Смекни!
smekni.com

ТЭК и совершенствование структуры мировой экономики (стр. 1 из 2)

Структура мировой экономики.

За почти пять послевоенных десятилетий масштабы и географическая структура мировой экономики существенно изменились. В целом мировой ВВП за 46 лет возрос почти в 5,9 раза. При этом экономический потенциал наиболее развитых регионов середины 20 века – Северной Америки, Европы, Австралии и Океании – увеличивался медленнее, чем мировой экономики в среднем. В результате их доля в ВВП мира заметно снизилась. Сокращение доли Северной Америки в мировой экономике полностью произошло за счет снижения в ней удельного веса США, в то время как доля остальных североамериканских стран возросла.

С другой стороны, несколько быстрее мирового потенциала в среднем росли экономические потенциалы Южной Америки и Африки, так что удельный вес этих регионов в мировой экономике несколько возрос. Однако настоящей “рекордсменкой” второй половины 20 века стала Азия. Ее ВВП возрос настолько, что ее доля в мировом ВВП возросла вдвое, что позволило ей стать крупнейшим экономическим регионом мира конца 20 начала 21 века. Если в 1950 г. совокупные размеры экономик азиатских стран более чем вдвое уступали аналогичным показателям и Европы, и Северной Америки, то сегодня Азия по размерам ВВП почти в 1,5 раза превосходит каждый из этих регионов.

Структура мировой экономики с точки зрения преобладания различных типов социально-экономических систем на первый взгляд практически не изменилась. Более того, может сложиться впечатление, будто бывшие социалистические страны добились хотя и незначительного, но все же перевеса над странами с рыночной экономикой. Совокупный ВВП первой группы стран увеличился в 6, 1 раза, а второй – в 5,8, в результате чего удельный вес бывших соцстран в мировом ВВП повысился с 15,3 до 15,9 %, а стран с рыночной экономикой снизился с 84,7 до 84,1%.

Однако, это впечатление обманчиво. Фактически единственным фактором относительно лучших показателей первой группы стран явился феноменальный рост экономики Китая, доля ВВП которого в мировой экономике составляет 10,2%.

Самым медленным экономический рост был в бывшем СССР (2,2 раза), приведший к сокращению его доли в мировом ВВП с 7,3% до 2,7%.

В группе стран с рыночной экономикой темпы роста ВВП в развивающихся странах почти вдвое превзошли соответствующий показатель развитых стран, в результате чего доля последних в мировой экономике сократилась с 63,0 до 52,7%, а доля развивающихся стран возросла почти в 1,5 раза – с 21,7 до 31,4%. На фоне повышения доли в мировой экономике всех развивающихся стран и таких их групп, как страны Латинской Америки и страны-энгергоэкспортеры, наиболее тяжелая ситуация сложилась в африканских странах, расположенных южнее Сахары (СЮС). В них темпы роста ВВП были самыми низкими среди всех стран с рыночной экономикой, а их удельный вес в мировой экономике снизился с 2,3 до 1,8%.

На динамику абсолютных размеров ВВП существенное влияние оказывает динамика численности населения. При росте мирового населения в целом в 2,3 раза население Северной Америки, Европы, бывших социалистических и развитых стран росло медленнее среднемировых показателей. В других группах стран население росло быстрее, причем наиболее быстро в странах-энергоэкспортерах и африканских странах.

Состояние ТЭК и его роль в экономике страны

Состояние топливно-энергетического комплекса страны в определяющей мере является следствием финансового положения энергетических компаний и экономических перспектив бизнеса в соответствующих сферах. В этой плоскости ситуация неоднородна. Если достаточная обеспеченность капиталом компаний в сырьевых отраслях обуславливает ускоренное развитие добывающих производств, то для инфраструктурных сфер характерны прогрессирующее старение и износ основных производственных фондов, опережающие темпы выбытия стареющих производственных мощностей по сравнению с темпами ввода новых, ограниченные инвестиционные возможности. При этом характер воздействия негативных тенденций производственного развития в инвестиционно- неблагополучных секторах различен: если в электроэнергетике по-прежнему сохраняется общий избыток установленной энергетической мощности и есть резерв для запуска конкурентного рынка с начальным избытком предложения, который позволит обеспечить рыночный импульс развития отрасли, то в газовой отрасли спрос уже не покрывается объемами добычи газа.

Существуют проблемные тенденции в состоянии нефтеперерабатывающего комплекса. Суммарные инвестиции в нефтепереработку, при достаточной обеспеченности капиталом нефтяных компаний, значительно ниже инвестиций практически во все другие сектора ТЭК. Модернизация НПЗ и повышение глубины переработки нефти, необходимость которых подтверждалась в течение периода реформ различными правительственными программами и рассматривается в качестве одной из задач Энергетической стратегии, не является объективной тенденцией – нефтяные компании, продолжая инвестировать в добычу нефти, не спешат осуществлять коренную реконструкцию действующих НПЗ с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов. Низкое качество российских нефтепродуктов сдерживает развитие их экспорта, консервируя сырьевую структуру внешнеторгового предложения российского ТЭК. Непрозрачной остается структура загрузки действующих НПЗ, мощности которых требуют комплексного технологического обследования и перемаркировки.

В последнее время наметились позитивные тенденции развития инфраструктуры по транспорту энергоресурсов, в первую очередь нефти, в виде строительства собственных экспортных нефтетранспортных направлений (Балтийская трубопроводная система, нефтепровод Суходольная-Родионовская), снижающих зависимость России от транзита энергоресурсов по территории сопредельных государств. Вместе с тем, для внутренней системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов по-прежнему характерна высокая степень износа транспортных мощностей, нуждающихся в реконструкции.

Финансовые перспективы бизнеса в отдельных сферах ТЭК, в первую очередь электроэнергетике и газоснабжении внутреннего рынка, остаются сдерживающим фактором развития производства. Амортизационная политика не обеспечивает простого воспроизводства основных фондов, которое в значительной мере осуществляется за счет прибыли. Прибыль в этих отраслях низка ввиду, с одной стороны, устаревшей отраслевой структуры, не создающей рыночной мотивации для менеджмента и работников компаний по снижению издержек и повышению прибыльности, а с другой стороны, в результате низких тарифов, не отражающих реальную рыночную ценность продукции. В таких условиях компании не в состоянии привлечь частный капитал для финансирования мероприятий по модернизации производства и расширенному воспроизводству. Неэффективность внутренней экономической организации и низкие цены ведут к недостаточности внутреннего накопления для этих целей. В динамике совокупность этих факторов неизбежно имеет следствием ситуацию производственного дефицита.

Экономический рост в стране вызвал устойчивый рост спроса на продукцию ТЭК. С одной стороны, это следует расценивать как положительный фактор. Однако качественные характеристики и структура спроса серьезно деформированы. Растущий спрос в значительной мере является энергоемким и консервирует технологическую отсталость промышленности, при этом наиболее сильные тенденции роста спроса наблюдаются в сферах, где ценовые сигналы наиболее далеки от экономически оправданных (газовая отрасль).

Важным фактором являются сезонные колебания спроса, обусловленные естественными климатическими причинами. При этом система подготовки к осенне-зимнему периоду носит краткосрочно ориентированный характер, тогда как наибольший эффект она может принести при постановке этой системы на долгосрочную основу с использованием механизмов перспективного государственного прогнозирования балансов топливно-энергетических ресурсов.

ТЭК по-прежнему остается источником серьезного загрязнения окружающей среды. Сжигание попутного нефтяного газа в факелах, использование устаревших технологий сжигания угля, высокий уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу представляют собой в перспективе одну из основных проблем сектора.

Имея в виду ту немалую роль, которую играет Россия в мировой энергетике, нельзя преуменьшать российский фактор и в решении нарастающих глобальных экологических проблем.
Россия должна быть готова к тому, что мировое сообщество в перспективе резко ужесточит требования к уровню экологических стандартов для энергетических отраслей во всех регионах мира. В то же время устойчивость российского ТЭК одинаково необходима как для отечественных, так и для зарубежных потребителей, ибо продукция ТЭК составляет примерно 25% всей стоимостной величины выпуска национальной промышленности, а поставки энергетического сырья из России в последнее время покрывают 80% потребностей Украины, 100% - стран Балтии свыше 50% - стран Восточной и Центральной Европы и до 20% - западноевропейских стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). .
Энергетический комплекс:
прежние технологии и новые требования
Богатый природный энергетический потенциал обеспечивает России весьма выгодное положение. Она по-прежнему является единственной крупной мировой державой, полностью удовлетворяющей свои энергетические потребности за счет собственных ресурсов. По запасам минерального топлива на душу населения Россия находится впереди всех крупных промышленно развитых государств. В этих условиях торговля энергоносителями и минеральным сырьем до сих пор выступает главным реальным профилем специализации страны в международном разделении труда и это можно оценивать не столько как слабость, сколько как важное временное стратегическое преимущество с национальной и глобальной точек зрения.

Роль топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в развитии мировой экономики не уменьшается, а возрастает. Современная экономика, несмотря на интенсивное внедрение энергосберегающих технологий, продолжает неуклонно увеличивать масштабы общественных и индивидуальных энергетических потребностей. По подсчетам специалистов, объем мирового производства и потребления первичных энергоносителей в начале ХХI в. превысит 10 млрд. условных тонн. При этом 75% потребления будет приходиться на развитые страны, где проживает всего лишь одна шестая часть населения земли. Обобщенные данные показывают, что у России есть еще большие резервы по качественному улучшению использования своего топливно-энергетического комплекса. Например, ВВП США примерно в 10 раз больше ВВП России, а объем производства электроэнергии в России меньше соответствующего американского выпуска всего в 4,7 раза. Это значит, что в России на единицу ВВП тратится в 2 раза больше электроэнергии, чем в США. Конечно, в целом более суровый климат в России не может не требовать дополнительных расходов различных видов энергии, в том числе электрической. Однако это не может быть доводом в пользу чрезмерной электро- и энергоемкости валового внутреннего продукта страны.