Смекни!
smekni.com

Благотворитель гребневского храма Николай Патрикеев (стр. 1 из 2)

Работа лауреатов I Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ по историко-церковному краеведению

Введение

Наше поколение называют «царские» дети, которые сидят на сундуке с сокровищами, ключ от которого потерян. Под ключом к национальному богатству подразумевается вера. От отца к сыну на Руси передавалась вера в Бога и любовь к родной земле. Во славу Божью наши предки строили храмы, писали иконы – «украсно украшали» землю и оставили её нам в наследство. Эта красота – видимое отражение духовной и нравственной жизни русского народа.

Национальное богатство России составляют не только памятники материальной, но и духовной культуры. Культурным наследием являются нравственные ценности и традиции, которые впитывал человек с молоком матери и передавал из рода в род. Не зря академик Д.С.Лихачёв понимал культуру как память. К числу забытых ныне добродетелей относится – благочестивый образ жизни, богобоязнь, почитание родителей. Как же вернуть историческую память, восстановить культурное наследие нам, Иванам, родства не помнящим?! Очевидно, что следует вспомнить и восстановить утраченные традиции, «реставрировать» их вместе с храмами и иконами.

В нашей школе мы решили заново перечитать историю городского храма. Восстановить имена славных земляков, которые строили это церковное здание и оставили его нам в наследство. Кто были эти люди, что покоятся на церковном погосте? Как жили они? Может ли их образ жизни служить примером нам, молодым одинцовцам? Задавшись такими вопросами, участники нашей краеведческой секции обследовали остатки церковного некрополя, составили опись уцелевших надгробных плит, навели справки у священнослужителей, которые по долгу службы беседуют с долгожителями и владеют драгоценной информацией о прошлом, выявили имена городских старожилов, получили доступ в архив, где хранятся клировые ведомости Гребневского Храма (рукописный документ, который содержит сведения о церкви, священнослужителях, прихожанах).

Мы поставили перед собой цели:

• восстановить историю строительства храма во всей полноте;

• пробудить интерес к истории города и его храма;

• приобрести навыки научной работы;

Для выполнения намеченных целей мы поставили следующие задачи:

• составить синодик (поминальный список) Гребневского храма;

• проследить жизненный путь Н.Патрикеева, познакомиться с образцами благочестивой жизни тех, кто жил на этой земле до нас;

• применить полученные знания на практике.

В ходе поисковой работы мы применяли такие методы:

• метод наблюдения

• анализ литературы и архивных материалов

• метод беседы и интервью.

Исследуя фонды Одинцовского архива, мы обнаружили метрические книги разрозненные, не по всем годам. Метрическая книга или клировая ведомость представляет собой амбарную тетрадь, которую заполняли по трём направлениям: о рождении, о венчании, о погребении. Для составления синодика нас интересовало последнее. Исследуемые книги представляют собой рукопись, выполненную чернилами, тонким пером, иногда каллиграфическим почерком с завитушками, иногда попорченную временем и плохо читаемую. В книге за 1910 год в июне месяце мы обнаружили запись о смерти и погребении на церковном кладбище Н.Патрикеева. Получили информацию о его социальном статусе (крестьянин), месте его рождения (Владимирская губерния и уезд, Черкутинская волость д. Курбяниха). В метрической книге за 1904 год в ноябре месяце отыскали запись о рождении внучки Патрикеева.

От старожилов – прихожан мы узнали адрес внука Патрикеева, познакомились, взяли интервью, записали беседу на диктофон. К этой записи мы возвращались много раз при составлении семейной генеалогической таблицы.

После обработки архивных данных и информации, полученной в беседе с внуком Патрикеева, мы установили, что под камнем покоится ктитор. Благотворитель Гребневского храма расширил храмовое пространство, достроив два придела, трапезную и колокольню.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Гребневский храм – самое красивое здание нашего города является и самой старинной постройкой, ему два века. На церковном погосте Гребневского храма за два столетия упокоились лучшие жители Одинцова. Церковное кладбище было разорено в годы безвременья. В память о «всех окрест Святого Храма погребенных» церковь поставила деревянный крест.

Строился храм в два приема с разницей во времени сто лет. Самая старая часть – купольная двусветная ротонда. Так называют круглую в плане церковь с окнами, расположенными в два этажа. Эта постройка была возведена стараниями Елизаветы Зубовой, которая была владелицей села.

Сто лет спустя, в конце 19 века, село разрослось, число жителей увеличилось, храм стал тесным. Прихожане обратились с прошением к митрополиту о расширении храма. В прошении говорилось, что здание «не может вместить всех богомольцев, особенно в двунадесятые праздники и летнее время, когда дачники приезжают на жительство.… Находятся жертвователи, которые желают расширить трапезу с устройством в ней двух пределов… Старую колокольню, препятствующую расширению, необходимо сломать и вместо неё построить новую».

Строительное управление Московского губернского правления утвердило проект и разрешило произвести строительные работы. Архитектор Веригин удачно соединил новое здание с классической ротондой. Мы знаем, что всякое строительство требует финансовых вложений. Откуда берутся деньги? Находятся жертвователи и благотворители. Благотворитель – человек, оказывающий материальную помощь из милости. Нам известны имена многих жертвователей одинцовцев. Давайте вспомним одного из них – Николая Андреевича Патрикеева.

Патрикеев был уроженцем Владимирской губернии, простой крестьянин. Как и все его земляки, Николай Андреевич ездил на заработки в Орехово-Зуево. Смолоду крестьянский сын отличался деловой хваткой. В Орехово-Зуеве его приметил Савва Морозов – знаменитый заводчик. Он дал ему денег на покупку земли в Одинцово. На этой земле была построена мастерская по производству деталей – «погонялок», нужных для ткацкого производства, и маленький домик. Николай Андреевич поднимает свое дело – обзаводится ткацкой фабрикой и работает на Савву Морозова. Морозов, увидев маленький домик Патрикеева, не оценил его: «Разве может так жить предприниматель?» Он присылает в Одинцово рабочих, материалы, и в районе нынешней «Дубравы» возвысился добротный дом. Дом этот был о двух этажах, имел паркетный пол, голландские печки, украшенные изразцами. В доме находились два иконостаса, хранились святыни, привезенные с Афона.

Женился Николай Андреевич на своей землячке, крестьянской дочери Екатерине Ивановне. Их родители дружили между собой и, породнившись, - объединили капиталы. Николай Андреевич взял к себе разбитого параличом отца, а потом захоронил на Гребневском церковном погосте. Екатерина Ивановна оказалась хорошей хозяйкой и супругой, родила восьмерых детей, четверо из которых остались живы. Жена пережила мужа на 33 года.

Как человек становится верующим? Как стучится вера в сердца людей? К каждому по-разному. У Патрикеевых это случилось так. Их первенец – Мишенька не ходил до трех лет. Огорченные родители отправились на богомолье в монастырь. Молились горячо и искренне. Вернулись домой уставшие, сели пить чай. А сынишка пополз до первого косяка, оперся на него, поднялся и… пошел.

Устроитель Одинцовского храма страдал сахарным диабетом и скончался рано, в 1910 году. На территории храма сохранилось лишь несколько надгробных памятников. Один из них из черного камня имеет надпись: «Николай Андреевич Патрикеев, скончался 29 июня 1910 года. Жития его было 52 года».

Кто же был этот человек, если упокоился на таком почетном месте, и само время пощадило надгробный камень? Это был церковный староста, благотворитель. Его стараниями был расширен Гребневский храм, возведена колокольня, два придела и трапеза. Один из приделов освящен в честь Николая Мирликийского чудотворца, тезоименитного святого последнему Российскому императору Николаю II. Придел освящался на Николу летнего (22 мая) во время коронации царя. Так одинцовцы выразили свои верноподданические чувства.

Но мы теперь знаем, что Николай чудотворец был тезкой и строителю придела – Николаю Патрикееву. У алтаря Никольского придела покоится его прах, а надгробный памятник Патрикееву стоит отдельно – у ограды. Мы, как благодарные потомки, обязаны почтить память наших земляков, которые жили на Одинцовской земле раньше нас и трудились во благо. Наша святая обязанность – восстановить историческую справедливость, вспомнить их славные имена, благородные дела и рассказать об этом будущим поколениям.

В нашем городе, рядом с храмом, живет внук благодетеля, который носит ту же фамилию – Патрикеев Николай Иванович. В беседе с Николаем Ивановичем нам удалось узнать о родословной семьи следующее:

«Мой прадед, Андрей Васильевич Патрикеев был уроженцем Владимирской губернии, простой крестьянин, имел дочь и троих сыновей:

– Григория – сына неприспособленного к жизни, которому в ведении хозяйства помогали братья (впоследствии он по халатности сгорел на печке во время сушения льна).

– Василия – сына, служившего в армии Александра III. После службы Василий Андреевич открыл магазинчик в с. Коломенское под Москвой. Женился. Детей у него не было. Был похоронен в одной могиле с отцом – Андреем Васильевичем.

– Николая – сына, ставшего благотворителем Гребневского храма».

Старший сын Николая Андреевича – Михаил, продолжил дело отца. Он женился (супруга Анна Александровна), имел двоих детей: сына и дочь. Сын умер, а дочь Лида дожила до 89 лет. В 1928 году Михаила Николаевича репрессировали и выслали в город Свердловск. Умер он в Москве во время Великий Отечественной войны. Его супруга, попав под репрессию, сидела в тюрьме. Умерла в 1969 году в 86-летнем возрасте.

Мария Николаевна, второй (из оставшихся в живых) ребенок в семье, родилась в 1882 году. Вышла замуж в Ивановскую область. Родила троих сыновей и дочь. В 1924 году переехала в Одинцово и жила во второй половине дома Патрикеевых.