Смекни!
smekni.com

Волжская Болгария (стр. 1 из 4)

.

Во второй половине I тысячелетия на территории Среднего Поволжья и Прикамья проходил процесс этно - и культурогенеза многих племен, в результате чего в Хв. было создано крупное восточно-европейское государство — Волжская Болгария, сыгравшее значительную роль в исторической судьбе народов Поволжья и Евразии в целом. По ряду проблем становления этого государства у специалистов отсутствует единая трактовка. Сложившиеся в историографии многочисленные концепции этно- и культурогенеза в сущности сводятся к двум точкам зрения — автохтонной и миграционной. Первая отводит доминирующую роль в процессе этнокультурного объединения местному населению: чувашам, башкирам, ранним славянам, тюркам. Сторонники второй концепции первенство в процессе отдают пришлым тюрко-угорским племенам с определенной инфильтрацией местных этносов. Отсутствует единый взгляд и на частные вопросы. Спорна датировка ранней миграции болгар — VII или конец IX в. Не определено количество переселенческих волн болгар — две или четыре. Дискуссионно время появления постоянных поселений — рубеж VIII-IX, рубеж IX-X или вторая половина — X в.

Несомненно одно — в последние века I тысячелетия на территории Среднего Поволжья и в Прикамье происходили глубинные процессы, завершившиеся созданием государства. Фактически они затрагивали все стороны жизни населения. Во-первых, этнический процесс: переход от племенной обособленности к формированию единого этноса — волжских болгар. Во-вторых, экономический: переход от доминирующего кочевого скотоводческого хозяйства к оседлому земледелию. В-третьих, социальный: переход от племенных объединений к формированию государства, от общинных отношений к феодальным. Четвертый процесс — идеологический: переход от язычества к принятию ислама как государственной религии. Наконец, пятый — становление культуры и формирование единого культурного пространства. Естественно, эти процессы не завершились с образованием государства, но продолжались в ходе государственного развития. Во многом разногласия среди исследователей объясняются определенной ущербностью источниковой базы, вызванной отсутствием полномасштабных раскопок поселений. Могильники при всей специфичности материала дают значительную шформацию д ля изучения раннеболгарской эпохи.

Однако могильники исследованы неравномерно. На некоторых, включающих несколько сотен погребений (Кайбельский, Большетарханский I и II), изучен значительный процент могил, а другие, имеющие несколько тысяч погребений (Танкеевский, Большетинганский, Немчиновский), исследованы частично. При этом следует отметить, что могильники функционировали длительное время (до 150 лет) и включают группы разновременных погребений. Наконец, часть могил ограблена и соответственно потеряла свою информативность.

Тем не менее только по материалам могильников можно реконструировать процессы, которые происходили в конце I тысячелетия. Погребения прежде всего демонстрируют многокомпонентный этнический срез мигрантов. Выявляются несколько разновременных потоков переселений, нередко пересекавшихся друг с другом. Многие из мигрантов (болгары из Приазовья и Нижнего Поволжья, тюрки Западной Сибири, Приуралья; финны и угры из Прикамья и Среднего Урала) целенаправленно переселялись в Средневолжско-Прикамский регион. Для других (мадьяры) пребывание в Среднем Поволжье стало кратковременным эпизодом в их дальнейшем движении на запад. Наконец, дополнительные этническиекомпоненты внесли аборигенные поволжские народности, вовлеченные в исторический процесс.

Основные волны переселения болгар шли с территории Приазовья и Нижнего Поволжья, где располагалось раннегосударственное объединение — Великая Болгария. Распад рыхлого государственного союза привел к тому, что массы кочевых тюркоязычных болгар разбились на несколько миграционных потоков, направившихся в Паннонию и Подунавье, на Балканы, в Среднее Поволжье и Прикамье.

Наличие на территории Среднего Поволжья двух десятков языческих могильников с характерным кочевническим инвентарем свидетельствует, что пришлое население вело преимущественно кочевой образ жизни, скотоводческий по характеру хозяйства, сохраняя родоплеменное деление. Символично наличие одиночных захоронений, впущенных в курганы предыдущих эпох. Подобные характерны для кочевого населения, ведущего подвижный образ жизни, не привязанный к определенной территории. Раннеболгарские погребения (салтово-болгарские по культурной принадлежности) фиксируются в южных и западных районах будущей Волжской Болгарии (Кайбельский, Болынетарханские могильники).

Погребения совершены в грунтовых ямах, тесно примыкающих друг к другу. Ориентированы в направлении восток-запад. Преобладают ямы с отвесными стенками, меньше ям с заплечиками и подбоями. В ряде случаев прослежены следы культа огня. В мужских погребениях зафиксированы комплексы костей лошадей (черепа и конечности четырех ног), располагавшиеся обычно над ногами погребенных. Вместе с костями лошади находят детали конской сбруи: удила, стремена, подпружные пряжки. Сравнительно немногочисленен бытовой материал. В мужских погребениях — кресала, трубицы для трута, кремни, ножи, предметы вооружения — наконечники стрел, редко слабо изогнутые сабли, копья; в женских — железные иглы в деревянных футлярах, амулеты из зубов хищника и рыбьих позвонков.

Наиболее ярким этническим признаком является керамика. Для ранне - болгарских погребений характерны в основном гончарные изделия. Типичные формы — одноручные бомбовидные кувшины, кувшинообразные без ручки (кубышки) и кружкообразные сосуды. Серо-черные сосуды орнаментированы лощением, сплошным или зональным. Лепная керамика малочисленна. Чаще всего она представлена в детских и бедных погребениях, куда ставилась этнически традиционная посуда. В основном это плоскодонные горшки, украшенные волнистой и линейной нарезной орнаментацией. Все варианты посуды характерны для болгарского круга салтовских древностей и генетически связаны с памятниками Приазовья и Нижнего Подонья.

Помимо керамики следует отметить такие этноопределяющие категории, как стремена арочной формы, железные пластинчатые кресала с дугообразной рукоятью с завитками на рукояти либо рукоятью в форме кузнечных клещей.

Одновременно с переселением раннеболгарского населения в восточную часть Среднего Поволжья проникали тюркоязычные племена, вероятно, из Прикамья и Приуралья, оставившие Болыпетинганский, Немчиновский и др. могильники. Материалы погребений уверенно определяют этнос этих групп мигрантов. Широкие могилы располагались неровными рядами. Костяки вытянуты с юго-запада на северо-восток. Нередки коллективные захоронения. Внутри могил часты находки гробовищ. Керамика лепная. Характерны темно-коричневые горшковидные круглодонные сосуды. Орнамент состоит из чередующихся нарезных горизонтальных линий и косо поставленных оттисков мелкогребенчатого штампа или нарезок по шейке и верхней половине туловища сосудов. Для мужских погребений характерно применение серебряных личин-масок или наглазных накладок, изготовленных из пластинчатого серебра. Бытовой материал, особенно в женских погребениях, разнообразен: головные уборы, украшенные накладками, ожерелья из бус и бисера, шумящие подвески с коньковыми шитками, бронзовые копоушки с прорезными рукоятями, подвески-ложечки и колесовидные подвески. В мужских захоронениях много топоров, железных овальных и калачевидных кресал с бронзовыми фигурными рукоятями.

При всех особенностях погребений двух миграционных потоков материалы свидетельствуют о наличии заметных контактов между разноэтничным населением. Возможно, это объяснялось языковой близостью тюркоязычных групп из Приазовья и Приуралья и, безусловно, единым способом хозяйства— кочевым скотоводством.

Позднее к этим двум потокам переселения добавилась широкая инфильтрация населения, генетически связанного с тюркоязычными племенами Западной Сибири, Среднего Урала, Верхнего и Среднего Прикамья. Эти группы расселялись в основном в западном и центральном регионах (Танкеевский, Лебяжинский, Алексеевский могильники), но проникали и на юг, и в правобережье Волги, где вступали во взаимодействие с ранними переселенцами.

Погребения этих племенных групп ориентированы с востока на запад и тесно примыкают друг к другу. Преобладают ямы с отвесными стенками. В мужских погребениях зафиксированы жертвенные комплексы из черепов и четырех ног лошадей. Комплексы закладывались в специальные ямы в ногах погребенного. Лицо покойника покрывалось шелковой тканью, на которую накладывались серебряные пластины — личины с прорезями для глаз и рта. В погребениях много орудий труда (тесла, серпы, топоры), оружия (стрелы, копья, сабли), бытовых предметов (ножи, кресала, шилья). Примечательно появление следов социального неравенства: из основной массы выделяются богатые погребения воинов-всадников. В женских погребениях много украшений (накладки головных уборов, височные подвески, бусы и бисер, пронизки. перстни, браслеты).

Лепная керамика этой группы мигрантов представлена плоскодонными и круглодонными горшковидными сосудами.

В X в., накануне новой миграционной волны, в Средне волжском регионе появляются сезонные стойбшца. Их появление связано не с эволюцией хозяйственного облика скотоводческого населения, а с закреплением территории за определенными кочевьями. Возможно, появлялись и первые постоянные поселения земледельцев при сохранении доминирующего значения кочевого скотоводства.

Переселение болгар из Приазовья было не одноразовым явлением. Не вдаваясь в споры специалистов о количестве миграционных волн болгар и их хронологических рамках, отметим несомненное проникновение нового болгарского потока в X в. (с начала этого столетия, как считают одни археологи, либо в третьей его четверти, по мнению других). Новая волна болгар выявляется по материалам погребений в восточной части Танкеевского могильника. Здесь с языческими могилами соседствуют мусульманские погребения, что свидетельствует о частичной исламизации новых переселенцев. Комплексы погребений болгар-язычников второй волны включают своеобразную керамику и вещевой набор. Характерны круговые гончарные одноручные кувшины, отличающиеся от сосудов первого этапа вытянутыми пропорциями, желто-красным цветом и отсутствием лощения. Появляются новые формы круговой посуды— корчаги и амфоры. Часты находки подвесок — «всадниц», пластинчатых и витых браслетов, коньковых кресал.