регистрация / вход

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Нормы, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности. Регулирование социальной жизни может быть двух видов: индивидуальное и нормативное. Виды норм: социальные, технические, религиозные, корпоративные. Нравы, обычаи, традиции.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина Теория государства и права

Реферат

по теме: «Правовое регулирование общественных отношений»

Подготовил:

Слушатель 454 группы

Зайцев А.А.

Белгород - 2008 г.


План
Вступительная часть
1. Понятие и виды социального регулирования.
2. Понятие и классификация социальных норм.
3. Право в системе социальных норм.
4. Право и технические нормы.
Заключительная часть

Введение

Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они выступают, являются объектом регулирования различных норм. Так, права и обязанности члена садоводческого общества закреп­лены в уставе данного общества, относящегося к т.н. корпоратив­ным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной груп­пы подлежат моральной оценке. Отправление религиозных куль­тов осуществляется в соответствии с религиозными нормами. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответст­венно существующим обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под "юрисдикцией" пра­вовых норм.

Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется ре­гулирование поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений. Право — уникальный, высокозначимый и авторитетный регулятор, но оно — лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов (норм) имеет важное значение для понимания его природы, опре­деления возможностей и пределов регулятивного действия.


1. В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм – органичную систему.

Отсюда с непреложностью следует, что имманентным и весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования.

Регулировать (в социальной жизни) – значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление функционирования и развития, вводить его в определенные рамки, целеустремленно его упорядочивать.

Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуются рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы – ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация («заорганизованность»). Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований существующей общественной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития.

Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального (высокосоциального); не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени – свободы человека, автономной личности. В связи с этим в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и соответственно абстрактность, всеобщность – то, что так или иначе относится к общественному сознанию.

В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль собственности, власти, идей (идеологии) на всех этапах развития общества остается в конечном счете решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях. В то же время неуклонно возрастают удельный вес и значение социального управления и отсюда – тех разновидностей регулирования, которые воплощаются в целенаправленной деятельности людей, их коллективов, общественных образований. А подобного рода целенаправленная деятельность (точнее, необходимость обеспечения, оснащения ее нужным инструментарием, придания ей качества стабильности и т.д.) и вызывает к жизни особые, внешне обособленные регулятивные средства и механизмы, которые, выражаясь прежде всего в социальных нормах, относятся к такому исходному элементу общества, как культура. Эти процессы получают еще большее развитие в связи с тем, что на определенном этапе значение самостоятельной и мощной силы приобретают власть и идеология, а также в связи с необходимостью обеспечить глобальный процесс развития свободы в обществе, охраны и защиты автономной личности. В то же время нужно видеть, что указанные процессы противоречивы: на известной ступени обособленные регулятивные средства и механизмы, все более отчуждаясь от человека, могут стать самостоятельным и даже противостоящим людям фактором. Здесь обнаруживается еще одна зависимость: объем и интенсивность внешне обособленных регуляторов обратно пропорциональны степени развития в обществе начал саморегулирования (подробнее об этом будет сказано дальше).

В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходят изменение качества регулирования, усложнение, утончение и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов – процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы, утверждения и защиты автономной личности. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры.

Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное – упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений конкретных вопросов, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Нормативное – упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т.е. известных моделей, критериев, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи аналогичного характера и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.

Одни и те же жизненные проблемы могут решаться и тем самым целенаправленно упорядочиваться (регулироваться) как в индивидуальном, так и в нормативном порядке. Допустим, нужно установить, кто из данных лиц должен участвовать в общественных работах и каково содержание таких работ. Тут возможны два варианта: либо в каждом конкретном случае в индивидуальном порядке определяется, что такие-то и такие-то лица участвуют в написании таких-то и таких-то работ, либо вводятся общие правила, нормативы, регламентирующие порядок и очередность участия лиц в работах, точное содержание их деятельности. Конечный результат в обоих случаях состоит в обеспечении осуществления коллективом людей общественных работ, т.е. поведение людей упорядочивается, направляется. Но при этом порядок решения проблемы разный: индивидуальный или нормативный . Это оказывается в высшей степени важным для качества социального регулирования, его эффективности и значения.

Индивидуальное – это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решить жизненные проблемы с учетом особенностей данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникающих отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, единый общий порядок, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей; каждый раз проблему нужно решать заново, а главное, существуют довольно широкие возможности для субъективистских произвольных решений.

Появление нормативного регулирования – первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачок в его развитии.

При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономичного порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко сужаются возможности для случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования – упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая или произвола.

Весьма существенно, что нормативное регулирование затрагивает область общественного сознания, связывается с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе – это масштаб, критерий оценки будущих форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде. Именно отсюда проистекает «двойной отсчет» пря характеристике социальных норм: наряду с регулятивными особенностями (свойствами, присущими социальным нормам как регуляторам) нужно учитывать также и «второе измерение» – содержащиеся в нормах критерии оценки поведения людей, суждения о ценностях, которые могут приобретать как реакционный, так и прогрессивный, гуманистический характер.

Разумеется, свои минусы имеет и нормативное регулирование, в особенности в случаях, когда оно становится орудием политической власти авторитарного типа, авторитарной идеологии и может быть носителем реакционных идей, антигуманной идеологии, ценностных представлений, тормозящих общественный прогресс. Да и с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном решении жизненных проблем – учета индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей конкретного случая.

Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в ходе общественно-исторического развития, – дополнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе правовое, индивидуальным. Однако перечисленные недостатки нормативного регулирования не должны заслонять его громадных социальных преимуществ, формирование его имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, когда и складывается устойчивая инфраструктура регулирования.


2. Каждый человек сознательно или бессознательно руководствуется в своей деятельности определенными правилами, то есть образцами должного поведения, моделями. Эти правила разнообразны как по содержанию (регулируют отношения людей в различных сферах общественной жизни - быто­вые, семейные, по поводу собственности, осуществления политической вла­сти и т. д.), так и по способам возникновения (могут устанавливаться различ­ными организациями граждан, органами государства или складываться исто­рически, в процессе развития человечества). Без существования правил, регу­лирующих поведение людей, было бы невозможным и существование обще­ства.

Традиционно все нормы по предмету регулирования подразделяются на две большие группы: так называемые социальные нормы, которые регулиру­ют отношения между людьми, их объединениями, и так называемые техни­ческие нормы, которые регулируют отношения между человеком и внешним миром, т. е. природой и техникой.

Всем социальным нормам свойственны следующие черты.

1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регули­руют отношения между людьми;

2) имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения и адресуются людям и их объединениям;

3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов;

4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;

5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения;

6) преследуют одну и ту же цель – упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал.

Исторически первая группа социальных норм, сложившаяся в че­ловеческом обществе, – обычаи, т.е. правила поведения, утвердив­шиеся в результате их длительного применения и вошедшие в при­вычку. Нередко употребляют как равнозначные термины «обычаи», «нравы» и «традиции». Это близкие, но неравнозначные понятия. Под нравами принято понимать правила или обычаи, имеющие нравствен­ное содержание и значение. В нравах отражается психология жителей определенного региона, народа, нации. Традиции представляют собой правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поко­лений. Это могут быть идеи, взгляды, вкусы, образ жизни. Но все три категории составляют культурное наследие общества, обладают устой­чивостью, опираются на общественное мнение.

Обычаи и традиции у разных народов получают неодинаковое раз­витие. Народы Африки, живущие к югу от Сахары (Судан, Сомали и др.), в течение многих веков жили по нормам обычаев, так как ува­жают память предков. И до сих пор суды многих африканских стран разрешают споры, ссылаясь на обычаи.

Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет боль­шую регулирующую роль в сфере предпринимательства, делового партнерства. Например, предприниматели редко обращаются в суд для взыскания пени, штрафа за недопоставку, несвоевременную по­ставку товаров, так как иначе можно потерять партнера.

Религиозные нормы – разновидность социальных норм, установ­ленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру. В качестве нормативного регулятора используется та часть религиозных норм, которые регули­руют ритуальную и догматическую (заповеди) стороны. Особенно се­рьезную роль они играют в мусульманских государствах.

Религиозные нормы имеют некоторое сходство с нормами права: они формализованы в известной мере, документально зафиксирова­ны в Библии, Коране, Талмуде и нередко выступают источниками права, например в мусульманской правовой системе. В Германии и ныне каноническое право служит частью национальной правовой системы.

Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в обще­ственном объединении, общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений. Эти нормы:

1) распространяются только на членов данной организации;

2) закрепляются в уставе, положении и принимаются на общих собраниях, конференциях, съездах;

3) определяют права, обязанности членов объединения, а также его структуру, порядок формирования, компетенцию руководящих органов и другие вопросы внутренней жизни объединения;

4) обеспечиваются специальными санкциями: предупреждение, выговор, исключение из организации и др.

Корпоративные нормы сходны с юридическими – они формали­зованы, т.е. закреплены в соответствующих актах, обязательны для членов общественной организации, принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, снабжены конкретными санкциями.

Политические нормы регулируют поведение субъектов политичес­кой жизни, отношения между политическими партиями, другими со­циальными группами по поводу государственной власти. Они:

а) закрепляются в политических документах – декларациях, про­граммных документах партий и политических движений и т.д.;

б) адресуются субъектам, участвующим в политической сфере и преследующим политические цели и задачи;

в) направлены на проявление активности в политической сфере.

Действенность политических норм зависит от уровня политичес­кого сознания и политической культуры участников политических процессов.

Мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедли­вости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов. Мораль тесно связана с нормами права: они практически действуют в одних и тех же сферах, поддер­живают друг друга, их действие пересекается. Но в то же время они остаются самостоятельными нормативными регуляторами обществен­ных отношений.

Мораль, как правило, несет оценочную нагрузку (плохо – хорошо), оценивает поступки людей, цели и мотивы этих поступков. Мораль – универсальный регулятор, распространяющийся практически на все действия людей. В отличие от правового регулирования нормы мора­ли имеют менее формализованный характер, они не обеспечиваются государственным принуждением, а их санкцией является обществен­ное осуждение. Моральный фактор всегда играл и будет играть важ­ную роль в жизни общества. Нормы права, имеющие моральное обо­снование, всегда более эффективны.

К социальным относятся также нормы международного права, ко­торые закрепляются в межгосударственных договорах, соглашениях, пактах и т.д. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федера­ции, «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются состав­ной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмот­ренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, в Конституции России провозглашен приоритет меж­дународного права перед внутригосударственным.


3. Когда говорят о соотношении норм права с другими социальными нор­мами, чаще всего имеют в виду три момента: их единство, различия и взаи­модействие.

Единство заключается в том, что и нормы права, и нормы морали, и корпоративные нормы, и обычаи - все они относятся к социальным нормам и обладают общими признаками последних. Чаще всего здесь указывают на один из признаков: на то, что содержание социальных норм в целом обуслов­лено уровнем экономического и культурного развития общества (т. е. это нормы одного общества), следовательно, нормы права и иные социальные нормы, регулирующие одни общественные отношения, не могут значительно отличаться по содержанию.

Различия, существующие между нормами права и иными социальными нормами, устанавливаются по следующим критериям.

Во-первых, по происхождению. Нормы права издаются государствен­ными органами. Корпоративные нормы вырабатываются соответствующими организациями; нормы нравственности и обычаи возникают постепенно в процессе развития общества.

Во-вторых, по форме выражения. Нормы права фиксируются в офици­альных издаваемых органами государства нормативных актах, это свойство права принято называть «формальная определенность», причем таким свой­ством не обладают иные социальные нормы. Они существуют либо в созна­нии общества, отдельных социальных групп, либо могут быть записаны в различных источниках, не имеющих официального характера.

В-третьих, по сфере действия. Нормы права регулируют отношения, поддающиеся правовому регулированию и объективно требующие его; это, как правило, наиболее важные общественные отношения. Иные социальные нормы также могут регулировать общественные отношения, на которые распространяют свое действие правовые нормы. К примеру, охрана отношений собственности осуществляется при помощи многих социальных норм. Есть соответствующие статьи Уголовного кодекса, Гражданского кодекса, в которых содержатся нормы права. В то же время можно говорить об утвердившемся в общественном правосознании моральном предписании – «воро­вать плохо». Существует и аналогичная корпоративная (религиозная) норма: «не укради» - одна из христианских заповедей. Но есть и правила, безразлич­ные с точки зрения морали, например, различные технические предписания. С другой стороны, нормы морали, обычаи и корпоративные нормы регули­руют также и отношения, выходящие за пределы сферы правового регулиро­вания, например, отношения дружбы, товарищества, определенные бытовые и семейные отношения и т. д.

Кроме того, нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся в пределах территории государства или административно-территориальной единицы (если это нормы, установленные органами данной административно-территориальной единицы). Обычаи и корпоративные нор­мы имеют локальный характер, т. е. распространяются на относительно узкий круг лиц (род, племя, члены организации), а не на определенную территорию. Многие нормы морали не знают государственных границ, хотя нравственные представления в отдельных странах в разное время могут значительно отли­чаться.

В-четвертых, по степени детализации. Нормы права как правила пове­дения в конкретных ситуациях отличаются достаточно большой степенью подробности. Таким же качеством обладают и корпоративные нормы. Обы­чаи вообще максимально приближены к конкретным ситуациям. Нормы же морали не содержат строгих и детализированных правил, а являются, прежде всего общими принципами, которым стараются следовать люди в своем по­ведении.

В-пятых, по способу обеспечения. Все социальные нормы в массе своей соблюдаются и исполняются добровольно, под влиянием сознательности и внутренней убежденности людей. Но за нормами права в случае их неиспол­нения стоит возможность государственного принуждения. Внешние гаран­тии соблюдения иных социальных норм в большинстве случаев - сила обще­ственного мнения, возможность применения мер общественного воздействия. Сила общественного мнения проявляется как совокупная воля членов тех или иных социальных групп либо органов формальных общественных организа­ций. В случае противоречия правовых норм иным социальным нормам почти всегда преимущество имеют первые, как более обеспеченные. Впрочем, ино­гда бывает и наоборот: когда очевидна несправедливость того или иного нормативного акта, когда сами государственные органы и должностные лица сознают абсурдность изложенных в официальных документах предписаний (а возможно и такое!), когда реализация норм права обеспечена недостаточно.

В-шестых, по тенденциям развития. Нормы права появляются только на определенном этапе развития общества. В современных условиях в связи с усложнением общества роль и значение права как эффективного средства со­циального управления увеличивается (впрочем, в марксистско-ленинской теории государства и права было принято говорить о том, что право в буду­щем должно отмереть). Одно из свойств права - динамизм: устаревшие нор­мы права легко заменить на новые, издав соответствующий нормативный акт. Обычаи и нормы морали появились значительно раньше права, они бо­лее консервативны, складываются не сразу и быстро не исчезают.

Взаимодействие норм права и иных социальных норм. Индивидуальное сознание человека складывается в процессе взросления и развития преиму­щественно под воздействием нравственных, обычных и корпоративных (на­пример, религиозных) норм. Поэтому для того, чтобы нормы права действо­вали наиболее эффективным образом, они с необходимостью должны обра­щаться к внеправовым категориям и ценностям. Право должно быть глубоко нравственным, отвечать принципам справедливости, иначе оно не получит признания в обществе. Если мы проанализируем нормы права, содержащиеся в самом главном нормативном акте любого демократического государства -конституции, то увидим, что большинство из них не противоречат, а напро­тив, соответствуют нормам морали, обычаям, корпоративным нормам. Раз­личные социальные нормы оказывают влияние на право как в сфере право­творчества, так и в сфере правоприменения.

Возможны варианты, когда право входит в противоречие с иными соци­альными нормами, в частности, когда правотворческие органы, преследуя свои узкогрупповые или классовые интересы, издают несправедливые норма­тивные акты. Остро стоит вопрос об исполнении или неисполнении подоб­ных официальных документов. С одной стороны, их необходимо исполнять, ведь за правом всегда стоит возможность государственного принуждения. Но, с другой стороны, во многих случаях исполнение несправедливого нор­мативного акта может привести к крайне нежелательным последствиям как для государства, так и для отдельных людей. К различным подходам к раз­решению этого вопроса, который неоднократно ставился в центр научных юридических дискуссий, мы вернемся позднее, в следующих темах по теории права. Таким образом, это первый вариант: когда «плохое» право противоре­чит «хорошим» социальным нормам.

Второй вариант - когда «хорошее» право не соответствует «плохим» со­циальным нормам. Такое положение может возникнуть из-за консервативности обычаев и норм морали. Государство заинтересовано в скорейшем устра­нении пережитков родоплеменных обычаев, которые несовместимы с совре­менной организацией человеческого общежития (неравенство женщин, кров­ная месть и т. д.). Поэтому государство борется с подобными явлениями при помощи права. К примеру, в Уголовном кодексе РФ 1960 года была специ­альная глава, которая называлась «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев».


4. Технические нормы занимают своеобразное место в системе социального регулирования, обусловленное тем, что они регулируют отношения между людьми и природой, техникой (человек и компьютер, человек и орудие труда, человек и производство), тогда как социальные нормы — отношения между людьми и их объединениями.

Технические нормы – это правила наиболее рационального об­ращения людей с орудиями труда и предметами природы. В каче­стве примера можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, прави­ла работы на компьютере, государственные стандарты, техничес­кие условия.

Технические нормы — правила, указывающие на наиболее экономичные и экологически безвредные методы, приемы и способы воздействия людей на материальный мир, их работу с техническими и естественными объектами. Иначе: это правила целесообразного обращения с предметами природы, орудиями труда и различными техническими средствами. Например, правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов.

Технические нормы основаны на познании законов природы, особенностей технических объектов (орудий производства и других) и представляют собой специфический язык общения человека с материальными объектами. Несоблюдение технических норм приводит к ответной реакции со стороны сил природы на конкретные действия человека (увечья, травмы, болезни). Так, невыполнение требования медицинского учреждения пользоваться одноразовыми шприцами может привести к инфицированию больного СПИДом, а нарушение правил работы на электронно-вычислительной машине не даст нужного результата.

Если рассматривать технические нормы безотносительно к тому, регулируют они поведение людей или нет, то их можно определить как сугубо технические и противопоставить социальным нормам. Т.е. чисто технические нормы как абстракция, отвлечение от общественных отношений, имеют такое же значение, как правила математики и иных несоциальных образований. Например, правила обращения с компьютерами, телевизорами, стереосистемами, холодильниками и.т.д.

Как только технические нормы соприкасаются с поведением людей и люди начинают сообразовывать свои поступки с техническими требованиями, т.е. как только технические правила становятся общими правилами поведения (нормами), они приобретают социальное значение. Например, правила гигиены — технические нормы, имеющие социальное значение. Или другой пример: техническими нормами являются различные правила, устанавливающие требования к качеству продукции, товаров и гарантии их качества. Эти технические правила рассчитаны на отношения субъектов (коллективов) к ним в процессе создания продукции (товаров) и в сфере обмена. Поэтому они имеют социальный характер.

Общее у технических и социальных норм — их связь с деятельностью человека.

Различие технических и социальных норм — в объектах и методах регулирования.

Признаки социально-технических норм:

• обусловленность законами природы и техники;

• невыраженность социального характера (не являются чисто социальными);

• невыраженность мер общественного обеспечения (правовых, моральных и иных санкций);

• исключительность использования.

Ряд технических норм, действующих в материально-производственной и управленческой сфере и получивших социальное значение, приобретают правовую силу, т.е. становятся технико-юридическими с признаками обязательности и охраны государственными мерами, вплоть до принуждения. При этом они не теряют своего организационно-технического характера. Например, правила противопожарной безопасности, эксплуатации атомных станций, всех видов транспорта, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием и т.п.

К техническим нормам относятся:

1. Строительные нормы и правила (СНИПы);

2. Государственные стандарты (ГОСТы);

3. Технические условия производства какой-либо продукции;

4. Инструкции по эксплуатации машин и механизмов;

5. Нормы расхода сырья, топлива, электроэнергии и др.

Социально-технические нормы становятся технико-юридическими в двух случаях:

1. Когда государство через соответствующие уполномоченные органы формулирует содержание социально-технических норм, соблюдение которых признается юридически обязательным. Например, приказ Государственной налоговой администрации Украины «Об утверждении формы налоговой декларации и порядка ее заполнения и подачи». Другой пример: инструкция по соблюдению технических правил работниками атомной электростанции. Она содержит социально-технические нормы, которые имеют формально-обязательный характер для адресата, и охраняется государством.

Инструкция к электробритве такого характера не имеет.

2. Когда государство не формулирует содержание социально-технических норм, а отсылает к ним (инструкциям и т.п.), но устанавливает ответственность за нарушение их содержания. Они носят бланкетный либо отсылочный характер. Так, уклонение от запретов по технике безопасности, промышленной санитарии и других правил труда, предусмотренных трудовым законодательством, может повлечь административную, дисциплинарную или уголовную ответственность.

Юридико-технические нормы нельзя противопоставлять нормам социальным, ибо все без исключения правовые нормы адресованы людям, регулируют отношения только между личностями, группами, обществом и государством (но не отношения между личностью и вещью или явлением природы) и в этом смысле они социальны. Их иногда называют подвидом социальных норм или социальными нормами с техническим содержанием.

Таким образом, в материально-производственной и управленческой сфере (в соответствии с уровнем развития техники) технические нормы не могут не приобретать характера социальных, а затем — и качества юридических норм.


Заключительная часть (подведение итогов)

Если подвести некоторые итоги и в целом охарактеризовать нормативную систему, действующую к обществе, то следует отметить, что регуляторы – социальные нормы, входящие в нее, имеют общее содержание. Это их нормативность, их воздействие на общественные отношения единым масштабом, мерой, правилами поведения. Именно эта их общность и объединяет все нормативные регуляторы и систему, позволяет (и объективно требует) осуществлять их комплексное изучение и усовершенствование.

Вместе с тем каждый вид социального нормативного регулятора обладает большой спецификой. Эти регуляторы различны по своей структуре, формам действия, способам обеспечения, сферам применения, приоритетности. Эти регуляторы не только взаимодействуют между собой, но и подвергаются определенному воздействию со стороны социальных ненормативных регуляторов, что также порождает большую специфику в их воздействиинаобщественное бытие.

Нормативная система в обществе – это действительно целостная система, так как, кроме определенных элементов, составляющих ее, она еще имеет четкие связи между своими элементами, а эти связи, в свою очередь, имеют соответствующие характеристики. Характер этих связей проявляется как раз с наибольшей полнотой в действии нормативной системы.


Основная литература

1. *Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. — М.: «Юристъ», 2002. Гл. 11.

2. *Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. - М., 1998. Гл. IV.

3. *Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 2003. Гл. 17.

4. *Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - М., 2003. Лекция 12.

5. *Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С, Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. — М.: Юрайт-Издат, 2005. Гл. 18.

Дополнительная литература

1. *Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. № 3.

2. *Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. № 2.

3. *Новгородцев П.И. Право и нравственность // Правоведение. 1995. № 6.

4. *Ромашов Р.А. Закон, правило, норма, долженствование // Правоведение. 2001. № 6.

5. *Социальные нормы и девиантное поведение // Юридическая мысль. 2002. № 2.

6. *Шапп Ян. О свободе, морали и праве // Государство и право. 2002. № 5. С. 85-92.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий