Смекни!
smekni.com

Понятие, структура и виды норм права (стр. 1 из 7)

Содержание

Введение. 3

1. Понятие нормы права. 4

2. Структура правовой нормы.. 13

3. Виды гипотез, диспозиций и санкций. 20

4. Классификация норм права. 26

Заключение. 37

Список используемой литературы.. 39


ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы о понятии, структуре и видах норма права.

Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.

Бесспорно, что данная тема разрабатывается юристами еще с древних времен, а значит, она довольно подробно разработана. В тоже время существуют такие вопросы, по которым авторы и по сей день не могут прийти к единому мнению. Так, в юридической литературе до сих пор не выработаны какие-либо общие критерии классификации правовых норм. И этот пример не единственный. Вот на этих проблемных вопросах автор курсовой работы и постарается заострить внимание.

В работе автор опирается на труды российских ученых-юристов, которые не всегда сходятся во мнениях. И это правильно, поскольку «истина рождается в споре». Кроме того, будут приведены примеры из действующего российского законодательства в тех случаях, когда это будет необходимо для наглядности.

Задачей данной работы автор считает необходимость выявления и анализа различных точек зрения по указанной теме. В необходимых случаях автор работы намерен высказать и свое скромное мнение по наиболее интересным вопросам.

1. ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА

В основе права лежит нормативная природа общественных отношений (их постоянство, массовость, ритмичность, повторяемость). Это проявляется в том, что:

– многие люди поступают единообразно, их поведение типично (учатся, женятся, воспитывают детей, работают и т.д.);

– поведение людей повторяемо, ибо оно подчиняется ритмам (сельхозработы, обучение в школе, создание изобретения и внедрение его в производство, приобретение товаров и т.п.);

– у многих людей интересы оказываются общими, их и улавливает государство, закрепляя в нормативных актах; и если законодатель будет строить нормы по своему усмотрению, у него мало что получится - законы окажутся «бумажными» и будут либо не исполняться, либо держаться на принуждении.

Таким образом, общественная жизнь – это матрица, с которой законодатель считывает информацию и фиксирует её в своих нормах.

Нормы права являются основными, ведущими элементами в юридическом содержании права. Они обладают общими признаками, характерными для нормативно-правовых предписаний и права в целом. Однако в отличие от иных нормативно-правовых предписаний они носят представительно обязывающий характер, выступают в виде правил, эталонов, образцов поведения, имеют специфическую структуру, что позволяет им занимать своеобразное место в нормативно-правовом регулировании общественных отношений.

Норма права как общеобязательное правило (веление) лежит в самой основе конкретно регулятивного воздействия права на общественные отношения. Совокупность, система определенных норм формирует определенный правовой институт, подотрасль, отрасль права, право в целом.

В свою очередь норма имеет сложную структуру, прежде всего ядро – правило поведения, вокруг которого «вращаются» ее элементы, появляются ее признаки. Норма права может видоизменяться, делиться, укрупняться и ее не так-то просто «извлечь» из той словесной оболочки, в которою она окутана в процессе своего появления на свет, где бушуют социальные страсти, политические баталии, словом, на свет общественной жизнедеятельности.

Но это все эмоциональный, образный подход к норме права. А что из себя представляет норма права на самом деле?

Норма права – это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.

Это одна из разновидностей социальных норм. Роднит норму права с другими социальными нормами общность их предназначения. Они устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида, коллективных образований - от государства до различных социальных групп. Норма права, как и другие социальные нормы, - это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, веер возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения. Но норма права это также и четко обозначенный канал поведения, упорядочивающих соответственные общественные отношения и состояния.

Вместе с тем норма права – это и особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики, свои специфические признаки.

Норма права появляется в итоге «неолитической революции» для регулирования общественных отношений, связанных со становлением производящей экономики, развитием городов-государств и других видов государственности, новых форм семейно-брачных отношений, духовной и социальной жизни раннеклассовых обществ и т.п. И по содержанию, и по форме норма права отличается от «мононорм» первобытного общества. Отличается она и от норм морали, других социальных норм своей формальной определенностью, четкой письменной фиксацией и, - что, может быть, самое главное, - возможностью государственного принуждения для обеспечения исполнения.

Норма права приобретает свое общеобязательное значение не в силу принудительности. Обеспеченности возможностью государственного принуждения, а потому, что охватывает наиболее типичные, наиболее повторяющиеся процессы, причинно-следственные связи, образцы поведения. Норма права - это правило не только для единичного случая, но и для всей органической суммы таких однотипных случаев. И в этом заключается ее большая социальная ценность.

Появляясь как итог осмысления коллективным разумом, общественным сознанием реальных и социально важных процессов общественного бытия, норма права придает этим процессам либо полезное, социально ценностное направление развития, либо упорядочивает, стабилизирует эти процессы, устанавливает устойчивое равновесное состояние, либо осуществляет и то и другое. Поэтому-то нормативное содержание права – это большое культурное завоевание человечества, элемент цивилизации.

Возникнув как регулятор затрат земледельцев-общинников, как способ учета результатов труда и их распределения, норма права распространила свое действие и на политические, социальные структуры общества, переплелась, как нити на полотне, с государственными структурами, стала одним из важнейших начал формирования и осуществления государственной власти и т. п.

Норма права еще и потому создает социально-равновесное состояние, что у каждого из индивидов формирует ожидание соответствующего поведения другого члена общества, то есть предсказуемое поведение, которое позволяет строить и свое поведение, и свое отношение к другому члену общества.

И социальная ценность нормы права заключается как раз в том, что создавая эту психологическую установку индивида, она формирует социально устойчивое общественное состояние. Иными словами. Норма права еще и потому завоевала культурное развитие человечества, что, регулируя поведение своих конкретных адресатов в типичных случаях, она также формирует у них и ожидание предсказуемого, понятного поведения других членов общества, их взаимоотношения.

Отсюда и возмущение и даже изумление у нормального члена общества, когда ему приходится сталкиваться в нарушением нормативно определенного и ожидаемого поведения, когда появляются такие социальные состояния, которые определяются как правонарушения. Особенно преступления, «беспредел» и т.п.

Любопытны взгляды на норму права древнеримских юристов, стоявших две тысячи лет у истоков зарождения этого нового явления в жизни общества – нормативного регулирования.

Так, Помпоний утверждал: следует устанавливать права, как сказал Феофат, для тех случаев, которые встречаются часто. А не для тех, которые возникают неожиданно. Ему вторил Павел: законодатели обходят, как сказал Феофат, то, что происходит лишь в одном или двух случаях.

А вот высказывание Цельса: права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае. Мнение Ульпиана: права устанавливаются не для отдельных лиц, а общим образцом.[1]

Словом, норма права – это обобщение, социально-правовая типизация тех или иных общественных отношений, состояний.

Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому (или как единичное к общему). Было обоснованно, что норма права – это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает присущим ей содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом. В целом автор курсовой работы согласен с определением нормы права, данным С. С. Алексеевым.

«Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения».[2]

Любое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Но это единичный феномен права, поэтому полное научное определение понятия предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков (свойств).