Смекни!
smekni.com

Аполлон Майков: поэт великой империи (к 185-летию со дня рождения) (стр. 1 из 2)

Сергей Лабанов, Москва

4 июня 2006 года исполнится 185 лет со дня рождения замечательного русского поэта А. Н. Майкова (к сожалению, почти забытого и игнорируемого)

Кроме поэтического творчества он интересен как представитель славянофильского направления мысли, как оригинальный создатель прозаических миниатюр, рассказов и повестей. Сам Аполлон Майков называл себя духовным крестником Ф.И. Тютчева (которого знал по службе в цензурном комитете при МИД и был его любимым другом).

Либеральное сознание нынешнего времени не поймёт всей искренности любви Майкова к государству, к империи и царям — почтёт это за лизоблюдство. А между тем, он отличался искренностью и той нравственной чистотой, которой сегодня всем нам не хватает. Кроме этого, он был верный отец и семьянин, соблюдая полностью свои обязанности семьянина и патриота.

А.Н. Майков родился 23 мая\4 июня 1821 года в родовитой дворянской семье, большинство членов которой прославили Россию своими таллантами и подвигами, честно служа ей. Её родоначальником был дьяк великого князя Василия Васильевича и царя Ивана Грозного Андрей Майк. К роду Майковых принадлежал русский святой, основатель нестяжательства, мученик и церковный писатель Нил Сорский (в миру Нил или Николай Майков). Ярославский помещик И.С. Майков содействовал Ф.Г. Волкову в создании первого публичного театра, а его старший сын, родной брат прадеда Аполлона Николаевича – Василий Иванович, замечательный поэт XVIII века. Его родной дед, Аполлон Александрович, служил директором Императорских театров. Кроме этого, Майков был сыном академика живописи Николая Александровича Майкова, а также родным братом литературного критика Валериана Николаевича и историка русской литературы Леонида Николаевича. Дядя поэта писал статьи по панславизму, отличался монархизмом и патриотизмом. Сам поэт воспитывался в атмосфере, насыщенной любви к искусству.

В 1837-1841 годах Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. С 1844 года он становится помощником библиотекаря при Румянцевском музее, а с 1852 года и до конца жизни служил цензором, а затем председателем комитета иностранной цензуры, т.е. в том самом месте, где служил его друг Ф.И. Тютчев и чей пост председателя этого цензурного ведомства он блестяще занял после отставки последнего. При этом он неоднократно выезжал за границу, главным образом в Грецию и Италию.

Раннее детство Апполона Николаевича прошло в имении отца сельце Никольском, близ Троице-Сергиевой лавры и отчасти в имении бабушки сельце Чепчихе Клинского уезда Московской губернии. Его постоянными товарищами были крестьянские дети. Здесь он на всю жизнь пристрастился к рыбной ловле, что отразилось в его поэме «Рыбная ловля», которая была опубликована в «Отечественных записках» в 1856 году. При этом, первоначальное образование и воспитание он получил дома: вначале его по–русски и по-французски обучала мать, а потом два года в имении жили гувернёры. Все эти воспоминания детства не могли не сказаться на дальнейшем мировоззрении поэта.

В 1842 году он впервые издал сборник «Стихотворения», в котором проявился характерный для Майкова интерес к Древней Греции и Риму. Данный сборник стихов подвёл итог периода становления Аполлона Николаевича как оригинального поэта и вызвала широкие отклики многих маститых литераторов как в его время, так и после смерти автора. В этих своих первых стихах поэт продолжил традиции антологической поэзии К.Н. Батюшкова и Н.И. Гнедича.

Здесь для него свойственна ясность и пластичность образов, а также гуманистический идеал земной жизни. В следующем сборнике «Очерки Рима» (1847) Майков сделал попытку на фоне древнего мира показать природу и бытовые сцены из жизни современной Италии. Прекрасные образы древнего Рима, поклонение высокому искусству и красоте вообще, и женской, в частности, и также наслаждение картинами природы – всё это мотивы в его прежнем, антологическом духе, чем так сильна муза поэта в начальный период его деятельности. Как не далеки от нас времена античности, но главная заслуга Аполлона Николаевича заключается в силе его поэтического гения, который сумел приблизить этот мир к нам, а также воскресить перед нами его картины и увлечь нас своими переживаниями и глубокой созерцательностью.

В Италии Майков жил вместе со своим братом Валерианом и оба позднее ездили в Париж, чтобы там пробыть в течение нескольких месяцев. Во время этой поездки Аполлон Николаевич слушал лекции в Сорбонне и в College de France, тем самым, обогатившись столь нужными для его дальнейшего творчества познаниями.

Перед возвращением в Россию поэт побывал в Праге, в связи с пробуждающимся в его сознании интересом к панславистским идеям. Его тянуло поближе взглянуть на славян, присмотреться к их быту, узнать их прошлое. Знакомство со славянским миром и его юридическими памятниками дало Аполлону Николаевичу материал для его кандидатской диссертации «О первоначальном характере законов по источникам славянского права». Эта работам вполне объясняет тот интерес, с которым он сам относился к славянской жизни и который задержал его в Праге. Здесь Майков познакомился с деятелями чешского и славянского просвещения Ганкой и Шафариком и нашёл в их тесном кружке ласковый и дружественный приём.

По свидетельству самого Майкова, его литературные вкусы складывались сначала под влиянием М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, а решающее влияние на формирование его как поэта оказали элегии и антологические стихи К.Д. Батюшкова. На эту почву также легли эмоциональные впечатления от творчества А.С. Пушкина, особенно второй половины его жизни. На ранних стихах поэта также явственно ощущается влияние русских романтиков от Е.А. Боратынского до Бенедиктова.

Языческое мироощущение, выразившиеся в подражаниях древним грекам и римлянам, приходило в непримиримое противоречие с христианским мировоззрением Майкова. Из борения двух исторически непримиримых начал возникла магистральная тема всего творчества Майкова – тема торжества христианства в борьбе с язычеством в первые века нашей эры.

Всё это в полной мере проявилось в его драматической поэме «Три смерти», где показан Рим времён Нерона. По приказу императора должны были умереть философ Сенека, поэт Лукан и богач-эпикуреец Люций. В их диалогах и монологах во всём многообразии гениально воплощены разложение и упадок языческой Римской империи. А сама христианская тема у поэта здесь лишь подразумевается. Приблизительно в это же самое время было написано его большое стихотворение «Савонарола», посвящённая исследованию двух путей христианства – иступленно – аскетически и полного любви и радости. Майков, также как его потомок (выступал против христианства Иосифа Волоцкого) прославляет второй путь.

В 1852 году Майков женится на русской немке лютеранского вероисповедания Анне Ивановне Штеммер (1830-1911). У них было четверо детей: из них до совершеннолетия дожили только трое сыновей. Самый известный из них Аполлон был один из ведущих публицистов черносотенного движения в начале ХХ века.

В октябре 1852 года Майков определился в Петербургский комитет иностранной цензуры исполняющим обязанности младшего цензора. В 1875 году он сам возглавил комитет. «Мне ничего более не надо: я и умереть хочу, как и Тютчев, в дорогом моему сердцу комитете», — однажды признался Аполлон Николаевич. В итоге он в этом ведомстве проработал 45 лет, т.е. до самой своей смерти. Как глава учёного комитета иностранной цензуры Майков состоял также членом учёного комитета Министерства народного просвещения. В 1853 году Академия наук избрала его членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности, а Киевский университет почётным членом.

В это время его взгляды резко меняются: он всё больше и больше склоняется к почвенническим и славянофильским идеям, не совсем соглашаясь с окончательными выводами о петровской эпохе старых славянофилов. При этом он полностью соприкасался с идеями Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, А.А. Григорьева. Но всё-таки огромную роль в изменении позиции поэта в отношении к роли и места России в мире сыграло прежде всего его общение и дружба с Ф.И. Тютчевым. «Знакомство с Тютчевым и расположение ко мне, — отмечает Майков, всё скреплённою пятнадцатилетней службой вместе и частными беседами и свиданиями, окончательно поставило меня на ноги, дало высокие точки зрения на мир, Россию и её судьбы в прошлом, настоящем и будущем, и сообщило тот устой мысли, на коем стою теперь и на коем воспитываю своё семейство». И этот самый устой спас самого Майкова от нигилизма и атеизма. Вот как он сам заканчивает своё письмо из Константинополя своему приятелю М.Л. Златковскому: «Напротив, сам вывел (устой – Прим. С.Л.) многих из мрака и шатания. Таким образом, завершился период исканий правды в философии, религии, политике. Нравственная евангельская правда одна с малолетства не была поколеблена, плюс некоторые фамильные предания. Когда всё это установилось и отошло на задний план, тогда только началось настоящее творчество, в связи отчасти, с непредвиденными событиями жизни, отчасти с ходом внутренней работы мысли».

Крымская война 1853-56 годов всколыхнула патриотические и монархические чувства Майкова. В самом начале 1855 года вышла небольшая книжка его стихов «1854 год» (СПб). Сама война, настроение, охватившее русское общество столь эмоционально и во многом невольно сообщилось чуткому поэту, образ мыслей, которого достиг полной зрелости. Так, в письме к А.Ф. Писемскому он пишет: «И каково бы ни было образование каждого, из каких бы источников ни подчеркнул он свои знания и мнения, все в один голос, в один миг должны были разрешить этот вопрос и единодушно, перед судом совести ответить: «Я русский»… Ничто не подавило в нашем сознании, что можно быть учёным и образованным человеком и чувствовать, что мы в тоже время русские, и что в нас повыше всего одно святое чувство любви к отечеству!».

Как же это необходимо понять нам, сегодняшним людям с, неизчезнувшими либеральными комплексами, эти замечательные мысли, обращённые Майковым как к его современникам, так и к сегодняшним политикам и обществу. Заканчивает он письмо следующими замечательными словами, которые сегодня так редко услышишь: «На нас писателях лежит великий долг – увековечить то, что мы чувствовали со всеми. Нам следует уяснить и осязательно нарисовать тот идеал России, который ощутителен всякому».