Смекни!
smekni.com

Гаити (стр. 1 из 5)

Гаити, Республика Гаити, государство в Вест-Индии, занимающее западную треть острова Гаити (бывш. Эспаньола) в группе Больших Антильских о-вов. Остальная часть острова принадлежит Доминиканской Республике. Граница между этими государствами имеет протяженность 309 км. Республика Гаити, включающая прибрежные острова Гонав и Тортю (бывш. Тортуга), занимает площадь в 27,75 кв. км. На севере омывается Атлантическим океаном, на юге – Карибским морем, на западе остров Гаити отделен от Кубы Наветренным проливом шириной 80 км.

Природа

Строение поверхности

Побережье сильно изрезанное. С северо-запада на юго-восток и с запада на восток страну пересекают горные хребты: Северный на севере, Мато в центральной части, Сель и От на юге. Средняя высота гор 900–1050 м. Самая высокая точка пик Ла-Сель на юго-востоке страны имеет отметку 2674 м над у.м. Центральная и южная части страны разделены впадиной Кюль-де-Сак, к которой приурочено соленое озеро Соматр. Кроме того, выделяются Северная равнина, Центральное плато и впадина крупнейшей судоходной реки Артибонит. С гор стекают также более мелкие реки. Примерно 80% территории сложено осадочными, главным образом известняковыми, породами, остальная часть – метаморфическими и вулканическими. Из полезных ископаемых имеются небольшие месторождения меди, лигнита (бурого угля), марганца и крупное месторождение бокситов.

Климат

Климат Гаити – тропический пассатный. Страна имеет форму подковы, вытянутой в восточном направлении, и внутренние области защищены горами от охлаждающего влияния ветров, дующих с океана. В Порт-о-Пренсе отмечаются максимальные для Вест-Индии средние годовые температуры (27 С), при том что средняя температура июля составляет 29 С. Сезонные колебания температур очень незначительны, а суточные – 11–17 С. В горных районах климат более прохладный.

Количество осадков варьирует в зависимости от локальных условий и экспозиции местности по отношению к пассатным ветрам. В некоторых районах ежегодно выпадает до 2500 мм осадков, тогда как в близлежащих долинах всего 500 мм. Из-за высокой испаряемости и пористости грунтов значительная часть Гаити получает менее 1250 мм осадков в год и относится к семиаридным территориям.

Негативное воздействие на климат Гаити оказывали многолетние рубки леса (особенно интенсивные после 1960). В результате стало выпадать меньше осадков и зафиксировано повышение температуры воздуха. Вырубка лесов способствовала сильному развитию почвенной эрозии, особенно на горных склонах. Древесина повсеместно используется как топливо для приготовления пищи и на предприятиях легкой промышленности.

Флора

На Гаити преобладает устойчивая к засухе (ксерофитная) и засолению (галофитная) растительность. Бóльшая часть равнин и подветренных участков склонов занята кактусами, кустарниковыми молочаями, деревцами, напоминающими мескитовое, зарослями пальмы сабаль и высокими злаками. Кактусы достигают в высоту 4,5 м и местами образуют целые леса. Некоторые участки побережья покрыты мангровыми болотами, а внутренние долины – саваннами с отдельно стоящими соснами. В более влажных местностях растут деревья, типичные для дождевого тропического леса (акажу, дальбергия, зантоксилум, гваякум), а в горах – сосны.

Население и государственное устройство

Население

По переписи 1950, в Гаити проживало 3,097 млн. человек; по переписи 1982 – 5,054 млн. человек; по оценке на 2000 – 6,991 млн. человек. По оценкам на 2005, население страны вырастет до 7,5 млн. человек. По плотности населения Гаити занимает одно из первых мест среди стран Западного полушария. В некоторых засушливых районах проживает от 3 до 6 человек на 1 кв. км, тогда как в более влажных сельскохозяйственных районах плотность населения намного выше средней по стране. Уровень рождаемости – 35 человек на 1000 в год; уровень смертности сократился до 15 человек на 1000. Таким образом, ежегодный естественный прирост населения составляет 2,5%.

Ко времени испанского завоевания на острове проживало, по разным оценкам, от 300 тыс. до 1 млн. индейцев различных народностей – араваков, карибов (давших стране ее имя, букв. «гористый»), сибонеев и таино. К середине 16 в. испанцы почти полностью истребили коренное население острова и с 1503 начали завозить невольников из Африки для работы на плантациях. В 1788 на Гаити, находившемся под властью французов, проживало ок. 520 тыс. человек, из них 40 тыс. белых, 28 тыс. мулатов и 452 тыс. негров. В настоящее время свыше 90% населения страны – негры, остальные – главным образом мулаты, а из приблизительно 5000 проживающих здесь белых большинство иностранцы.

Города с населением свыше 10 тыс. человек расположены на морском побережье. В столице Порт-о-Пренс проживают 1,3 млн. человек; Кап-Аитьен насчитывают 64 тыс. жителей, Гонаив – 34 тыс., Ле-Ке – 34 тыс. и Жереми – 18 тыс. Доля городского населения составляет ок. 32%. Политические репрессии и перенаселенность сельскохозяйственных районов заставляли многих гаитян эмигрировать в соседнюю Доминиканскую Республику и в другие страны, особенно в США.

Язык

До 1987 единственным официальным языком Гаити считался французский, хотя языком повседневного общения был местный вариант французского языка креоле, а крестьяне, составляющие три четверти населения страны, говорили только на креоле. Конституция 1987 придала креоле статус второго официального языка.

Религия

Поговорка гласит, что 90% населения Гаити – католики, а 100% – водуисты. Действительно, синкретический афрохристианский культ воду, сформированный в среде африканских рабов и получивший широкое распространение в Гаити, не столько конкурирует, сколько взаимодействует с католицизмом. Основу культа составляют верования в магическую силу божеств, или лоа, воплощающих природные силы и духов предков, и в возможность установить с ними духовную связь. За пределами Гаити бытует мнение о воду как о сатанинском культе, связанном с черной магией. На самом деле воду сложился из сочетания традиционных западноафриканских культов с элементами католицизма и включает в себя поклонение Иисусу Христу и богоматери, а многие лоа отождествляются с католическими святыми. Некоторые расценивают воду как одну из последних «жизнеспособных» религий. В отличие от христианской сдержанности во время отправления культа, воду ориентирован на полное развоплощение личности в обрядовой церемонии, включающей приношение в жертву животных и ритуальные танцы под барабанную музыку. Участник стремится к тому, чтобы впасть в психический транс – тогда считается, что его как бы «оседлывает» вызываемый лоа, который и начинает говорить его устами. Гаитянские правительства время от времени пытались запретить воду. Диктатор Франсуа Дювалье (1957–1971) не отменял законов, формально запрещавших воду, но при этом тайно покровительствовал этому культу, используя его в политических целях. В 1987, после свержения династии Дювалье, новая конституция легализовала водуизм.

Протестантизм исповедуют ок. 16% верующих, и этот показатель растет. С конца 1970-х в стране развернули широкую миссионерскую деятельность североамериканские религиозные секты – Адвентисты Седьмого Дня, баптисты и др. Они проникли в отдаленные сельские уголки и начали теснить католицизм и воду. Протестантская епископальная церковь имеет в своем распоряжении крупную радиостанцию.

В 1980-е молодые представители низшего католического клира организовали среди крестьян движение за земельную реформу, а в городах создали общественные движения среди рабочих, женщин и молодежи. Эти клирики, носители т.н. «теологии освобождения», начали подрывать официальную дювальистскую церковную иерархию (в 1966, по конкордату с Ватиканом, гаитянская церковь получила разрешение выдвигать на высшие церковные посты местных жителей). Тем самым они способствовали глубоким преобразованиям как в церковной, так и в политической жизни страны. Католическая радиостанция «Радьо Солей» («Радио Солнце») и общины молодых церковных священнослужителей стали рупором антидювальистской оппозиции. Один из лидеров этого движения, священник Жан Бертран Аристид, в 1991 стал первым демократически избранным президентом Гаити.

Правительство

С 1957 по 1986 в Гаити у власти стояли диктаторы – Франсуа Дювалье по прозвищу «Папа Док» (1957–1971), а затем его сын Жан Клод Дювалье, «Бэби Док» (1971–1986). И тот и другой объявляли себя пожизненными президентами, а конституция обеспечивала им неограниченную власть во всех сферах общественной жизни. После свержения Жана Клода Дювалье в феврале 1986 власть в стране взял национальный правительственный совет во главе с главнокомандующим гаитянской армии генералом Анри Намфи. Новая конституция, принятая на выборной конституционной ассамблее, а затем подавляющим большинством голосов на плебисците 29 марта 1987, была ориентирована на то, чтобы переломить исторически сложившуюся традицию диктатуры. Однако военные в 1987 вошли в сговор с дювальистскими головорезами, чтобы не допустить президентских выборов. Выборы все же состоялись в феврале 1988, в обстановке чрезвычайного социального напряжения. Был избран гражданский президент; но как только он попытался провести военную реформу, военные отправили его в изгнание и установили диктатуру.

В декабре 1990 в Гаити впервые были проведены свободные выборы, на которых большинством в 65% голосов победил католический священник Жан Бертран Аристид, лидер Национального фронта за демократию и преобразования. Аристид попытался провести социальные реформы и подавить торговлю наркотиками, но в сентябре 1991 военщина организовала кровавый государственный переворот и отправила его в изгнание. К власти пришла военная хунта во главе с генералом Раулем Седра. В августе 1993 при посредничестве США и ООН удалось достичь соглашения с Седра о восстановлении законного президента. Аристид сформировал кабинет министров во главе с Робером Марвалем. Но военные сорвали договоренности и развязали террор, включая убийство министра юстиции. В конце концов, в сентябре 1994 США оккупировали Гаити и восстановили Аристида на президентском посту.