Смекни!
smekni.com

Башкирский этнос (стр. 1 из 2)

Министерство общего и профессионального образования РФ

Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина


Факультет разработки нефтяных и газовых месторождений

Реферат по курсу

педагогическая антропология.

Тема работы: Башкирский этнос.

Студент гр. РФ 94-10

Ашуров В.В

Москва

1999

СОДЕРЖАНИЕ

1. ГЕОГРАФИЯ (МЕСТО ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ), САМОНАЗВАНИЕ И ЭТНОГЕНЕЗ БАШКИР ………………………………….…3

2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП БАШКИР………… ………………………..……6

3. БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ…………………………………………………..………………..…..9

4. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ И КОСТЮМЫ БАШКИР...………………………..11

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..………………………..16

1. ГЕОГРАФИЯ (МЕСТО ПОИСХОЖДЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ), САМОНАЗАВАНИЕ И ЭТНОГЕНЕЗ БАШКИР.

Башкиры (самоназвание башкорт), коренной народ Республики Башкортостан. Численность по переписи 1989, в республике 863,8 тысяч человек, в Российской Федерации - 1345,3 тысяч, в бывшем СССР - 1449,2 тысяч. За пределами республики башкиры живут в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Курганской Самарской областях, Татарстане, Казахстане, Средней Азии, на Украине.

Первые упоминания этнонима в форме "башгирд", "башкирд", "башджирт", "баджгар" зафиксированы в 1-й половине 9 века во время путешествия в страну башкир Саллама Тарджемана, также упоминаются в рассказах Масуди (10 век) и Гардизи (11 век). К рубежу 9-10 вв. относятся сведения ал-Балхи и Ибн-Русте, к началу 10 в. - Ибн-Фадлана, к 13-14 вв. - Плано Карпини ("баскарт"), Виллема Рубрука ("паскатир"), Рашида ад-дина. С 15-16 вв. регулярными становятся упоминания о башкирах в русских источниках, главным образом летописях. На протяжении 18-20 вв. выдвинуто около 40 толкований этнонима "башкорт". Почти все они сходятся на том, что слово это сложное, тюркского происхождения. 1-я часть термина трактуется как "голова", "главный" (в форме "баш"), "отдельный", "обособленный" ("башkа"), "серый, сивый" ("буз"), а 2-я часть - как "червь", "пчела", "волк" ("kорт"), "поселение", "страна" ("йорт") или "орда" ("урза"). Выделяются версии, трактующие этноним Б. в значении "люди с реки Башкаус" (Горный Алтай) или "свояки огуров" (т.е. огузов). До недавнего времени пользовались популярностью две гипотезы: 1) "баш" ("главный") + "kорт" ("волк") - "главный волк", "волк-вожак", "волк-предводитель", "родоначальник"; 2) "баш" ("главный", "головной") + "kор" ("круг людей", "племя") + "-т" (показатель множественности,

собирательности, заимствованный из иранского или монгольского языков) - "головное племя", "народ". Первая гипотеза опиралась на почитание волка башкирами и на народные легенды, вторая - привлекала сторонников своей кажущейся престижностью. Ныне получила распространение точка зрения, согласно которой слово "башкорт" этимологизируется как "волк-вожак", "волк-предводитель", но оно первоначально являлось именем конкретного человека, предводителя племен, объединившихся под его

началом в военно-политичический союз (раннюю форму государственного образования), а затем стало общим наименованием этого объединения. В пользу этой точки зрения выдвинуты доводы:

1. Почти все прежние гипотезы приложимы не к целому народу, а, скорее, к отдельному человеку ("главный пчеловод", "главный волк" и т.д.) и не объясняют, как они могли стать именем этноса;

2. Вошедшие в состав башкирского этноса племена имели каждый свое название (бурзян, кыпсак, гэйнэ, тамьян, усерган, юрматы и др.), и у их членов было устоявшееся родо-племенное (субэтническое) самоназвание; для того, чтобы эти племена и их члены стали называть себя общим именем более высокого ранга (надплеменным), должна была возникнуть общность, объединяющая эти племена и играющая реальное значение в их жизни. Такой общностью могло быть военно-политическое

объединение племен, положившее начало формированию народа (этноса);

3. История сохранила имя военачальника Башгирда, жившего, по всей вероятности, в 1-й половине 9 в., к которому хазарский хакан обратился с предложением идти походом на булгар (Гардизи). С этого времени этноним "башкир" регулярно встречается в источниках;

4. Переход антропонима в названии формирующегося народа - закономерный путь возникновения этнонима, особенно у тюркских народов (сравним: Узбек - узбеки, Ногай - ногайцы, Осман - турки-османы и другие). Должно быть, слово башкиры довольно быстро, уже в 9 в., стало и экзоэтнонимом, и эндоэтнонимом народа. Форма "башкир" является

поздней русской адаптацией этнонима и появляется лишь в 18 в.: киргизы и восточные тюрки в форме "башкыр", видимо, переняли ее у русских.

По проблеме этногенеза башкир долгое время параллельно существовали две гипотезы: угро-мадьярская (В.Н.Татищев, Д.Шлецер, Д.Месарош, С.А.Токарев и другие) и тюркская (В.М.Флоринский, В.В.Вельяминов-Зернов, В.Н.Витевский, П.С.Назаров, Д.Н.Соколов, С.И.Руденко). В 20 в. исследованиями Руденко, Р.Г.Кузеева, Н.К.Дмитриева, Дж.Г.Киекбаева и других обоснована точка зрения, согласно которой в происхождении , формировании их этнокультурного облика решающую роль сыграли тюркские племена южносибирско-центральноазиатского происхождения при участии местного (приуральского) населения: финно-угорского (в том числе угро-мадьярского), сармато-аланского (древнеиранского). Древнетюркские предки башкир, испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на Южный Урал кочевали на юге Западной Сибири, в Казахстане, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами. С конца 9 - в начале 10 века башкиры живут на Южном Урале с прилегающими с Запада, Юга и Востока степными и лесостепными пространствами. С 9 в. становится известным этноним "башkорт". По мнению многих исследователей, он берет начало от имени известного по письменным источникам военачальника Башгирда, под предводительством которого башкиры объединились в военно-политический союз и затем начали осваивать современные территории расселения. Другое название башкир ("иштэк" или "истэк") предположительно также было антропонимом. На Южном Урале башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали аборигенное (финно-угорское, иранское) население, вступили в контакт с камско-волжскими болгарами, оседлыми племенами Урало-Поволжья и Западной Сибири. В 10 веке в среду башкир начал проникать ислам, ставший в 14 веке господствующей религией. Ко времени татаро-монгольского нашествия (13 век) процесс формирования башкирского этноса в основном завершился, благодаря чему башкиры в тяжелых условиях господства Золотой Орды сохранили этнокультурную самобытность и этническое самосознание.

2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП БАШКИР.

Антропология<!-- saved from url=(0045)http://www.bashedu.ru/encikl/aaa/antropol.htm --><!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD W3 HTML//EN">, наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариаций физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология, антропогенез, расоведение. Методы антропологии - антропоскопия (описательная методика), антропометрия (измерительная методика), краниология (изучение черепа), остеология (изучение костного скелета), одонтология (изучение зубной системы), дерматоглифика (изучение кожного рельефа), пластическая реконструкция (восстановление лица человека по черепу), исследование крови, микроанатомия и др. Изучение антропологического типа башкир начато со 2-й половины 19 в. Первая антропологическая работа о башкирах "Антропологический очерк башкир" написана Н.М.Малиевым в 1876.

Антропологические типы башкир

На основе изучения 40 башкир Уфимской губернии по 32 признакам он выделил 2 их типа - лесной и степной, а также ряд переходных форм и типов. Те же типы выделяли впоследствии П.С.Назаров, Д.П.Никольский, А.Н.Абрамов, В.М.Флоринский. В 1912-13 С.И. Руденко на основе антропологических измерений 1847 человек выделил на территории Башкирии три области: восточную, северо-западную и юго-западную, население которых резко отличается друг от друга. Исходным типом башкир он считал древнейшее европеоидное население Южного Урала начала 1-го тыс. н.э. В 1928 Руденко была организована экспедиция по антропологическому изучению башкир и других народов области. Отсутствие четкой расовой классификации народов России не позволило ученому дать их типологическую характеристику. В 1963-65 М.С.Акимовой было обследовано около 1500 башкир республики и Челябинской области по нескольким программам: антропометрии, дерматоглифике, изучению крови и др. Она выделила среди башкир 4 антропологических типа: понтийский, или темнопигментированный европеоидный, южносибирский, субуральский и светлый европеоидный. Наиболее древними расовыми типами местного насаления Акимова считала понтийский и субуральский, а наиболее поздним - южносибирский, который проник на Южный Урал в период Золотой Орды. Летом 1983 советско-финляндская медико-антропологическая экспедиция под руководством проф. А.А.Зубова провела исследования башкир Стерлибашевского, Архангельского и Илишевского р-нов БАССР. В этих же р-нах были получены краниологические материалы о башкирах 18 - нач. 20 вв. Исследования привели к выводу: башкиры - метисная популяция. Почти по всем признакам они занимают промежуточное положение между народами Поволжья, Сибири и Алтая. Подтвердились выводы экспедиции Акимовой о территориальных вариациях антропологического типа башкир: южносибирский расовый тип характерен для северо-восточных и зауральских районов республики, субуральский - для северо-западных районов, светлый еврепеоидный - для северных и центральных районов, понтийский - для юго-западного и горно-лесных районов. Кроме того, в юго-восточных районах прослеживаются признаки памиро-ферганского расового типа. Неоднородность антропологического состава башкир, наличие сходных антропологических типов среди окружающих народов говорят о сложности процессов расогенеза на Южном Урале и этнической истории башкирского народа.