Смекни!
smekni.com

Архангельская область 2 (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Вехи истории……………………………………………………………….5

2. Возникновение Архангельской области……………………………….…8

3. Кенозерье………………………………………………………………….10

4. Деревянное зодчество русского севера……………………….…………14

5. Холмогоры……………………………………………………….………..18

6. Каменная архитектура Севера
в эпоху Древней Руси………………………………………………………..19

Заключение…………………………………………………………………...24

Список использованной литературы………………………………………..26

Введение

Север - чистый, неиссякаемый родник русской народной культуры. В коллекциях Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» представлено такое собрание древних северных икон и древней языческой культуры, которому могут позавидовать многие музеи мира. Многим известны искусные работы холмогорских косторезов, имеющих многовековые традиции.

В области находится крупнейший в мире музей деревянного зодчества и народного искусства – «Малые Карелы». Для сохранения уникальных шедевров деревянной архитектуры в 70- х годах сюда были перевезены более ста памятников изо всех отдаленных уголков огромной Архангельской области.

В 1146 году был основан Каргополь. Святыня Каргополя - величественный Христорождественский собор. Он возведен в 1562 году, когда на Руси царствовал Иван Грозный. Благовещенский собор, построенный на пожертвования прихожан и Петра 1, украшен знаменитой Каргопольской каменной вязью, по своей красоте, не уступающей внешнему убранству флорентийских дворцов эпохи Возрождения.

На юго-западе области находится таежный, озерный край, чудом сохранивший атмосферу Древней Руси. Это национальный парк «Кенозерский» - самая интересная и перспективная для развития туризма, экологических программ и исторических исследований заповедная территория России. В Кенозерье и сегодня в замысловатом единстве сочетаются православие и древние языческие культы.

На Белом море расположены знаменитые Соловецкие острова. Со всех концов земли едут сюда туристы и паломники, чтобы поклониться святыне, прикоснуться к неостывшим камням истории. В 1557 году были возведены Успенский собор и знаменитая трапезная, а в 1558 году началось строительство крупнейшего храма на Руси величественного Спасо-Преображенского собора. Этот храм - цитадель со стенами шестиметровой толщины и подземными ходами и сегодня приводит в восторг современных архитекторов.

Архангельская область занимает первое место в России по количеству и значимости памятников деревянного зодчества и венчает десятку российских регионов, знаменитых своим культурным наследием.

Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник включен в список Мирового наследия ЮНЕСКО. Живописны и разнообразны ландшафты многих других мест региона с сохранившимися в девственном виде флорой и фауной. В области свыше 200 тысяч озер, богатые ягодные и грибные места, возможности удачной охоты и рыбалки.

1. Вехи истории

Самые ранние поселения на Беломорском Се­вере появились на Кольском

полуострове за 7 - 6 тыс. лет до новой эры, а постоянные поселения добытчиков моря - рыболовов, охотников - поя­вились значительно позже - за 3 тыс. лет до н.э. Расселение в дальнейшем постепенно продвига­ется в сторону Печоры и к Приобьо.

В VI - IX веках у восточных славян появляется интерес к Европейскому Северу. Наверное, не ради спортивного интереса норвежский мореплаватель Отэр в 870 - 890 годах неоднократно плавал на Север. Говорят, что он добывал моржовые клыки и бивни мамонтов. Хорошее дело. Но как добывал и где? Моржовые клыки можно было добыть, на­колотив моржей и выломав клыки. Но мамонты в ту пору значились уже вымершими. Неужто Отэр посылал свою дружину на поиски бивней в нео­битаемую тундру? Отэр был мореплаватель, торг­овец. Сапожник не занимается скотоводством, чтобы шить сапоги на продажу. Он покупает готовое сырье. Стало быть, и Отэр скупал или обменивал, выменивал на другой товар моржовую и мамонтовую кость, добытую местным населением. А это означает, что в VIII - IX веках на берегах Белого моря местное население занималось торговлей.

Слава о быстром обогащении Отэра быстро разлетелась по всей Скандинавии. За это жестоко поплатились поморы, чудины, весины и прочие народы, населявшие прибрежные районы Заволочья. Викинги повадились туда с грабежами и долго не давали покоя, пока заволочане сами не озлобились и - "ходиша войной на мурманы". Мурман они "повоеваша". Мурманы успокаивались после таких уроков, но ненадолго, - им снова приходилось напоминать, что опасно играть с огнем.

С чужими грабителями все же воевать проще. Хуже, когда повадятся свои. А свои, из ближайшего княжества Новгородского, припожаловали тотчас же вслед за чужими. В 1032 году или около этого времени новгородский посадник на Двине Улеб совершил поход с Северной Двины к "Железным воротам", - так назывались Карские ворота. Началась массированная колонизация Север

а. Новгородская же вольница, разрозненные отряды первопроходцев и добытчиков проторили дорогу в Заволочье никак не позже славных норвежцев.

В 1136 году, как установили видные ученые, очень видные, на Северной Двине появился Ар­хангельский монастырь. Михайло-Архангельский. А в 1417 году - Николо-Корельский. Но, употребляя термины тех же ученых, видных и очень видных, следует сказать, что "они (монастыри) идут вслед за русско-христианской жизнью, а не ведут ее за собою, не вносят ее в пределы, дотоле ей чуждые".

Известий о Михайло-Архангельском монастыре мало, очень мало, а до 1419 года их вообще не было. В 1419 году на Беломорский Север "пришедше мурманы войною 500 человек с моря в бусах и шняках. Архистратига Михаила монастырь, Цигломино, Хечемино, три церкви сожгли, а христиан и чернцов всех посекли. И заволочане две шняки мурман избиша, а инии убегоша на море". Видимо, это был не самый расцвет монастыря, когда объ­явилось такое неделикатное соседство. Видимо, раньше у Михайло-Архангельского монастыря дела шли намного лучше. Но и тогда монастырю при­надлежало более тридцати деревень и многие рыб­ные ловли: "тоня на Большой Двине выше города по городскую сторону у стрелецкия слободы, 1/3 тони "Нячеры" большой, тоня куромная "Нячера меньшая", тоня в няше вверх Хечемины от Заост-овки вниз, в Заостровской волости подле Заостровку запесочный хвост

, в Лисестровской волости половина речки Метушницы, да в Лекове курье, тоня куромная на Наймаксе (Маймаксе), тоня ку­ромная Глинник..." И еще множество тоней вплоть до Кехты и Ракулы. Монастырь занимался морским промыслом. Одной палтусины добывалось за сезон более тысячи пудов. Монастырь имел свои соляные варницы, мельницы, крупный рогатый скот. Все это надо было - продукты моря, недр и животно­водства - куда-то вывозить на продажу, а вывозить - только по морским дорогам. И, конечно же, у монастыря был свой флот и своя судостроительная верфь. И, конечно же, беломорские монахи, кроме всего прочего, были еще и славными мореходами. Если сооружать памятник беломорским монахам, то в одной руке монаха должны быть символы земледелия, в другой - символы моря.

Монастыри Севера и Беломорья - главные вехи в истории развития не только нашего края, но и всего Европейского Севера России.

2. Возникновение Архангельской области

Архангельская область — один из старейших регионов России. В верховьях Онеги обнаружены стоянки первобытных охотничье-рыболовецких племён эпохи неолита.

Заселение и хозяйственное освоение русскими побережий северных морей началось почти тысячу лет назад. Продвигаясь на Север по долинам Онеги и Северной Двины, новгородцы ещё в конце X века вышли к южным берегам Студёного (Белого) моря. Основой хозяйственной жизни здесь стало рыболовство, а позднее и морской зверобойный промысел. Исстари поморы занимались также земледелием и скотоводством. В поморских селениях столетиями совершенствовался и передавался из поколения в поколение опыт мореходства и промысла в водах сурового Заполярья. На своих лёгких парусных судах архангельские мореходы вышли в открытый океан, открыли многие полярные острова и основали поморские поселения на островах Колгуев, Вайгач, Новая Земля, Моржовец.

Территория современной Архангельской области была известна со времен разбойных варягов. "Белая Сарматия", "Страна полуночная", "Биармия"- так называли современники придвинские земли, где перекрещивались торговые пути скандинавов и чуди, татаро-монголов и купцов Великого Новгорода. Но многочисленные поселения людей имелись здесь еще в эпоху неолита. Одними из первых жителей края были, по-видимому, предки саамов.

С 11 века ватаги новгородских ушкуйников все настойчивее проникали на восток и север края по разведанным ими рекам Свири, Емце, Двине, Выгу, Нюхче. За дружинами шли иноки, безземельные пахари, всякий люд, скрывавшийся от татарского насилия или диктата новгородских посадников. Принеся более высокую цивилизацию Северу, они вместе с тем вытесняли его аборигенов с лучших мест и "примучивали лопь дикую и карельских детей" к своему промыслу.