Смекни!
smekni.com

Правовая основа индивидуального предпринимательства (стр. 3 из 16)

Стоит отметить, что 2 апреля 1991 г. был принят Закон СССР «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР»[14], который определял предпринимательскую деятельность как «инициативную, самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою ответственность»[15]. Предпринимательство согласно положениям данного закона могло осуществляться с привлечением наемного труда; без привлечения наемного труда: с образованием юридического лица и без образования юридического лица.

Впрочем, данный закон никогда не действовал на территории России, так как ранее, с 1 января 1991 г. вступил в юридическую силу Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Закон РФ от 7 декабря 1991 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»[16] назвал граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью «физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей без образования юридического лица». Так появились аббревиатура ПБОЮЛ, которая получила широкое распространение.

При всем при этом индивидуальные предприниматели вплоть до 1998 года не получили права заключать трудовые договоры в качестве работодателей, т.е. привлекать наемный труд не на основании гражданско-правовых договоров, а на основании трудовых договоров. Однако Федеральный закон от 6 мая 1998 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации»[17], внес изменения в Кодекс законов о труде РСФСР[18] и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, были наделены правами работодателя (ст.15 КЗОТ РСФСР).

Впрочем, получив право на заключение трудовых договоров, законодатель запретил индивидуальным предпринимателям производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.

Сейчас данный запрет установлен ст. 309 Трудового Кодекса[19], ранее данное положение было закреплено в Письме Министерства Труда и социального развития РФ от 4 февраля 1997 г. № 28-6 «О праве индивидуальных предпринимателей на ведение трудовых книжек лиц, работающих у них по трудовому договору»[20]. Поэтому стаж работников индивидуального предпринимателя подтверждается справками, расчетными книжками, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы[21].

Таким образом, развитие законодательства об индивидуальной предпринимательской деятельности граждан можно разделить на три этапа:

Первый этап, заключается в появлении в Законе СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» понятия «индивидуальной трудовой деятельности», которая осуществлялась гражданами на основе государственной регистрации, путем осуществления личной трудовой деятельности.

Второй этап относится к закону РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который ввел понятие «предпринимательская деятельность граждан», и установил личную имущественную ответственность индивидуального предпринимателя.

Третий этап (современный) связан с принятием Конституции Российской Федерации[22], а также первой части Гражданского кодекса Российской Федерации[23], который определил, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п.1 ст.23 ГК РФ).

Стоит отметить, что все нормативные акты, которые регулировали индивидуальную предпринимательскую деятельности граждан, в значительной мере сковывали и тормозили развитие частной предпринимательской деятельности граждан, так как подавляющее число норм данного законодательства носило императивный характер и ставило жесткие ограничение на пути развития индивидуального предпринимательства.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что индивидуальное предпринимательство, хотя и имеет в нашей стране небольшую историю, но уже прошло значительное развитие и все больше признается как созидательная сила экономики.

1.2 Конституционные гарантии индивидуальной предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Конституция России 1993 г. закрепила право человека на свободу предпринимательской деятельности (ст.34 Конституции):

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Столь высокий уровень правового закрепления этого права привел к рассмотрению в отраслевой юридической литературе этого права лишь как конституционного. На этом же уровне рассматриваются конституционные гарантии права на осуществление предпринимательской деятельности, и объявляется наличие для него «объективных предпосылок».

В соответствии со ст. 16 Конституции РСФСР 1978 года распределение предшествовало обмену, то есть обмениваться можно было только тем, что уже распределено в централизованном порядке. Отказ от этого положения явился началом перехода к рыночной модели экономики.

Модернизация экономической модели, закрепленной в Конституции РСФСР 1978 года в качестве «единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории РСФСР», началась с принятием в декабре 1993 г. новой Конституции РФ.

Как отмечалось в правовой литературе, конституционное право отличается от иных отраслей тем, что оно в принципе не призвано регулировать общественные отношения. Конституция определяет фундамент права в стране, закрепляет принципы, основные положения, на которых основываются другие отрасли права. Закрепленные в Конституции РФ постулаты должны развиваться, находить регулирование, конкретизироваться в соответствующих отраслях права. В частности, статьи 8, 9, 34, 35, 46, 53 Конституции РФ касаются предмета регулирования гражданского права и находят соответствующее детальное регулирование в данной отрасли права.

С.Э. Жилинский замечает по этому поводу, что конституционные положения в силу их стабильности и жесткости не подходят для регулирования рыночных отношений, а их роль состоит в другом – гарантировать устойчивость и предсказуемость законодательства о предпринимательстве, основывающегося на ст.34 Конституции РФ[24].

К числу предпосылок конституционного права на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, видимо, могут быть отнесены:

а) конституционная правоспособность лица - потенциального субъекта предпринимательства (с образованием юридического лица или без такового);

б) наличие в экономической сфере широкого круга дозволенных видов предпринимательской деятельности.

Будучи реальным носителем субъективного конституционного права на предпринимательство, гражданин России на протяжении всей своей жизни может так и не прибегнуть к его конкретной реализации и не стать предпринимателем. Другое дело - переход лица в плоскость осуществления конкретной предпринимательской деятельности, которому должно предшествовать приобретение этим лицом субъективного права на осуществление конкретной предпринимательской деятельности. В этой плоскости все конкретно: есть не только конкретный субъект, но и право на конкретную экономическую деятельность, соответствующую целям, которые провозглашает это лицо. Субъективное гражданское право на осуществление предпринимательской деятельности может принадлежать почти всем субъектам гражданского права, независимо от конституционной правоспособности того или иного субъекта, при этом ограничения в осуществлении этого права могут быть весьма серьезными для субъектов, на которых не распространяется гл.2 Конституции РФ. Переход от стадии обладания правом к стадии непосредственного пользования этим правом возможен лишь при выполнении известных условий (предпосылок).

Изложенный подход не противоречит общетеоретическим исследованиям, в которых отмечается, что субъективные права, хотя и ощущаются каждым человеком с социально-психологической стороны, но институционально «не зримы» до той поры, пока не реализуются в практической деятельности людей, с которой субъективные права нередко весьма плотно сливаются. Иначе говоря, именно практическая деятельность переводит субъективное право в плоскость реального воплощения.

Таким образом, конституционное закрепление права на предпринимательство (также как, скажем, и права частной собственности) не должно мешать его рассмотрению как гражданского субъективного права, принадлежащего конкретному субъекту при определенных условиях (предпосылках). При этом методологически неверно трактовать эти предпосылки как признаки самой предпринимательской деятельности.

К числу предпосылок возникновения субъективного права на осуществление предпринимательской деятельности, действующее гражданское законодательство относит:

- как правило, государственную регистрацию гражданина - в качестве индивидуального предпринимателя, а организации - в качестве юридического лица (ст.ст.2, 23, 51 ГК РФ);

- в порядке исключения – разрешение (лицензирование) отдельного вида предпринимательской деятельности (ст.49 ГК РФ).

Самое важное изменение концептуального подхода к предпринимательству - это помещение ст. 34 в главе 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина.