерстве с кларнетистом Майклом Коллинзом, в составе квинтета солистов Российского национального оркестра. Слава пианиста-виртуоза прочно закрепилась за Михаилом Плетневым с самых первых его выступлений. Его сравнивают с Горовицем, Мекеланджели. "Главное для Плетнева - идея, мысль, - считает музыкальный критик Ф. Фахми, - мыслить для него - значит творить. Сильной конструктивной логике этот пианист подчиняет все. И даже его блистательная техника как бы отходит на второй план..." Трактовки исполняемых Плетневым произведений покоряют своей глубиной и эмоциональной духовностью, яркой индивидуальностью и совершенством.

Страстный темперамент Плетнева скрывается за некоторой внешней аскетичностью, но именно глубинный психологизм, свойственный его игре, способен держать слушателей в напряженном внимании. Он много и с неизменным успехом гастролирует в России и за рубежом. Плетнев-пианист выступал с замечательными дирижерами, такими как Аббадо, Ашкенази, Баршай, Бломстед, Гатти, Гергиев, Джулини, Инуе, Маазель, Нагано, Песек, Слаткин, Телеманн, Федосеев, Хайтинк, Шайли, Ярви и др., с первоклассными музыкальными коллективами: Берлинским, Мюнхенским, Израильским, Лондонским, Чешским, Токийским филармоническими оркестрами, Национальным оркестром Франции, Берлинским симфоническим оркестром, Байрейтским симфоническим оркестром радио, Копенгагенским фестивальным оркестром, Симфоническим оркестром Сан-Франциско, Питсбургским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Santa Cecilia, Chamber Orchestra of Europe. В мае 1995 года Плетнев выступил в Берлине с Берлинским симфоническим оркестром под управлением К. Зандерлинга в концерте в честь 50-й годовщины Победы над фашистской Германией во Второй мировой войне.

М. Плетнев регулярно дает сольные концерты по всей Европе, в Японии и США. Его знают любители музыки в Амстердаме, Лондоне, Париже, Риме, Вене, Копенгагене, Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Бонне, Кёльне, Дюссельдорфе, Брюсселе, Милане, Цюрихе, Базеле, Женеве, Люцерне и т.д. На взлете карьеры пианиста Плетнев дебютировал и как дирижер (1980), после чего выступал в качестве приглашенного дирижера со многими ведущими оркестрами страны. В 1990 году сбылась заветная мечта музыканта - создать независимый симфонический оркестр. Музыкальный и человеческий авторитет М. Плетнева привлекли в его оркестр большое число талантливых исполнителей-инструменталистов.

С момента основания Российского национального оркестра (РНО) и до 1999 года Плетнев являлся художественным руководителем, главным дирижером и президентом фонда РНО. Ровно через год после создания оркестр достойно выступил в Ватикане, в резиденции Иоанна Павла II. В последующие годы коллектив триумфально гастролировал в США, Японии, Юго-Восточной Азии, выступал в крупнейших музыкальных центрах Европы, на музыкальных фестивалях в Риме, Белграде, Берлине, Вене, Лондоне, Амстердаме, Женеве, Мадриде, на Сицилии, в концертных залах менее крупных городов. Оркестр дал множество концертов у себя на родине: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти и других городах Поволжья, в Воронеже, Вологде, принимал участие в фестивалях Чайковского в Ижевске и Клину, рахманиновских фестивалях в Нижнем Новгороде и Тамбове, фестивале, посвященном 60-летию Шнитке, и др. Камерный состав оркестра участвовал в "Декабрьских вечерах" в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Свой оркестр Плетнев вывел в разряд лучших симфонических коллективов мира. В программы оркестра входят шедевры отечественной и зарубежной музыки: произведения Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Стравинского, Шостаковича, Гайдна, Брукнера, Бетховена, Мусоргского, Лядова, Равеля, Скрябина, Танеева, Ляпунова, Вебера, Конюса, Делиба, Прокофьева, Моцарта, Россини, Брамса, Штрауса, Шнитке, Щедрина, Губайдулиной, Артемова... Российский Национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева за короткий срок получил широкое международное признание и числится в десятке лучших оркестров мира. Это единственный симфонический оркестр в России, который приглашается на записи на известнейшую западноевропейскую фирму "Deutsche Grammophon".

Российский Национальный оркестр открыл перед Плетневым-дирижером поистине безграничные возможности, позволил в полную силу расцвести его дирижерскому таланту. В октябре 1993 года Михаил Плетнев дирижировал Лондонским симфоническим оркестром, заменив в последнюю минуту заболевшего М. Ростроповича. Практически сразу был организован второй концерт с этим оркестром, где Плетнев выступил в роли дирижера и исполнителя одновременно. В мае 1994 года в Берлине на праздновании по поводу вывода войск союзников из Германии Плетнев с воодушевлением дирижировал Берлинским симфоническим оркестром. Маэстро Плетнева приглашают дирижировать многие выдающиеся оркестры мира. Среди них: Лос-Анджелеский, Лондонский, Роттердамский филармонические оркестры, Национальный симфонический оркестр Турции, Оркестр радио Северной Германии, Национальный Королевский шотландский оркестр и Шотландский камерный оркестр, Бирмингемский симфонический и Будапештский фестивальный оркестры, Стокгольмский симфонический оркестр радио и др.

Яркая творческая натура Михаила Плетнева гармонично проявляется и в его композиторской деятельности. Он - автор Триптиха для симфонического оркестра, Фортепианного квинтета, Фантазии на казахские темы для скрипки с оркестром, Транскрипции фрагментов балета "Анна Каренина" Родиона Щедрина. "Пролог" и "Скачки" из этого балета он включил в программу конкурса имени П.И. Чайковского и с успехом исполняет в концертах. Плетнев переоркестровал I и II фортепианные концерты Шопена, создал Каприччио для фортепиано с оркестром, сделал фортепианные переложения сюит из балетов "Щелкунчик" и "Спящая красавица". В 1997 году он написал Классическую симфонию в 4-х частях, в 1998 году - Альтовый концерт с посвящением Ю. Башмету. Премьера Скрипичного концерта Бетховена в переложении для кларнета, сделанная Плетневым специально для М. Коллинза (Великобритания), состоялась в 1999 году. Традиционное рождественское выступление Российского Национального оркестра в зале имени Чайковского в 1995 году вылилось в спектакль-концерт - музыкально-хореографическую феерию "Щелкунчик". Михаил Плетнев вновь удивил музыкальный мир, создав совершенно новый жанр представления. Идея интерпретации балета Чайковского возникла у него в Воткинске, на родине великого композитора. Постановка феерии осуществлена им в хореографии С.Головкиной - директора Московского академического хореографического училища. Оркестр и дирижер М. Плетнев - магический Дроссельмейер - разместились в глубине сцены, а перед ними танцевали юные балетные ученики С. Головкиной в обрамлении детского хора "Весна" (руководитель С. Пономарев), и волшебник слова С. Бэлза знакомил зрителей с фрагментами произведений Гофмана, Дюма-сына и М. Петипа. Обычно невозмутимый Плетнев чувствовал себя чародеем, погружая зал в атмосферу фантастически прекрасной музыкальной сказки. Еще на студенческой скамье М. Плетнев записал свою первую долгоиграющую пластинку, выпущенную фирмой "Мелодия". Эта же студия осуществила запись его конкурсных выступлений.