Смекни!
smekni.com

Лесной комплекс (стр. 1 из 4)

МосковскийГосударственныйОткрытыйУниверситет

Кафедра: Экономической теории, маркетинга и менеджмента

Контрольная работа по дисциплине:

Экономика природопользования

На тему: «Лесной комплекс»

Выполнил:

студентка 4 курса

факультета МиЭП

Болдинова Т.А.

Шифр: 9081986

Проверил:

доцент Бордачева Л.В.

Ногинск 2011 г.

Содержание:

1.1 Подходы к определению экономической стоимости лесных ресурсов.

1.2 Запасы лесных ресурсов.

1.3 Использование лесных ресурсов.

Выводы.

1.1 Подходы к определению экономической стоимости лесных ресурсов.

Леса, являясь частью природной сферы, выполняют целый ряд важнейших и уникальных эколого-экономических функций. В связи с этим оценка леса должна носить комплексный, интегрированный характер.

Во-первых, леса играют существенную роль в глобальных круговоротах углерода и кислорода, во многом «отвечая» за состав атмосферы.

Во-вторых, леса ассимилируют экологически вредные выбросы, поддерживая чистоту окружающей, прежде всего воздушной, среды, а так же уменьшают шумовое загрязнение.

В-третьих, леса обеспечивают микроклиматические эффекты, а в планетарном масштабе формируют глобальный климат.

В-четвертых, леса оказывают большое влияние на водообмен и состояние водных экосистем.

В-пятых, леса предотвращают эрозию почвы, препятствуют образованию оврагов и оползней, а также сохраняют ландшафты и плодородие почв.

В-шестых, леса являются местом обитания для большинства видов растений и животных, т.е. служат естественным и обязательным условием сохранения биоразнообразия на планете.

В-седьмых, леса выполняют рекреационные и эстетические функции.

В-восьмых, леса в определенной степени обеспечивают эколого-экономическую безопасность страны.

В-девятых, леса активно используются для хозяйственных целей, являясь сырьем для многих отраслей экономики.

По имеющимся оценкам, эколого-экономический доход от использования первых восьми функций лесов превышает прямой доход от производственной деятельности в сфере лесопользования. Согласно одной из оценок (Т. Миллер), за 50 лет жизни среднее дерево в тропическом лесу обеспечивает экологический доход от производства кислорода, поглощения загрязнения, контроля эрозии плодородия почвы, регулирования водного режима, обеспечения местообитания флоры и фауны в размере около 200 тыс. долл. Проданное же как древесина оно принесет не более 600 долл. Тем не менее человечество до сих пор рассматривает леса в первую очередь как источник уникального и незаменимого сырьевого ресурса. Этот ресурс продается на рынке и имеет устойчивую рыночную оценку. Хорошо поддаются измерению также издержки лесоэксплуатации. Если это естественные леса, то можно подсчитать затраты, связанные с вывозкой древесины. Если леса искусственные, то затраты складываются из издержек на приобретение земли, лесонасаждения, поддержания посадок в необходимом состоянии и их эксплуатацию.

Все остальные факторы, связанные с существованием лесов на рынках, не функционируют, а их проявление не фиксируется в рыночных оценках. Иными словами, функции леса с точки зрения экономической стоимости оказываются нулевыми. Отдельные случаи интернализации отрицательных экстерналий (платежи фермеров за сохранность лесов, углеродные сетки) радикально не меняют тенденции. Ситуация в данной сфере является классическим случаем «провалов» рынка и недооценки природных ресурсов, что является главной причиной (помимо субсидирования, часто скрытого, использования земель лесного фонда) деградации лесов во всем мире, так как реально оцениваемые выгоды от лесоэксплуатации на практике существенно превосходят выгоды от консервации лесов (стоимость неиспользования или отложенной альтернативы).

Такая деградация выражается в гибели лесонасаждений, ухудшении структуры лесов и их качественного состава и, наконец, в обезлесивании, т.е. опережающем росте использования земель лесного фонда, в частности для выведения сельского хозяйства по сравнению с лесовосстановлением. Точные показатели этого процесса определить достаточно сложно, имеющиеся данные разноречивы, однако саму тенденцию не отрицает никто. Помимо этого деградация лесов увеличивает риски климатических изменений и атмосферных трансформаций, ухудшение качества водных ресурсов, утраты биоразнообразия, потерь рекреационных функций природы и в целом отрицательно влияют на жизнедеятельность человека, а в конечном итоге приводит к ущербу для всего общества либо в настоящее время, либо в перспективе (экстерналии между поколениями).

Одним из механизмов изменения ситуации с деградацией лесов может быть прямое государственное регулирование в области их использования, а также сферы земельных отношений.

Однако более важным является введение в хозяйственный оборот экономических оценок всех функций лесных ресурсов. Иными словами, нужно ответить на вопрос: «Сколько стоят или могут стоить лесные экосистемы в экологическом выражении?»

Как уже отмечалось, наиболее приемлемым и признанным методом определения суммарной экономической оценки экосистем, их функций, товаров и услуг является метод расчета общей экономической ценности. Данная ценность интегрирует четыре составляющих: прямую стоимость использования, косвенную стоимость использования, стоимость отложенной альтернативы и стоимость существования.

Применительно к лесам данная концепция на теоретическом уровне хорошо отражает их многофункциональность, а так же многообразие полезностей, причем не только в настоящее время, но и в будущем.

Первая составляющая общей экономической ценности –прямая стоимость использования леса ( вывоз и торговля древесиной, а так же лесоматериалами, использование леса в качестве топлива, заготовка недревесных продуктов, использование биоразнообразия, туризм), как уже говорилось, достаточно хорошо поддается экономическому измерению на рынках. Все вышеперечисленные продукты лесоэксплуатации имеют цену, за исключением, может быть, только тех случаев, когда они не включаются в экономический оборот, непосредственно потребляясь в домохозяйствах.

Применительно к лесу обычно говорят о косвенной стоимости использования, складывающейся из оценки водо- и почвозащитных функции, а так же связывание углерода. В табл. 1.1 приводятся результаты различных исследований, осуществляемых в конце 1990-х – начале 2000 г. по экономической оценке функций защиты лесных водосбросов и запасов воды.

Таблица 1.1

Экономическая стоимость функций леса по защите водосборов и регулирования водных потоков (по Д. Пирсу).

Район исследования Функции защиты водосбора Результаты (долл. на 1Га площади)
Малайзия Защита ирригационной воды, выраженная в её влиянии на урожайность 15
Камерун Защита от наводнений.Защита от наводнений, выраженная в ликвидации потерь деревьев и урожая. 30-24
Индонезия Ослабление засух из-за сохранения лесов и возобновления их роста, выраженное в росте доходов от производства риса и кофе. 3-35на домохозяйство
Турция Уменьшение эрозии почвы, выраженное в стоимости восстановительных питательных веществ, уменьшение ущерба от наводнений. 46
Филиппины Защита рыбных запасов в результате прекращения вырубки леса. 268
Малайзия Защита береговой линии.Защита рыбных запасов мангровыми лесами. 845526
Нигерия Защита урожая лесополосами.Фермерское лесничество. Рост нормы прибыли с 5 до 13-17%Рост нормы прибыли с 7 до 14-22%

Как видно из табл. 1.1, косвенная стоимость водо- и почвозащитных функции при расчете на 1 га не очень значительна, но следует помнить, что площади водных ресурсов при этом могут быть достаточно большими. Кроме того, блага, приносимые за счет сохранения лесов, в данном случае являются общественными и распространяются на все находящиеся в исследуемом регионе. Также при подобных исследованиях авторы сосредотачиваются на отдельных функциях, оценивая только их (что видно из таблицы) и не суммируют эффекты всей совокупности последствий проводимых мероприятий. Поэтому полученные результаты можно расценивать как минимальные.

Вторая составляющая косвенной стоимости лесов связана с определением ущерба от выбросов углерода. В настоящее время имеется обширная литература, в которой анализируются угрозы глобального потепления, связанного с углеродом, и делаются попытки оценить в экономическом плане стоимость его тонны. По некоторым оценкам предельный ущерб можно оценить в 50 долл. за тонну, что является очень высоким показателем. Однако исследователи отмечают, что если бы существовал свободный рынок углеродных квот, то этот показатель не превысил бы 10долл./т. Принимая эту умеренную оценку в расчетах, оказывается, что стоимость углерода в расчете на гектар использованной земли, например, в тропических лесах составляет около 200 долл.

Стоимость отложенной альтернативы существует в том случае, если кто-либо готов платить за ресурсы в будущем, законсервировав их сегодня. Стоимость существования отражает желание платить за сохранение ресурса, не вовлекая его в производственное использование (ценность лес сама по себе в настоящее время и для будущих поколений). Количественное определение этих стоимостей достаточно сложно и основывается на концепции «готовность платить». Механизмами, через которые эти стоимости могут быть выражены, является принцип «долги в обмен на природу», экономическая помощь, дотации для сохранения лесов, а так же различные ценовые механизмы.