Смекни!
smekni.com

Бразилиа (стр. 1 из 3)

Е.В. БАРАНЧИКОВ канд. геогр. наук, доцент кафедры экономической и социальной географии Московского педагогического государственного университета

Схематический план города Бразилиа

Судьба городов, как и судьба людей, богата на сюрпризы. Большинству из них, для того чтобы обрести всемирную известность и славу, пришлось пройти длительный путь становления и развития, в муках добывать почитание и восхищение. А сколько из них сошло с дистанции, сгинуло в бурных водоворотах мировой истории, утратило свое значение, навсегда потеряв все претензии на величие! Однако на общем фоне постоянной борьбы за выживание выделяются города, которые получили всё и сразу. В том, что они сегодня процветают, их заслуги нет. Это города «из пробирки» — их придумали люди, а сделали деньги. Они появились в буквальном смысле на пустом месте и в одночасье обрели статус столичных городов. Конечно, в этом был глубинный смысл. Все они были призваны сыграть роль новых центров тяжести, опорной базы для интенсивного развития глубинных районов своих стран. Большинство из них очень молоды, но уже сильно разрослись. Один из таких городов — новая столица Бразилии.

Идея переноса столицы Бразилии в глубинные районы страны имела длительную историю. Еще в конце XVIII в. с этим планом впервые выступили революционеры-сепаратисты, начавшие борьбу за освобождение Бразилии от колониального гнета Португалии. Местонахождение столицы в одном из портовых городов (сначала в Сан-Салвадоре, с 1549 г.; затем в Рио-де-Жанейро, с 1763 г.) способствовало закреплению власти метрополии. Большую опасность для них представляли военные эскадры стран — соперниц Португалии. Так, с 1624 по 1654 г. Нидерланды оккупировали почти все северо-восточное побережье страны, в том числе и ее столицу — Сан-Салвадор. В 1711 г. французы высадились в крепости Рио-де-Жанейро и разграбили ее. В такой ситуации объективно возникло предложение перенести столицу в так называемые «сертаны».

В 1822 г., то есть в год обретения независимости, было предложено имя новой столицы — Бразилиа (Brasilia). В 1889 г., когда страна была провозглашена республикой, пункт о создании новой столицы в глубине страны был записан в ее конституции. Поскольку столицей страны в то время являлся Рио-де-Жанейро, для обеспечения военной независимости и предотвращения гегемонии любого из штатов этот город был временно провозглашен Федеральным столичным округом.

С 40-х годов ХХ в. идея переноса столицы уже связывалась с активной колонизацией внутренних территорий. Очевидно, что в этой ситуации требование конституции о том, чтобы место для новой столицы было выбрано в саваннах Бразильского плоскогорья, ближе к географическому центру страны, обрело новый смысл. Окончательно сдвинули с мертвой точки дело строительства новой столицы два обстоятельства. Одно из них касалось переноса государственной администрации подальше от крупных городов юго-востока страны, который к тому времени превратился в «логово» кофейно-мясной олигархии (в народе ее образно называют «кофе с молоком»). Второе было связано с резким обострением социальных противоречий в старой столице. Фешенебельный центр здесь соседствовал с дешевыми ночлежками, а загородные коттеджи — с фавелами (районами трущоб).

Сразу же после Второй мировой войны начались изыскания на участке площадью 5814 км2, расположенном между параллелями 15° 30' и 17° ю. ш. и меридианами 46° 30' и 49° 30' з. д., как раз на пересечении границ трех штатов: Минас-Жерайс, Гояс и Мату-Гросу, недалеко от города Гояния. Первый из штатов считается староосвоенным регионом, два остальных — территориями нового освоения.

Условия оказались здесь наиболее благоприятными. Рельеф местности представляет собой систему выровненных нагорий (шапад) со средней высотой над уровнем моря 1170 м. Растительный покров состоит из островков лесных сообществ внутри кустарниковых саванн кампос-серрадос. Климат этой местности тропический континентальный. Средние температуры января составляют +22 °С, июля +19 °С. Максимальная температура составляет +35 °С, минимальная +2 °С. Красные ферралитные почвы в сочетании с обильным увлажненнием (1200—1500 мм/год) способны обеспечить развитие пригородного сельского хозяйства, а также крупного плантационного и фермерского хозяйства. Самым важным природным ресурсом для последующего развития города должны были стать не полезные ископаемые, а нетронутая вода для снабжения населения и хозяйства, благоприятные для жизни людей климатические условия, чистая атмосфера и зелень окружающей территории. Недаром главным при планировке новой столицы стало такое требование: «девственные леса должны подходить вплотную к правительственным зданиям, символизируя осознание бразильским народом ее исторической миссии освоителей земель».

Итак, в 1956 г. было принято решение о начале строительства новой столицы. В 1957 г. оно развернулось в полную силу. А уже 21 апреля 1960 г., то есть в 460-ю годовщину открытия Бразилии португальским мореплавателем Педру Алваришем Кабралом, правительство страны торжественно переехало в новую столицу. Участок территории, на котором находилась новая столица, был объявлен особой территориальной единицей Бразилии — Федеральным столичным округом. Федеральный столичный округ Рио-де-Жанейро был ликвидирован, а сам город стал столицей одноименного штата.

В результате проведенного конкурса был принят проект архитектора Лусио Коста. Тогда он выглядел суперсовременно. Город с высоты птичьего полета должен был выглядеть как натянутый лук со стрелой, самолет или птица ибис. Новая столица воплощала мечту о полете. Выгодность проекта была оценена с точки зрения просторной расстановки зданий, повсеместного озеленения, обрамления города огромным водохранилищем, что позволяло обеспечивать город водой. Большое место было отведено пригородным земельным площадям для развития сельского хозяйства.

Всемирную известность обрел план города. По центральной линии «фюзеляжа» проходит самая широкая в мире городская магистраль — проспект Министерств, или так называемая Эспланада. На ней в стандартных 20-этажных зданиях из бетона и стекла, стоящих поперек проспекта одно за другим, разместились важнейшие министерства и Центральный банк страны. После переноса столицы в Бразилию часть министерств, посольств иностранных государств и других официальных учреждений осталась в Рио-де-Жанейро. В «крыльях самолета», размах которых составляет 12 км, расположены жилые кварталы с многорядными удобными автострадами, на которых даже в часы пик не бывает пробок. Буквально в центре города, в месте сочленения «крыльев» и «фюзеляжа», находится автовокзал (напомним, что основной вид транспорта в стране — автомобильный), железнодорожный вокзал вынесен в «хвостовую часть самолета», а аэропорт — на конец его «южного крыла». Там же, на оконечности «южного крыла», сосредоточены учреждения силовых ведомств — казармы военного гарнизона и пожарная часть, а на оконечности «северного крыла» — тюрьма. На восточной окраине города, ближе к водохранилищу на р. Парануа и зеленой зоне, расположены гостиницы, спортивные, детские и медицинские центры, университетский городок. Промышленные предприятия располагаются на западных окраинах города.

Город сам по себе очень необычный. Это одна из самых молодых столиц мира. Здесь не скажешь: по этой улице в таком-то веке ходил великий композитор, поэт, политик. Здесь нет воспоминаний, здесь история делается сейчас, прямо на глазах. Лишь совсем недавно ушли из жизни его главные архитекторы: талантливый градостроитель Лусио Коста и его ученик Оскар Нимейер. Чрезвычайная известность последнего (а он долгое время сотрудничал с «богом архитектуры» Ле Корбюзье) вводит многих в заблуждение. Они считают, что нынешнюю столицу Бразилии построил именно Нимейер. На самом деле проект принадлежит Лусио Коста, а дон Оскар построил здесь всего лишь самые интересные здания. Его мастерской принадлежат разработки знаменитых теперь архитектурных ансамблей города будущего. В них прежде всего поражает смелость мысли и богатство фантазии. Кое-кто считает, что главные идеи были заимствованы им у самих древних египтян.

Жемчужина архитектурных находок мастера — это, безусловно, площадь Трех Властей (Praca dos Tres Poderes) — символ Бразилиа, такой же известный, как Эйфелева башня в Париже, Вестминстерское аббатство в Лондоне или Бранденбургские ворота в Берлине. Площадь расположилась в «носовой части самолета» и имеет форму равностороннего треугольника, таким образом символизируя равенство и единение трех верховных ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

В одном из ее углов находятся небоскребы-близнецы секретариата Национального конгресса (парламента — верховного законодательного органа страны). Рядом, симметрично по обе стороны от них сооружены залы заседаний обеих палат парламента. Зал заседаний верхней палаты — федерального сената — имеет форму чаши, которая символизирует связь с космосом. Зал заседаний нижней палаты — палаты депутатов — наоборот, имеет форму перевернутой чаши, которая символизирует связь с Землей. Во втором углу площади согласно концепции расположен Дворец правительства (верховный исполнительный орган), в третьем — Дворец юстиции (верховный судебный орган). В центре площади установлена мачта высотой 100 м, на вершине которой постоянно развевается полотнище национального флага.

Рядом с площадью Трех Властей находится здание Министерства иностранных дел. В его строительстве применены знаменитые нимейеровские колонны. Вынесенные за стену здания, они создают своеобразную галерею, легкую, воздушную, а за ней — стены из затемненного стекла, что немаловажно в тропиках. В десяти минутах езды от МИДа расположен главный штаб армии. Основным архитектурным достоинством этого здания является огромная арка. Она одновременно служит навесом над трибуной для генералитета, когда на площади проходят военные парады. Здесь Нимейер дал свободу не только фантазии, но и игре инженерной мысли. Арка сделана таким образом, что голос говорящего под ее сводом человека слышен без микрофона в любой точке огромной площади. Если зайти под нее глубже — она повторит сказанное 24 раза, два шага вперед — и эхо будет уже двенадцатикратным. Настоящие чудеса акустики!