Смекни!
smekni.com

Топонимика (стр. 1 из 5)

Топонимика

План:

1.Топонимика как наука.

2.Способы топонимики.

3.Схема записи топонима в карточку.

4.Структура словарных статей.

5.Список поселений исследуемого района.

6.Происхождение Рязанского княжества.

7.Объяснение топонимов.

8.Список используемой литературы.

Каждый человек постоянно встречается с географическими названиями. «Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий, - пишет известный специалист в области топонимики Э. М. Мурзаев. – Они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства. Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живёт, город, страна – всё имеет свои имена».

Топонимика сравнительно молодая наука, изучающая географические названия. Слово «топонимика» образовано от двух греческих слов: topos – место, местность и onoma – имя. Взгляните на географическую карту, она вся испещрена названиями стран, морей, островов, рек, озёр, городов, сёл. И это только малая часть существующих топонимов. Свои имена имеют и очень мелкие объекты: леса, луга, поля, болота, изгибы и затоны рек, отвершки оврагов, холмы и ямы, балки, части сёл и деревень. Такие названия, как правило, не зафиксированы в географических справочниках и редко встречаются в письменных документах, их хорошо знают лишь местные жители. В каждом селе можно записать, обычно, десятки таких названий. Изучение названий мелких объектов является предметом микротопонимики – особого раздела топонимики, делающей пока первые шаги.

Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку, озеро или селение «просто так», случайным сочетанием звуков. Отсюда вывод напрашивается сам собой: объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, непонятное географическое название. Язык народа не является чем-то застывшим, он изменяется, развивается, некоторые слова исчезают совсем, некоторые меняют свой смысл. Поэтому трудно бывает найти объяснение имени той или иной речки, села, города. Но что удивительно, благодаря названиям в наши дни звучат вышедшие из употребления, давно забытые слова родного языка, слова чужих и даже исчезнувших, «мёртвых» языков. За каждым словом стоят удивительные истории, часто легенды, а иногда и курьёзы.

В топонимике исследуемого района наиболее распространенным является суффиксальный способ образования. Названия населённых пунктов образовывались при помощи суффиксов –ов/-ев, -ин(о), -ск, -ищ(и), -ичи, -н(я), -к(а), -ник(и), -ец/-иц, -енк, -т(а). Распространённость их не одинакова. Так, суффикс –ичи, обычный в названиях западной группы славян и на западе Европейской части СССР, зафиксирован на изучаемой территории лишь раз: Якушевичи; -ищи(е) – дважды – Тюрвищи, Погостище; -ец/-иц – трижды - Коренец, Пышлицы, Зимницы.

В Рязанском крае, как показал историко-этимологический анализ топонимов, большинство названий связано с именем первопоселенца или владельца.

Характерны для Рязанского края XVI-XVII веков суффиксы -ов/-ев, -ин, -ск, -к(а). Это примерно 99,95% названий, образованных при помощи суффиксов; они определяют суффиксальную систему рязанских топонимов.

Схема записи:

1. Топоним.

2. Вид топонима

3. Местонахождение

4. Объяснение

5. Источник

Структура словарных статей слагается из следующих частей:

1). Слово-термин. Его определение и языковая принадлежность.

2). Языковые параллели.

3). Этимология (если она есть).

4). Перечень собственных географических названий, образованных термином или при его участии.

Э.М. Мурзаев в докладе «Основные направления топонимического исследования» стремился показать роль трёх наук в исследовании топонимии – лингвистики, истории, географии – и доказать необходимость участия всех трёх наук для создания самостоятельной научной дисциплины – топонимики. Автор подчеркнул, что «нередко географические названия обусловлены содержанием географического объекта», поэтому в ряде случаев только географы могут помочь лингвистам вскрыть истинную этимологию названия.

Все топо- и гидронимы финно-угорского типа нанесены на карту, и при этом они по своим признакам разделены на 2 категории.

1. топо- и гидронимы с многократно повторяющимся суффиксами (особенно –ур и –ор) и звукосочетанием рм, как оказалось, расположены на территории, ограниченной притоками Оки: Солотчей с запада и Унтей с востока занимая при этом весь бассейн реки Гусь.

2. Топо- и гидронимы, лишённые указанных и других подобных им признаков и характеризующие элементы иного языка, хотя и относящегося к семейству финно-угорских.

а)Характерные топонимы для западной части территории: звукосочетание ус – Ермус, Чармус, Пьянгус, Чарус, Киструс, Тогнус и т.д.; ор – Дудор, Ушмор, Ункор, Мунор, Мутор; ур – Шатур, Егреур, Ветчур, Екшур, Шершур, Нинур, Дандур,Чаур и т.д.; ул, уль – Чарсуль, Сысул, Сынтул, Цыкуль и т.д.;

б)Для восточной части (р-н Мурома и восточнее): Лека, Маха, Куршир, Веркуц, Ледь, Тюрвищи, Марса, Марца, Левенда, Стружаны, Шарголи, Виля, Пышлицы, Траново – эти топонимы занимают оба окских берега. Среди них явно вкраплены эрзянские топонимы.

Обе категории топонимов принадлежат до некоторой степени мёртвым, неизвестным нам финно-угорским языкам, но они имеют довольно значительное различие.

Список поселений исследуемого района:


1. Абрахово

2. Аверкиево

3. Аристово

4. Артёмово

5. Батыково

6. Белое

7. Белозерье

8. Беляево

9. Бозово

10. Большое Дарьино

11. Большое Жабье

12. Боярская

13. Быково

14. Владычино

15. Волово

16. Высоково

17. Гостилово

18. Деево

19. Демино

20. Дубасово

21. Дунино

22. Дорофеево

23. Егорово

24. Ерохино

25. Ершово

26. Зимницы

27. Зубово

28. Иваново

29. Калдеево

30. Князево

31. Коренец

32. Корякино

33. Лаптево

34. Лека

35. Левино

36. Лосево

37. Лункино

38. Макарово

39. Наумово

40. Ненашкино

41. Новинки

42. Первушкино

43. Перхурово

44. Погостище

45. Подлипки

46. Подсвятье

47. Полушкино

48. Посерда

49. Прудки

50. Русаново

51. Рябикино

52. Савино

53. Селезнёво

54. Стружаны

55. Тимохино

56. Траново

57. Тюрвищи

58. Ушмор

59. Фомино

60. Фролово

61. Ханино

62. Чарсуль

63. Чебукино

64. Чеканидино

65. Чесноково

66. Чёрное

67. Шабаево

68. Шеино

69. Яковлево

70. Ялмонть



Происхождение Рязанского княжества.

«По Оце реце где потече в Волгу, Мурома язык свой и Черемеси свой язык, Мордова свой язык», говорил наш начальный летописец, перечисляя народы, населявшие древнюю Россию. «А се суть инии (т. е. не славянские) языцы, иже дань дают Руси: Чудь, Меря, Весь, Мурома, Черемись, Мордва» и пр. Следовательно, речная область Оки в первый раз является в истории с обитателями Финского и Чудского племени. Но заговорив о Финском племени и его подразделениях, мы чувствуем под собою почву, далеко не твёрдую. Этот важный элемент в составе Русского государства представляет еще задачу для истории, требующую немало времени и сил для её изучения. Особенно мало сделано для истории и этнографии Финнов восточной России.

Финские народцы, обитавшие в области Оки, по некоторым признакам, составляли только часть большого Мордовского племени. Нетрудно представить себе главные черты их быта при начале нашей истории; без всякого сомнения, он был очень прост и немногосложен, как у всех народов, не вышедших ещё из состояния дикости. Рассеянные небольшими группами или отдельными семьями Финны жили в глуши первобытных лесов, на берегу рек и бесконечных болот; охота и, вероятно пчеловодство служили им главным источником существования; земледелие, может быть, и в те времена входило уже в число их занятий; но ему не благоприятствовали лесистая природа страны и местами скупая, песчано-глинистая почва. В этом случае для нас драгоценны слова Герберштейна, которыми он в первой половине XVI века характеризует Мордовское племя. «К востоку и югу от реки Мокши, - говорит он, - лежат огромные леса, в которых обитает Мордва, народ, говорящий особенным языком. Они отчасти идолопоклонники, отчасти магометане; живут разбросанными селениями, обрабатывают поля; питаются мясом диких животных и мёдом; богаты драгоценными мехами; народ суровый, храбро отбивающий от себя татарских хищников; почти все пешие, вооружены длинными луками и превосходные стрелки». Если сравним с этим известием описание чисто Мордовского быта в наше время, то в главных чертах находим большое сходство; отсюда имеем право заключить, что и с IX века по XVI этот быт изменился очень мало. Так , например, Мордва до сих пор отличается свойственною дикарям неразборчивостью в выборе пищи, только в недавнее время она оставила привычку пожирать самых нечистых животных; а мясо медведей, волков, ежей, белок, вьюнов и ястребов ещё не вышло из употребления.

В XVI веке часть Мордвы исповедовала ислам, заимствованный у соседних Болгар, Казанских и Касимовских Татар; но в IX веке язычество в этих странах ещё не встречало себе ни какого противодействия. К сожалению, религиозные верования северо-восточных Финнов далеко не приведены в известность для того, чтобы можно было построить из них полную систему. Однако, благодаря заметкам некоторых наблюдателей, мы имеем довольно цельное понятие о язычестве Мордовского племени; видим, что оно прошло несколько ступенией религиозного развития и не лишено присутствия господствующей идеи. Верховное божество называется Шкай; за ним следуют низшие боги и богини, между которыми разделены заботы по управлению различными частями мира, таковы: Керемять, Азарава, Паксязар и Паксязарава, Вирьязар и Вирьязарава, Ведьязар и Ведьязарава, Лугазар и Лугазарава, Ютазар и Ютазарава и пр. Все эти имена встречаются в молитвах, преданиях и поверьях у Мордвинов, которые вообще поздно, не охотно подчинились христианству, и упорно продолжают сохранять многие языческие верования и обряды.